Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа
Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.
Введение
1. Возникновение экономического кризиса
1.1 Экономические циклы
1.2 Экономические кризисы за рубежом
1.3 Особенности экономического кризиса в России
2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России
2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение
2.2 Реформа банковского сектора
2.3 Модернизация автомобильной промышленности
3. Выводы и предложения
3.1 Выводы
3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния
3.2.1 Банковская система
3.2.2 Модернизация экономики
3.2.3 Автомобильная промышленность
Список используемой литературы
Ситуация с рублевой ликвидностью нормализовалась. Процентные ставки на межбанковском рынке снизились Выступление на XХ съезде Ассоциации российских банков (Председатель Банка России С.М. Игнатьев).[22]
Еще год назад
считалось, что наша банковская система
неуязвима и практически
К настоящему времени ситуация в банковской системе в значительной мере стабилизировалась. Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре (тогда он составил 6%) и практически прекратился в ноябре. В декабре 2009 г. возобновился приток средств населения во вклады. В последние 3 месяца не принято ни одного решения о санации банков. Ситуация с ликвидностью нормализовалась. Девальвация была постепенной и управляемой. Началась она 11 ноября 2008 года. Закончилась 23 января 2009 года.
3.3 Модернизация автомобильной промышленности
Автомобильная промышленность России сейчас переживает не лучшие времена. Спрос на легковые автомобили в условиях финансового кризиса упал: банки выдают кредиты под более высокие проценты или вообще не выдают, да и не берут их особо сейчас граждане, выжидают.[30]
В начале 2009 года
некоторые отечественные
В среднем, по данным Минпромэнерго, продажи отечественных легковых автомобилей в первом квартале 2009 сократились на 14% - с 232 до 200 тысяч. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое - с 46 тысяч до 80 тысяч.
Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 году его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда: рубль стабилен, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.
По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. "Они по привычке считают, что управляют рынком, - отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. - Но столкнулись с дешевыми иномарками - Daewoo Nexia, Hyundai Accent". По оценке инвесткомпании "Атон", "автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества". Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же "АвтоВАЗ" "рискует утратить основное конкурентное преимущество - низкие цены". По данным журнала "Авторевю", в московских салонах, по данным на 2009 год стоимость "десяток" составляет 8250-10600 долларов.[24]
Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании "УралСиб" Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в первом квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.
Производство
автомашин в 2009 году в России упало
на 60%.Продажи также резко
Производство легковых автомобилей в России в 2009 году упало на 59,4% до 596 тыс. 857 штук. Такие данные приводит "АСМ-Холдинг". "Кризис нанес тяжелейший удар почти по всем странам и компаниям. " При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи в 2009 году сократились на 49% – до 1,466 млн штук. Иностранные бренды чувствовали себя лучше российских: объем их производства составил 47,3% относительно 2008 года, у российских марок этот показатель на уровне 36,1%. [31]
О том, что российский автопром особенно сильно пострадал от кризиса, говорилось многократно. Заводы в Нижнем Новгороде, Тольятти, Набережных Челнах были вынуждены останавливать конвейеры – в январе 2009 года, а затем и летом.
Останавливали производство и на заводе Ford во Всеволожске, летние каникулы рабочим устроили на заводах в Елабуге (GM – Автоваз) и в Санкт-Петербурге (Toyota).
Особенно тяжелой была ситуация в Ижевске, где местный завод сломался под тяжестью просроченных долгов – они составили более 3 млрд рублей. В апреле компания объявила о закрытии производства и увольнении 5 тыс. сотрудников – 90% персонала завода. [31]
В 2010 году эксперты ожидают начала нового роста: GL Group прогнозирует рост спроса на 3,6% до 54,7 млн автомобилей на мировом рынке. Президент организации автопроизводителей России (ОАР) Игорь Корочкин прогнозирует рост рынка в России на уровне 20%.
Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.
По данным Ассоциации
европейского бизнеса (АЕВ), продажи
новых легковых автомобилей и
легкого коммерческого
Производство автомобильной техники на отечественных предприятиях в январе-июле 2009 года составило лишь 36,3% к аналогичному уровню 2008 года, подсчитали аналитики консалтинговой компании "АСМ-холдинг". Выпуск автомобилей зарубежных брендов в РФ пострадал меньше и составил 46,9% от объемов семи месяцев прошлого года.
Традиционные лидеры российского автопрома - "АвтоВАЗ" и КАМАЗ - понесли значительные убытки.
"АвтоВАЗ"
по итогам первого полугодия
2009 года понес убыток в размере
14,2 миллиарда рублей по РСБУ
против чистой прибыли в 1,5
миллиарда рублей годом ранее.
Его выручка от продажи
Чистый убыток КАМАЗа за первое полугодие составил 1,6 миллиарда рублей по РСБУ против чистой прибыли в 2,6 миллиарда рублей годом ранее. Выручка от продаж автомобилей в январе-июне сократилась более чем в два раза.[30]
В тяжелом положении оказался и ГАЗ. Выручка ОАО "ГАЗ" по РСБУ в первом полугодии 2009 года упала на 58% - до 5,3 миллиарда рублей. Общая задолженность "Группы ГАЗ" составляет 44 миллиарда рублей. Летом правительственная комиссия одобрила предоставление ей госгарантий на 20 миллиардов рублей для реструктуризации долга.[30]
К снижению показателей привело падение спроса, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Машину покупают, только если удовлетворены другие потребности, поэтому кризис подкосил автопром одним из первых, и восстанавливаться он будет медленнее прочих отраслей, отмечает ведущиё эксперт УК "Финнам".
Но автопром - стратегически важная отрасль, поэтому правительство приняло ряд мер по его поддержке. В частности, речь идет о госгарантиях по кредитам предприятий, субсидировании процентной ставки по автокредитам (сначала программа распространялась на машины стоимостью до 350 тысяч рублей, затем до 600 тысяч рублей), снижении тарифов на перевозку машин.
Кроме того, правительство с 12 января 2009 года на девять месяцев повысило пошлины на ввоз иномарок, теперь предполагается продлить их до июня 2010 года.[18]
Чтобы бороться с кризисом сообща, несколько крупнейших автопроизводителей РФ объединились в холдинг "Росавто" под управлением госкорпорации "Ростехнологии".
Для поддержания отечественного автопрома было разработано множество программ.
По предварительным расчетам Минпромторга, приступившего в августе 2009 года к разработке программы по утилизации, необходимо было выкупить у населения около 200 тыс. машин. Алексей Кудрин сообщил, что за каждый подержанный автомобиль будут давать по 50 тыс. руб. Станция, которая утилизирует такой автомобиль, выдаёт его владельцу соответствующий сертификат, который, по сути, является аналогом ваучера на скидку в размере 50 тыс. руб. В сертификате делают отметку о снятии машины с учета в ГИБДД, после чего можно предъявить его дилеру при покупке нового автомобиля. Дилеру затраты по скидке возместит бюджет. Предполагалось, что подобным образом можно будет купить любую машину, собранную на территории РФ, в том числе иностранного бренда (в России работают заводы по сборке Renault, Ford, Nissan, Toyota, Opel, Fiat, SsangYong и проч.). В отличие от госсубсидий по автокредитам, ограничения по ценам в программе не предполагалось.[17]
На 18 марта 2010 года зафиксировано 49 860 заявок на утилизацию старых автомобилей и приобретение новых LADA (человек предоставил свои паспортные данные, ПТС машины, которую будет сдавать на утилизацию, и записался на конкретную модель новой LADA).[21]
Заключено 2074 договора купли-продажи новых LADA (по госпрограмме утилизации). Прием старых машин и оформление свидетельств на утилизацию старых автомобилей продолжается. Покупатели, сдающие на утилизацию старый автомобиль и приобретающие новую LADA у одного и того же дилера АВТОВАЗа, экономят 3 000 руб. (не оплачивают сами утилизацию своей старой машины).
31 028 звонков
с 3 марта (первый день работы)
приняла от потенциальных
Максимальное расстояние из любой точки России до дилера АВТОВАЗа, принимающего на утилизацию старые машины и продающего новые LADA со скидкой 50 000 руб. - 200 километров.
Что касается отдельных
предприятий автомобильной
Также модельный ряд "АВТОВАЗ" попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей "АВТОВАЗа", это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании. Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек.
В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства признало, что в нынешнем виде "АВТОВАЗ" фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчетам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников "АВТОВАЗа" и потратив средства, которые предполагается выделить "АВТОВАЗу", на стабилизацию рынка труда в Самарской области.
В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на "АВТОВАЗе" планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе "Калины").
В ноябре 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать "АВТОВАЗу" поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.[21]
Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом