Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа
Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.
Введение
1. Возникновение экономического кризиса
1.1 Экономические циклы
1.2 Экономические кризисы за рубежом
1.3 Особенности экономического кризиса в России
2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России
2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение
2.2 Реформа банковского сектора
2.3 Модернизация автомобильной промышленности
3. Выводы и предложения
3.1 Выводы
3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния
3.2.1 Банковская система
3.2.2 Модернизация экономики
3.2.3 Автомобильная промышленность
Список используемой литературы
Кроме того, Банк России получил право заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России части убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков. Типовое соглашение предусматривает возможность компенсации до 90% таких убытков.
В апреле 2009 года
Банк России заключил соглашения с 13 крупнейшими
банками. Кроме того, еще 11 банкам, соответствующим
критериям, установленным Советом
директоров Банка России, направлены
предложения о заключении таких
соглашений. Общее число банков —
потенциальных заемщиков, включенных
в эти соглашения, составляет в
настоящее время 369. Фактически в
марте 2009г. межбанковские кредиты
в рамках соглашений получали 128 банков.
При этом общий объем задолженности
в среднем за март составил около
23 млрд. рублей. За все время действия
соглашений был зафиксирован только
1 "страховой" случай, когда банк-заемщик
своевременно не вернул межбанковский
кредит банку-кредитору. В соответствии
с заключенным соглашением Банк
России разместил в банке-кредиторе
"компенсационный" депозит, который
через 5 дней был возвращен Банку
России после погашения просроченной
задолженности банком-
Очевидно, что
этот механизм временный. Он имеет целью
поддержать межбанковский рынок
в условиях кризиса. В нормальных,
не кризисных условиях такой механизм
может стимулировать банки
По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных средств мелких банков (с капиталом менее €0,5 млн) впервые с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное значение капитала означает, что активы банков в реальной оценке меньше обязательств. На 1 ноября суммарный капитал 56 банков, вошедших в указанную группу, составил минус 20,7 млрд руб. С начала года значение этого показателя на ежемесячные отчетные даты составляло 0,6 млрд руб., на 1 марта — 0,7 млрд руб. Данные ЦБ на полугодовые отчетные даты с 2005 по начало 2008 года свидетельствуют, что за этот период совокупный капитал мелких банков постепенно снижался с 1,5 млрд руб. до 0,6 млрд руб., но оставался положительным.[22]
По мнению экспертов, отрицательное значение совокупного капитала мелких банков является отражением в официальных документах Банка России кризисных явлений в банковском секторе. Основной причиной вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина называет переход в категорию банков с малым размером капитала ранее крупных банков, ставших проблемными. Именно этим, по ее мнению, объясняется столь большой размер отрицательного капитала. в сентябре-октябре были санированы через продажу госструктурам банки "КИТ Финанс", Связь-банк, "Глобэкс", Собинбанк, коммерческим банкам — "Российский капитал", Ярсоцбанк. Вторая причина: мелкие банки фиксируют как прямые убытки, так и убытки от увеличения резервов в связи с ухудшением качества кредитного портфеля — естественно, что капитал мелких банков иссякает быстрее.[27]
Причем 20,7 млрд руб. — это далеко не все убытки, а лишь та их часть, которую не смогли покрыть имевшийся у крупных проблемных игроков капитал и накопленная ими прибыль.
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.[2]
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
- субординированные кредиты — 450 млрд рублей;
- рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
- рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
- рекапитализация банков — 75 млрд рублей;
- рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:[27]
- меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
- снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;
поддержка отраслей — 52 млрд рублей;
- меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
- приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.
На 2009 год объявлено
о бюджетных антикризисных
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков. [25]
В сентябре-октябре
2008 года правительством России были объявлены
первые антикризисные меры, направленные
на решение самой неотложной на тот
момент задачи: укрепление финансовой
системы России. В число этих мер
вошли инструменты денежно-
7 октября 2008
года Президент России Д.
The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество. Десятки миллиардов долларов из бюджета были перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах. [25]
10 октября 2008
года Государственная дума
Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться "более двух лет", а роста российских активов "нужно будет ждать в течение 3—5 лет".
13 октября 2008
года Президент Медведев
Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт "риск национализации" и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: "В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. Политолог А. Белковский считает, что "те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на поддержание состоянии отдельных субъектов экономики . Газета Ведомости разделяет такую точку зрения и отмечает, что государство, долго не раздумывая, стало спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн. рублей. Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а в России спасают конкретный бизнес конкретных людей."[27]
27 октября 2008
года, в обстановке секретности,
Наблюдательный совет
8 ноября 2008 года
Председатель Правительства В.
Путин утвердил подготовленный
в соответствии поручением
19 ноября, выступая
перед Госдумой, министр финансов
А. Кудрин утверждал: "Достигнутые
показатели объема
24 и 28 ноября
ЦБ РФ повторно расширил
25 декабря Правительственная
комиссия по повышению
19 января Председатель
Правительства В. В. Путин
По заявлению Председателя Банка России на ХХ съезде Ассоциации российских банков, прошедшей 03 апреля 2009г., наиболее острая фаза экономического кризиса позади, и уже в ближайшие месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики.
Основные доводы в пользу такого мнения следующие.
Мировые цены на нефть стабилизировались на уровне, превышающем наш прогноз, -- 41 доллар за баррель.[28]
Завершена девальвация рубля. Российские производители получили конкурентные преимущества по сравнению с иностранными. С ноября 2008 г. по март 2009 г. реальный эффективный курс рубля понизился на 13,6%. Выгоды для банков операций с иностранной валютой по сравнению с кредитованием реального сектора стали очень сомнительными.
Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом