Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа
Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.
Введение
1. Возникновение экономического кризиса
1.1 Экономические циклы
1.2 Экономические кризисы за рубежом
1.3 Особенности экономического кризиса в России
2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России
2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение
2.2 Реформа банковского сектора
2.3 Модернизация автомобильной промышленности
3. Выводы и предложения
3.1 Выводы
3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния
3.2.1 Банковская система
3.2.2 Модернизация экономики
3.2.3 Автомобильная промышленность
Список используемой литературы
Рост инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики. Этому также способствует ослабление курса рубля по отношению к валютам ведущих западных стран, что выражается в уменьшении накоплений населения в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро. Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре 2008 г. несколько вырос, в то время как вклады в евро не дали прибыли, а наиболее сильно обесценились рублевые вклады населения.[14]
Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию 15 декабря 2008 года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.
В сентябре-октябре
2008 года правительством России были объявлены
первые антикризисные меры, направленные
на решение самой неотложной на тот
момент задачи: укрепление финансовой
системы России. В число этих мер
вошли инструменты денежно-
Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике "мягкой девальвации" рубля, которая, по мнению журналиста "Независимой газеты" значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Девальвация рубля в России производится Центробанком. В России курс рубля привязан к корзине валют, где 55% долларов и 45% евро. В России Центробанком установлен плавающий курс рубля, но в пределах валютного коридора. [6, с. 27 - 28]
Банку России, для того чтобы произвести девальвацию рубля нужно расширить валютный коридор (то есть установить минимальное и максимальное значение рубля по отношению к корзине валют, дальше курс рубля определяется на валютных торгах). У девальвации также есть противоположное действие - ревальвация, то есть официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Причины девальвации в России в том, что мировые цены на нефть резко упали со 140$ до 40$ за баррель, резко снизив долларовые поступления в бюджет государства и компаний. К тому же на фоне мирового финансового кризиса в России в последнее время наблюдается большой отток капитала за рубеж (50-100 млрд. долларов в месяц). Кроме того, население России, помнит опыт прошлых лет и начинает активно переводить рублевые сбережения в иностранную валюту. В совокупности эти факторы вызывают сильную нехватку валюты в стране.
Чтобы обеспечить экономику валютой, ЦБ вынужден тратить золотовалютные резервы. Так, за сентябрь-октябрь 2008 года было потрачено 100 млрд. долларов, а ЗВР составили 484 млрд. долларов. Для ограничения спроса на валюту Банк России вынужден прибегнуть к девальвации рубля ЦБ, при этом курсы иностранных валют значительно повышаются. 4 декабря 2008 председатель правительства Владимир Путин в ходе "прямой линии" с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза)
Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие[150]; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10 %.
30 декабря 2009
года В.В.Путин заявил, что активная
фаза российского
12 марта 2010 года
"Независима газета" отмечала,
что российскому фондовому
В марте 2010 года
в докладе Всемирного банка отмечалось,
что потери экономики России оказались
меньше, чем это ожидалось в
начале кризиса. По мнению Всемирного
банка, отчасти это произошло
благодаря масштабным антикризисным
мерам, которые предприняло
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ
3.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире.[8] Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью. Отсюда отсутствие в стране благоприятных условий для мотивации высокой производительности труда, развития малого и среднего бизнеса, создания и внедрения инноваций.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что модернизация в условиях глобального кризиса - задача сложная, но выполнимая для России.[15]
"Модернизация,
технологический прогресс, освоение
хотя бы существующих
Впрочем, он считает, что у России есть выход: если нет спроса - необходимо его стимулировать, если нет источников спроса – повышать государственный спрос. Для таких шагов есть не только финансовые ресурсы, но, что не менее важно, есть, на что их направлять. В первую очередь на развитие инфраструктуры, которая в последние годы была недоинвестирована. "Модернизация инфраструктуры – это тот локомотив, который может вытащить экономику из кризиса", - убежден эксперт.
Кроме того, есть еще одна проблема: тотальный произвол естественных монополий, без борьбы с которыми силами ФАС модернизации невозможна. Также очень важно не забывать о социальной защите населения. Ссылаясь на данные Левада-Центра, М. Делягин напомнил, что в России 8% населения – нищие, еще 85% - испытывают нехватку средств на покупку простой бытовой техники, т.е. являются бедными, и даже прослойка среднего класса за последний год сильно сократилась. Чтобы глубже изучить проблему модернизации и кризиса в России, рассмотрим мнение ещё одного эксперта.
Директор Департамента
стратегического анализа ФБК
Игорь Николаев считает, что для
России лучшей модернизацией станет
эффективное преодоление
По его мнению, кризис – это крах спекулятивной экономики, а сегодня необходимо создать условия для развития не спекулятивной, а инновационной модели экономики, обеспечить такие условия, чтобы вложения в инновации были выгодны с точки зрения нормальных процентов нормы прибыли.[16]
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец считает, что между дефолтом и сегодняшним кризисом много общего. И в том, и в другом случае нет стратегии решения проблемы, но есть значительный отток капитала и значительные траты валютных резервов. Сегодня порядка 20% валютных резервов уже потрачено. Касаясь проблемы модернизации, Б. Хейфец предложил две группы мер: краткосрочные и долгосрочные. Если краткосрочные меры, направленные на усиление конкурентоспособности экономики, требуют усиления роли государства, то долгосрочные меры потребуют приоритетов в расширении международного сотрудничества, и не только в рамках ЕврАЗЭС, но и ШОС и АССИАН, так как уже сегодня нужно решать проблему сбыта продукции обрабатывающей промышленности.
Глубина кризиса обусловлена тем, что в наши дни Россия зависима от внешней конъюнктуры не меньше, чем десять лет назад, а цены на ее основные экспортные товары — нефть, газ и металлы — упали за последний год в 3,5—6 раз. Источником инвестиций для промышленности были внешние займы, выросшие за 2003—2008 гг. на $467 млрд, и получение новых кредитов сильно затруднилось. Гарантией устойчивости крупных компаний считались котировки их акций, обвалившиеся на 60—85%. Страна, утверждавшая все эти годы свой политический суверенитет, не заботилась должным образом об экономическом. Никто не ставил целью сделать Россию развитой индустриальной экономикой, полагаясь на потенциал "энергетической сверхдержавности". С девальвацией рубля и новой волной импортозамещения наша страна заходит на третий круг постсоветского развития: всякий раз, когда страна сталкивалась с падающими ценами на сырье и нехваткой заемных средств (как в 1991—1992 или 1998 гг.), выходом становилось обесценение рубля, сокращение издержек томительное ожидание нового восходящего тренда на сырьевом рынке. Для успешного развития российской экономики необходимо сделать следующее:
- во-первых, необходимо
радикальное снижение
- во-вторых, максимальное поощрение прямых инвестиций. И в-третьих, превращение государства в действенного агента модернизации. Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.[18]
Сегодня одна из главных задач — снизить цену инвестиционных товаров на внутреннем рынке. Кризис дает нам шанс: рубль обесценивается, а крупные ресурсные корпорации могут оказаться под государственным контролем. В условиях, когда спрос на газ, нефть, металлы и стройматериалы объективно низок, они должны продаваться в России по значительно более низким, чем мировые, ценам. Часто говорят, что стремительный рост Китая обеспечивается дешевой рабочей силой. Она и впрямь недорога (средняя зарплата в промышленности не превышает $210 в месяц), но при этом литр бензина стоит 55 центов, 1 кВтч электроэнергии — 2,3 цента, тонна цемента — $50—55, а тонна стального проката — $515. Именно поэтому в стране за последние пять лет были построены 3,1 млрд кв.м жилья и 480 тыс км автомобильных дорог (из них 36 тыс — шестиполосных автострад) (в России — для сравнения — всего 232 млн кв.м жилья и 11,5 тыс км дорог, качество которых не всегда отвечает высоким мировым стандартам).[18]
Не менее важная задача — активизировать инвестиционный процесс. Сейчас много говорят о необходимости снижения налоговой нагрузки на бизнес. Необходимость этой меры не очевидна. В России большая часть промышленной продукции создается на мощностях, унаследованных от советской эпохи и доставшихся их нынешним владельцам по "остаточной стоимости". Поэтому налоги служат исключительно важным инструментом ограничения сверхприбылей. В то же время следовало бы ввести пониженную ставку налогообложения новых предприятий, создаваемых с нуля. Этим компаниям необходимо обеспечить как минимум вдвое более низкую ставку НДС, освободить от налога на прибыль в течение 3-5 лет, а тем из них, которые будут созданы в промышленном секторе, дотировать до 50% расходов на энергоресурсы на протяжении первых трех лет работы. Было бы целесообразно гарантировать возврат инвестору всего объема НДС, уплаченного в ходе строительства предприятия, в течение трех месяцев после его введения в строй (по образцу возврата НДС при экспорте). Сейчас желательно не сокращение общей налоговой нагрузки на бизнес, а создание механизмов, которые подталкивали бы развитие новых производств и облегчали их выход на рынок. Следует также отказаться от демагогических рассуждений об отмене лицензирования и проверок: контроль качества и безопасности продукции нельзя ослаблять — его лишь нужно сделать более прозрачным и эффективным.[19]
Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом