Экономические кризисы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.

Содержание

Введение

1. Возникновение экономического кризиса

1.1 Экономические циклы

1.2 Экономические кризисы за рубежом

1.3 Особенности экономического кризиса в России

2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России

2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение

2.2 Реформа банковского сектора

2.3 Модернизация автомобильной промышленности

3. Выводы и предложения

3.1 Выводы

3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния

3.2.1 Банковская система

3.2.2 Модернизация экономики

3.2.3 Автомобильная промышленность

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ.docx

— 132.34 Кб (Скачать файл)

Госкорпорация "Ростехнологии" и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации "АВТОВАЗа". Соглашение предусматривает финансовую помощь "АВТОВАЗу" со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan

В феврале 2010 российский "Соллерс" и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект — 2,4 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует выпускать до 500 тыс. автмобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года "Соллерс" уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн долларов.

В начале 2010 года Два российских автогиганта — ОАО "АвтоВАЗ" и SOLLERS (ОАО "Соллерс") — подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и SOLLERS существенным ростом котировок.[19]

Немецкий автомобильный  концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО "КАМАЗ". Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК "Ростехнологии", "Тройка-Диалог" и ОАО "КАМАЗ". Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями .

В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10% до 11%[30].

Председатель  совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО "КАМАЗ" до контрольной.

По сообщению  глава Счетной палаты Сергея Степашина, Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом "Ростехнологий".[19]

По сообщению  РБК, Министерство промышленности и  торговли РФ оценивает совокупные затраты  по стратегии развития автомобильной  промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей — 24 млрд руб.), а 190 млрд руб. вложить в развитие компонентной базы.

По оценкам  экспертов, сейчас российский авторынок показывает определенные признаки стабилизации, однако в целом состояние остается тяжелым.При дефиците доступных автокредитов и дорогом импорте спрос смещается в сторону улучшенных отечественных автомобилей (Lada Priora), а также недорогих зарубежных авто российской сборки.

Эксперт полагает, что российский рынок легковых автомобилей  может достичь докризисного уровня по количеству проданных за год новых  авто (порядка 2,7 миллиона единиц) не ранее  конца 2011 года.

Как отмечают эксперты реальное восстановление автопрома начнется только спустя полгода после того, как вся экономика будет если и не стабильно расти, то хотя бы показывать месяц к месяцу одинаковые результаты.

Даже в случае, если обстоятельства в экономике  будут складываться благоприятно, взрывных продаж автомобилей не ожидается, полагает Удалов.

В лучшем положении  окажутся иностранные производители, которых поддерживают материнские  компании и потребители, все чаще предпочитающие иномарки. К тому же они не так обременены социальной сферой, как традиционные российские компании, которым, в свою очередь, поможет  государство.

Растущая локализация  производства и расширение льготного  автокредитования помогут иностранным концернам поддерживать цены на приемлемом уровне.

В легковом автопроме лучшие шансы на рост имеют бюджетные иномарки российской сборки, а также продукция "АвтоВАЗа", если тот будет гибко реагировать на меняющийся спрос.

Несмотря на тяжелое положение, "АвтоВАЗ" с  мая 2009 реализует собственный антикризисный  план перехода к безубыточности, минимизирует издержки и уже отказался от вексельных схем при расчете с поставщиками.[32]

По оценке главного аналитика по машиностроению и транспорту ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, меры по оптимизации штата и сокращению рабочего времени помогут "АвтоВАЗу" сэкономить порядка 30% фонда оплаты труда.

По итогам 2010 года "АвтоВАЗ", по нашим прогнозам, реализует порядка 354 тысяч автомобилей. Доля автогиганта на рынке, по нашим  оценкам, составит около 22%. Точка безубыточности "АвтоВАЗа" находится на уровне 600 тысяч автомобилей, таким образом, в этом году компания получит убытки уже на уровне EBITDA", - отметила она.[21]

На рынке легковых коммерческих автомобилей закрепятся наметившиеся летом 2009 года тенденции  к улучшению, полагают эксперты ИК "Атон". "По нашим прогнозам, он может выйти на докризисный уровень (более 200 тысяч авто в год) в начале 2012 года". Ключевыми игроками здесь останутся ГАЗ и Sollers, усилятся позиции иномарок.[30]

Горьковский автозавод  уже вышел в июне 2209 года на безубыточный уровень, хотя для этого пришлось сократить около трети персонала. По рынку грузовиков ожидается выход  на докризисный уровень продаж (150-160 тысяч в год) к концу 2012 года, затем  возможен резкий рост, связанный с  запуском отложенных из-за кризиса  проектов. Лидерство сохранит КАМАЗ, в сегменте среднетоннажных грузовиков упрочат позиции ГАЗ и Sollers. Традиционно высокой останется доля импорта.[32]

3.4 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния

3.4.1 Банковская система

На основании  вышеизложенного, автору представляется целесообразным решение следующих приоритетных задач:

1) Создание условий  для вовлечения в оборот сбережений  населения (по оценкам экспертов  на руках у населения находится  порядка 50 – 60 миллиардов долларов  США). Решение данной задачи представляется  возможным в привлечении к  полноценной работе на российский  рынок иностранных банков. Поскольку,  функционируя на низком уровне  издержек, они смогут брать меньший  процент по кредитам и предлагать  больше по депозитам, чем российские банки. При этом будут оставаться рентабельными. Усиление конкуренции в данном секторе, по мнению автора, будет способствовать сокращению издержек и улучшению работы российских банковских институтов.

2) Оздоровление  денежных и кредитных отношений.  Данная задача заключается в  повышении роли денег в российской  экономике. Её решение представляется  достаточно актуальным в связи  с увеличением использования  в современной России бартера,  квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. Поэтому реформирование банковской системы следует осуществить не столько в институциональном плане, сколько в оздоровительном самих денежных и кредитных отношений. Это можно сделать , увязав денежную политику государства с материальным производством, освободив кредит от инфляционного навеса , высвободив его производительные черты. В действительности Центрального банка в большей степени должны проявиться черты содействия не только стабилизации денежного оборота, но и расширению деловой активности субъектов хозяйствования. Нужно усилить акценты помощи банкам, увеличить масштабы рефинансирования банков при одновременном более жёстком контроле за целевым использованием кредита на производственные нужды народного хозяйства.

3) Для банковских  институтов необходимо активизировать  деятельность, предусматривающую синхронизацию  активов и пассивов по срокам, расширению круга операций, освоение  новых банковских продуктов, создание  полноценного денежного рынка  в целом. Это заключается в  организации деятельности ориентированной  на клиента, а именно в установлении  с ним партнёрских отношений,  ориентируясь на его прибыли.  Необходимо радикально изменить  политику, в том числе по отношению  к клиентам, физическим лицам,  их более ёмкое расчётное, депозитное, трастовое обслуживание, развитие  кредитования населения в форме  потребительского, ипотечного кредита,  широко практикуемого в западных  странах. Например, во Франции  половина взрослого населения  пользуется банковскими кредитами, 70 % автомобилей приобретая в кредит.

4) Государству  необходимо выработать и применять  систему показателей оценки роли  и эффективности деятельности  банков в экономике с помощью  экономических индикаторов. Проблема  усугубляется нежеланием денежно-  кредитных институтов, Центрального  банка, российского сообщества  банков в существовании подобной  системы. Однако её создание  позволит объективно судить о  том, насколько эффективно сработали  банки в соответствующий период  времени. исходя из специфического назначения банка, наряду с монетарными показателями деятельности, необходимо обращать внимание на скорость совершения расчётов в народном хозяйстве. Совершенно забыто о доле прибыли банков в ВВП, кредитах как источниках формирования оборотного капитала и. т.д. Речь идёт о восстановлении банковской статистики, которая могла бы ответить на многие вопросы.

3.4.2 Модернизация экономики

По мнению автора работы, при проведении модернизации народного хозяйства, в первую очередь  необходимо сосредоточиться на решении  следующих основных задач.

1) Стимулирование  платежеспособного спроса с целью  вывода экономики страны из  рецессии. В случае отсутствия  источников спроса необходимо  формировать и повышать государственный  спрос. Для таких шагов существует  не только финансовые ресурсы,  но, что не менее важно, объекты  их вложения. В первую очередь  на развитие инфраструктуры , которая в последние годы была недоинвестирована. Модернизация инфраструктуры может рассматриваться как направление, которое будет способствовать выводу экономики из кризиса. Важнейшей функцией российского "государства развития" должно стать его участие в развитии отечественной инфраструктуры. По оценкам экспертов России нужно в ближайшие годы построить н менее 15 – 20 современных авиаузлов, 20 – 30 тысяч километров многополосных автодорог, 7 – 10 тысяч километров железнодорожных путей, пригодных для движения скоростных поездов. Поскольку Госкорпорации не справятся с решением данной задачи, необходимо организовать конкурсы на реализацию соответствующих проектов среди западных компаний, разместить ресурсы, предназначенные для оплаты работ, на аккредитивы в международных банках и осуществить расчёты по факту введения объектов в строй. Ответственностью за реализацию таких проектов можно было бы возложить на министерство развития, предоставив право аудита наиболее известным международным аудиторским компаниям.

2) Необходимо  сконцентрировать внимание на  долгосрочных мерах усиления  конкурентноспособности экономики страны, которые по нашему мнению ,требуют усиления роли государства, в выстраивании приоритетов для расширения международного сотрудничества , и не только в рамках ЕвраАЗЭС, но и ШОС и АССИАН, и решении проблемы сбыта продукции обрабатывающей промышленности.

3) Для успешного  развития российской экономики  необходимо – активизировать  инвестиционный процесс. Данную  задачу, представляется целесообразным, решить путём снижения налоговой  нагрузки на бизнес, в частности  веления пониженной ставки налогообложения  новых предприятий, создаваемых  с нуля. Этим компаниям необходимо  обеспечить как минимум вдвое  более низкую ставку НДС, освободить  от налога на прибыль в течении 3 – 5 лет, а тем из них, которые будут созданы в промышленном секторе, дотировать до 50 % расходов на энергоресурсы на протяжении первых трёх лет работы. Было бы целесообразно гарантировать возврат инвестору всего объёма НДС, уплаченного а ходе строительства предприятия, в течение трёх месяцев после его введения в строй (по образцу возврата НДС при экспорте). Необходимо подчеркнуть , что важным является не сокращение общей налоговой нагрузки на бизнес, а создание механизмов, которые стимулировали бы развитие новых производств и облегчали их выход на рынок. Однако следует не отказываться от контроля качества и безопасности продукции , а необходимо сделать его более прозрачным и эффективным. Помимо тех льгот, которые описаны выше для инвесторов, иностранные предприниматели, должны получать дополнительные послабления, прежде всего - освобождение от налогов на прибыль до момента окупаемости инвестиций в основной капитал (особенно это важно для производств, создаваемых в тех секторах , в которых Россия либо безнадёжно отстала, либо вообще не представлена – например, в производстве средств мобильной связии, компьютерной и оргтехники, микросхем, бытовой техники и лекарственных средств). Необходимо уйти от сырьевой экономики и перейти к диверсифицированной и инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, наукоёмких производствах и новых знаниях.

4) Приоритетное  направление заключается в привлечении  прямых иностранных инвестиций. Данное направление актуально  в силу недостаточности внутренних  источников инвестиций. Важнейшим  фактором позитивного влияния  государства на экономику могло  бы стать, завершение ставшего  уже постоянным её реформирование. После принятия пакета законов, направленных на ограничение монополизма, снижение издержек и поощрение инвестиционной деятельности (вытекающих из предложенных выше и сопутствующих им мер), было бы полезно ввести трёхлетний мораторий на внесение изменений в Налоговый и иные кодексы и коррекцию имеющих важное значение для функционирования бизнеса норм и правил.

5) Необходимо  упростить многие бюрократические  схемы. Ввести уведомительный  принцип регистрации предприятий  через почту или Интернет, сведя  к минимуму личное общение  предпринимателей с чиновниками.

Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом