Экономические кризисы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.

Содержание

Введение

1. Возникновение экономического кризиса

1.1 Экономические циклы

1.2 Экономические кризисы за рубежом

1.3 Особенности экономического кризиса в России

2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России

2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение

2.2 Реформа банковского сектора

2.3 Модернизация автомобильной промышленности

3. Выводы и предложения

3.1 Выводы

3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния

3.2.1 Банковская система

3.2.2 Модернизация экономики

3.2.3 Автомобильная промышленность

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ.docx

— 132.34 Кб (Скачать файл)

Кроме того, Банк России получил право заключать  с банками соглашения, предусматривающие  компенсацию Банком России части  убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков. Типовое  соглашение предусматривает возможность  компенсации до 90% таких убытков.

В апреле 2009 года Банк России заключил соглашения с 13 крупнейшими  банками. Кроме того, еще 11 банкам, соответствующим  критериям, установленным Советом  директоров Банка России, направлены предложения о заключении таких  соглашений. Общее число банков —  потенциальных заемщиков, включенных в эти соглашения, составляет в  настоящее время 369. Фактически в  марте 2009г. межбанковские кредиты  в рамках соглашений получали 128 банков. При этом общий объем задолженности  в среднем за март составил около 23 млрд. рублей. За все время действия соглашений был зафиксирован только 1 "страховой" случай, когда банк-заемщик  своевременно не вернул межбанковский  кредит банку-кредитору. В соответствии с заключенным соглашением Банк России разместил в банке-кредиторе "компенсационный" депозит, который  через 5 дней был возвращен Банку  России после погашения просроченной задолженности банком-заемщиком.[23]

Очевидно, что  этот механизм временный. Он имеет целью  поддержать межбанковский рынок  в условиях кризиса. В нормальных, не кризисных условиях такой механизм может стимулировать банки заключать  избыточно рискованные сделки при  кредитовании других банков.

По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных  средств мелких банков (с капиталом  менее €0,5 млн) впервые с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное значение капитала означает, что активы банков в реальной оценке меньше обязательств. На 1 ноября суммарный капитал 56 банков, вошедших в указанную группу, составил минус 20,7 млрд руб. С начала года значение этого показателя на ежемесячные отчетные даты составляло 0,6 млрд руб., на 1 марта — 0,7 млрд руб. Данные ЦБ на полугодовые отчетные даты с 2005 по начало 2008 года свидетельствуют, что за этот период совокупный капитал мелких банков постепенно снижался с 1,5 млрд руб. до 0,6 млрд руб., но оставался положительным.[22]

По мнению экспертов, отрицательное значение совокупного  капитала мелких банков является отражением в официальных документах Банка  России кризисных явлений в банковском секторе. Основной причиной вице-президент  Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина называет переход в категорию банков с малым размером капитала ранее крупных банков, ставших проблемными. Именно этим, по ее мнению, объясняется столь большой размер отрицательного капитала. в сентябре-октябре были санированы через продажу госструктурам банки "КИТ Финанс", Связь-банк, "Глобэкс", Собинбанк, коммерческим банкам — "Российский капитал", Ярсоцбанк. Вторая причина: мелкие банки фиксируют как прямые убытки, так и убытки от увеличения резервов в связи с ухудшением качества кредитного портфеля — естественно, что капитал мелких банков иссякает быстрее.[27]

Причем 20,7 млрд руб. — это далеко не все убытки, а лишь та их часть, которую не смогли покрыть имевшийся у крупных проблемных игроков капитал и накопленная ими прибыль.

В 2008 году бюджетные  антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.[2]

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные  в 2008 году:

- субординированные кредиты — 450 млрд рублей;

- рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;

- рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;

- рекапитализация банков — 75 млрд рублей;

- рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.

Меры по поддержке  реальной экономики, реализованные  в 2008 году:[27]

- меры налогово-бюджетного  стимулирования, направленные на  поддержку производителей — 272 млрд рублей;

- снижение налогового  бремени — 220 млрд рублей;

поддержка отраслей — 52 млрд рублей;

- меры налогово-бюджетного  стимулирования, адресованные населению  — 32 млрд рублей;

- приобретение  жилья для военнослужащих и  для социально уязвимых групп  населения — 32 млрд рублей.

На 2009 год объявлено  о бюджетных антикризисных мерах  на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей.[26]

Стремясь предотвратить  кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков. [25]

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены  первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот  момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер  вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системыПо оценке Всемирного банка, "это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора". [26]

7 октября 2008 года Президент России Д. Медведев, после совещания с экономическим  блоком правительства, сказал, что  государство предоставит российским  банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет[29]. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.[26]

The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество. Десятки миллиардов долларов из бюджета были перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах. [25]

10 октября 2008 года Государственная дума приняла  ряд законопроектов по стабилизации  финансовой системы. В частности  поправки разрешают размещать  средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на депозиты до 31 декабря 2019 года  на общую сумму не более  450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым "законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность". Аналитики, опрошенные журналом "Эксперт", позитивно оценили принятые меры: "Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках".

Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин  заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться "более двух лет", а роста российских активов "нужно будет ждать в течение 3—5 лет".

13 октября 2008 года Президент Медведев подписал  пакет законов, ранее принятый  Государственной Думой и одобренный  Советом Федерации, которые касаются  обеспечения стабилизации на  нашем финансовом рынке — имея  в виду, естественно, те очень  сложные процессы, которые сегодня  происходят на международных  финансовых рынках, нашу зависимость  от этих процессов и необходимость  предотвратить наиболее сложные  последствия для нашей страны. Отметим, что для "начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке" будет достаточно акта Правительства.[27]

Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт "риск национализации" и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: "В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. Политолог А. Белковский считает, что "те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на поддержание состоянии отдельных субъектов экономики . Газета Ведомости разделяет такую точку зрения и отмечает, что государство, долго не раздумывая, стало спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн. рублей. Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а в России спасают конкретный бизнес конкретных людей."[27]

27 октября 2008 года, в обстановке секретности,  Наблюдательный совет Внешэкономбанка  одобрил выделение денег ряду  компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы $50 млрд: в числе компаний, спасаемых от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы — $4,5 млрд — досталась компании О. Дерипаски UC Rusal.

8 ноября 2008 года  Председатель Правительства В.  Путин утвердил подготовленный  в соответствии поручением президента  Дмитрия Медведева "План действий, направленных на оздоровление  ситуации в финансовом секторе  и отдельных отраслях экономики".

19 ноября, выступая  перед Госдумой, министр финансов  А. Кудрин утверждал: "Достигнутые  показатели объема золотовалютных  резервов, которые Россия скопила  за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты." [28]

24 и 28 ноября  ЦБ РФ повторно расширил валютный  коридор на 30 копеек в обе стороны,  что привело в совокупному  падению рубля к корзине валют  примерно на 9 % с максисмума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на беззалоговых аукционах.

25 декабря Правительственная  комиссия по повышению устойчивости  развития российской экономики  утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. В этот список вошли 295 предприятий.Кроме того, был опубликован список из 1148 регионально значимых предприятий, которые также могут претендовать на прямую господдержку.[28]

19 января Председатель  Правительства В. В. Путин поручил  Минфину пересчитать федеральный  бюджет 2009 года, исходя из новых  макроэкономических параметров, представленных  Минэкономики: среднегодовая цена  на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП. 10 марта министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год.

По заявлению  Председателя Банка России на ХХ съезде Ассоциации российских банков, прошедшей 03 апреля 2009г., наиболее острая фаза экономического кризиса позади, и уже в ближайшие  месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики.

Основные доводы в пользу такого мнения следующие.

Мировые цены на нефть стабилизировались на уровне, превышающем наш прогноз, -- 41 доллар за баррель.[28]

Завершена девальвация  рубля. Российские производители получили конкурентные преимущества по сравнению  с иностранными. С ноября 2008 г. по март 2009 г. реальный эффективный курс рубля понизился на 13,6%. Выгоды для банков операций с иностранной валютой по сравнению с кредитованием реального сектора стали очень сомнительными.

Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом