Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 09:33, курсовая работа
На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.
Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
Введение 4
Глава 1. Экономические особенности оплаты труда 6
1.1 Понятие, сущность и значение оплаты труда 6
1.2 Формы и системы оплаты труда 8
Глава 2. Оплата труда на примере работников МОУ «Лицей №166» 14
2.1 Особенности оплаты труда в образовательных учреждениях 14
2.2 Краткая характеристика предприятия, технико-экономические показатели в динамике 19
2.3 Характеристика и анализ формирования, использования и распределения фонда оплаты труда в динамике 23
2.3.1 Оплата труда руководителя 26
2.2.2 Оплата труда преподавателей 28
2.3.3 Доплаты за выполнение работ, не входящих в основные должностные обязанности 29
2.4 Разработка рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие организации оплаты труда и стимулирования персонала в МОУ «Лицей № 166», и оценка их эффективности 32
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 44
Повременная оплата труда. При повременной форме оплаты труда рабочих оплачивается в зависимости от количества отработанного времени и уровня квалификации, определяемого тарифным разрядом. Эта форма применяется в случае, если невозможно установить индивидуальную норму выработки, а также на участках автоматизированного производства, где функции рабочего сводятся к наладке и наблюдению за машинами.
Эта форма, как правило, используется в тех случаях, когда:
При простой повременной оплате заработок рабочего определяется на основе фактически отработанного им времени и тарифной ставки, соответствующей его уровню квалификации.
Повременно-премиальная
система предусматривает
Повременно-премиальная с нормированным заданием применяется в ряде отраслей. Имеют место 3 части: повременная часть – заработок за отработанное время, дополнительная оплата за выполнение нормированного задания, которая начисляется в процентах к повременной части в зависимости от выполненного объема работ; премии за снижение трудоемкости изделий и повышение производительности труда.
Разновидностью
повременно-премиальной
Премирование труда является дополнительной формой вознаграждения работников предприятия наряду с заработной платой, которая выплачивается в случае достижения плановых производственных результатов деятельности предприятия, организации или учреждения в целом или его конкретным структурным подразделением. В практике хозяйственной деятельности нашли распространение индивидуальное премирование, которое отмечает особую роль отдельных специалистов (руководителей, новаторов, изобретателей) и коллективное премирование, направленное на повышение мотивации социальных производственных групп работников. Для хозяйственной практики в российской системе национального хозяйствования характерно достижение более эффективных результатов при использовании коллективных форм премирования, когда работники видят свой вклад в достижение результатов группы. Такая форма премирования гармоничнее сочетается с особенностями постсоветского российского менталитета.
Тарифная система представляет собой совокупность разработанных нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий работников предприятия, организации или учреждения. Эта система получила широкое распространение в организациях и учреждениях бюджетной сферы национальной системы хозяйствования.
Основная проблема оплаты труда учителей школ состоит в том, что действующими правовыми актами федерального уровня установлена прямая зависимость размера заработной платы учителя от количества проведенных им уроков, а другая педагогическая и непосредственно связанная с ней работа, входящая в его трудовые обязанности, не нормируется, не учитывается и не оплачивается. Созданная в последние годы законодательная база, казалось бы позволяющая вводить справедливые системы оплаты труда, основанные на принципах трудового права, не может использоваться в полной мере ввиду того, что урочная нагрузка учителя относится к рабочему времени и регулируется своеобразными, во многом противоречащими трудовому законодательству правилами, прописанными в системе подзаконных правительственных и ведомственных актов[25, с.85].
Парадоксальность правового регулирования оплаты труда учителей состоит в том, что несмотря на законодательное провозглашение сокращенной продолжительности рабочего времени учителя (не более 36 часов в неделю), система федеральных правительственных и ведомственных актов, продолжая традицию советского права, легализует положение, когда урочная нагрузка учителя – практически единственное основание оплаты его труда, – не лимитируется (так же, как и все другое его рабочее время). В частности, действующими правовыми актами Правительства РФ и Минтруда РФ установлено, что «преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку оплачивается в одинарном размере» и что «педагогическая работа в одном и том же учреждении не является совместительством». Эти нормы эффективно исключают применение определенной законом сокращенной продолжительности рабочего времени для учителей, а равно и применение других законодательных ограничений, установленных для совместительства, для сверхурочных работ. Фактически сейчас размер зарплаты и продолжительность рабочего времени учителя определяются его физическими возможностями и наличием уроков в школе, где он работает.
Количество оплачиваемых часов уроков в школе определяется федеральным Базисным учебным планом (БУП), который распределяет часы по предметам и классам (годам обучения) в объемах, полностью исчерпывающих допустимую гигиеническими нормами (СанПиН) нагрузку обучающихся, а в ряде случаев и выходящих за пределы, разрешенные нормами СанПиН. [25,с.87].
Система
оплаты труда учителей в сочетании
с действующей моделью
Действующая система оплаты труда де-факто работает на понижение качества образования. При учебной нагрузке свыше установленных норм за ставку для учителя становится затруднительным (или вовсе невозможным) выполнение внеурочной неоплачиваемой педагогической работы, крайне значимой для обеспечения высокого качества образования: это – дидактическая подготовка к каждому уроку, индивидуальная работа с обучающимися, воспитательная работа (кроме работы учителей – классных руководителей, получающих доплату), диагностическая работа, педагогическая помощь родителям и многое другое (подробнее см. ниже), несмотря на то обстоятельство, что такая работа предусмотрена в должностных обязанностях каждого учителя нормативными документами Минобрнауки РФ, квалификационной характеристикой и другими официальными документами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 166» основан в 1996 году на базе Омского нефтехимического лицея. Приказ об открытии муниципальной общеобразовательной школы третьей ступени с профессиональной подготовкой и широким спектром дополнительного образования, был подписан 2 сентября 1996 года (приказ № 197).
По правовой форме – лицей является Муниципальным образовательным учреждением, сокращенное наименование – МОУ «Лицей № 166».
В 1998 году школа прошла аккредитацию и стала лицеем с целым набором профилей: гуманитарный, социально–гуманитарный, технический, естественно–научный, экономический. В 2004 году педагогический коллектив успешно прошел повторную аттестацию. В лицее работают 22 педагога–предметника, из них: 11 имеют высшую категорию, 6 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 5 педагогов вторую квалификационную категорию, один педагог – аспирант. Также в лицее работают педагог–психолог и социальный педагог.
В качестве правовой обеспеченности своей деятельности Лицей имеет:
В
своей деятельности МОУ «Лицей №
166» руководствуется
Основной вид деятельности «Лицея № 166» - образовательная, помимо того является бюджетным учреждением. Лицей сотрудничает с Омским государственным университетом имени Ф. М. Достоевского, Омским государственным педагогическим университетом, Омским государственным техническим университетом, Омским государственным промышленно – экономическом колледжем.
Особенности учебного процесса в лицее:
В
МОУ «Лицей № 166» в настоящее время
обучаются с седьмого по одиннадцатый
класс, при этом с седьмого по девятый
классы называются предпрофильными, профильными
являются классы с десятого по одиннадцатый
(физико-математический, социально–экономический,
социально–гуманитарный, технология
управления, информационно–технологический)
Информация о работе Экономические особенности бюджетных учереждений