Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.

Содержание

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа

Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности

Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли

Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли

Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности

Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа

Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации

Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям

Приложения
Рекомендуемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КЭА сокр.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

1. Влияние экстенсивного  фактора -  изменения численности  работников на изменение объема продукции исчисляется следующим образом:

DNэкс = DЧ * Пто

DN отн.экс  = DN / DN общ

2.  Влияние интенсивного  фактора - изменения производительности  труда:

DNинт = DПТ * Ч1

DN отн. Инт. = DN инт / N общ

Суммарное влияние факторов определяется:

               DNобщ = DNэкс + D Nинт

Оценка влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования труда с помощью интегрального метода осуществляется следующим образом:

влияние изменения численности работников:

DNэкс = ПТо * DЧ + (DПТ *DЧ) / 2

влияние изменения производительности труда:

DNинт = Чо * DПТ + (DПТ*DЧ) / 2

Абсолютная экономия (перерасход) трудовых ресурсов определяется:

Эабс = Ч1 – Чо

Относительная  экономия (перерасход)  трудовых ресурсов определяется:

Эотн = Ч1 – Чо * In

In = N1 / N о

Аналогично осуществляется анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования фонда заработной платы на изменение объема продукции.

  1. Влияние экстенсивных факторов  использования фонда оплаты труда:

DN экс = = DФОТ * ЗЧо

DNинт = DЗЧ * ФОТ1

Где:

ФОТо,1 – фонд оплаты труда в базисном и отчетном периоде;

ЗЧо,1 – зарплатоотдача ( отношение выручки от реализации к среднегодовому фонду оплаты труда) в базисном и отчетном периодах.

 

Анализ себестоимости продукции.

Оценка влияния на себестоимость продаж использования

производственных ресурсов

 

Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии,  труда,  используемых непосредственно в процессе производства продукции и выполнения работ.

Поэтому  величина  себестоимости  в основном зависит от уровня этих затрат при производстве продукции и выполнении работ.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

-оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения;

-установление динамики  и степени выполнения плана  по себестоимости;

-определение факторов, влияющих на величину себестоимости;

-анализ себестоимости  отдельных видов продукции;

-выявление резервов снижения  себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции (услуг)  осуществляется в следующей последовательности:

  • определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей базисного периода;
  • проводится оценка изменений структуры себестоимости,  исчисляется влияние различных факторов на изменение себестоимости;
  • определяется уровень затрат на один рубль товарной продукции, проводится анализ динамики этого показателя.

Наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные затраты и трудовые затраты. На их уровень влияют:

-изменение объема продукции;

-изменение структуры  затрат;

-изменение уровня затрат  в себестоимости.

Рассмотрим порядок расчета изменения себестоимости в результате изменения затрат по оплате труда, материалов, амортизации.

Общее изменение себестоимости за анализируемый период составляет:

DС = DU + DМ + DА

DС - общее изменение себестоимости;

DU - изменение затрат по оплате труда;

DМ - изменение затрат на материалы;

DА - изменение амортизационных отчислений.

Изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

а) абсолютное отклонение:

DU = U1 - Uо

б) относительное отклонение:

DUотн = U1 - Uо * In

где:

U1, Uо -  величина затрат по оплате труда в  отчетном и базисном периоде;

In - индекс изменения выручки от реализации.

In = N1 / Nо

Изменение материальных затрат характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

а) абсолютное изменение:

DМ = М1 - Мо

б) относительное  отклонение:

DМ = М1 - Мо *In

Изменение амортизационных отчислений характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

а) абсолютное отклонение:

DА = А1 - Ао

б) относительное отклонение:

DА = А1 - Ао *In

Помимо перечисленных факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения :

-технического уровня  производства;

- уровня организации производства  и труда;

-объема, структуры и размещения производства;

- эффективности использования  природных ресурсов.

Эффективность использования  материалов, труда и основных фондов характеризуется показателями:  материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациоемкость.

Изменение себестоимости может происходить под воздействием экстенсивных и интенсивных факторов использования производственных ресурсов. К экстенсивным факторам  относится увеличение уровня используемых ресурсов, а к интенсивным факторам относится снижение затрат на один рубль выручки от реализации.

Оценка влияния этих факторов на  изменение себестоимости  осуществляется следующим образом:

  1. Оценка влияния изменения затрат по оплате труда на изменение себестоимости:

 методом цепных подстановок:

DС = DСоп + DСз = (DОП *Зо) + (DЗ *ОП1)

где:

DС - изменение себестоимости;

DСоп , DСз - изменение себестоимости, вызванное изменениями затрат по оплате труда и зарплатоотдачи;

ОПо, ОП1 - затраты по оплате труда в базисном и отчетном периоде;

З - зарплатоотдача.

  1. Оценка влияния на себестоимость  изменения  использования материальных затрат:

DСм = DСмз + DСм = (DМЗ * Мо) + (Dм * МЗ1)

Где:

DСм – изменение себестоимости под воздействием изменения использования материальных затрат;

DСмз – изменение себестоимости под воздействием изменения величины материальных затрат;

DСм – изменение себестоимости под воздействием изменения материалоотдачи;

DМЗ – изменение величины материальных затрат;

Dм – изменение материалоотдачи

  1. Оценка влияния изменения амортизационных отчислений на изменение себестоимости:

DСа = DСаф + DСа = (DАФ * а0) + (Dа * АФ1)

DСаф - изменение себестоимости продукции в результате изменения суммы амортизационных отчислений;

DСа - изменение себестоимости в результате изменения амортизациоотдачи;

DАФ - изменение амортизационных отчислений;

Dа - изменение амортизациоотдачи.

 

 

4.6. Оценка влияния  себестоимости на величину прибыли

 

Прибыль от реализации продукции - это разность между выручкой от реализации продукции и суммой затрат на производство продукции:

П = N - С

где:

П - прибыль от реализации;

N - выручка от реализации;

С –себестоимость реализованной продукции.

Основными факторами изменения прибыли являются изменение себестоимости реализованной продукции, изменение в объеме реализации.

Влияние на прибыль экономии от  снижения себестоимости продукции (DПс) рассчитывается следующим образом:

DПс = С1,о - С1

где:

С1,о - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;

С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции.

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (DПоп) в оценке по базовой себестоимости рассчитывается:

DПоп = По * К - По = По * (К - 1)

где:

По - прибыль базисного периода;

К - коэффициент роста объема реализации продукции;

К = С1,о / С1

С1,о - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах базисного периода;

С1 - фактическая себестоимость.

 

 

 

 

 

 

 

5. Анализ объема  производства и реализации продукции

 

Основные вопросы темы: 1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж; 2. Оценка влияния факторов на величину выручки  от реализации продукции;  3. Система цен на продукцию; 4.  Анализ влияния объема продукции  на величину прибыли.

 

5.1. Показатели,  характеризующие объем производства и продаж.

 

Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации  продукции.

Основными задачами анализа являются:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными используются натуральные показатели.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста.

Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

  • Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;
  • темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных -  изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

Важное  значение в процессе анализа имеет  изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации.

По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы:

  • обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования;
  • обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;
  • обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.

 

5.2. Оценка влияния  факторов на величину выручки

от реализации продукции

 

Изменение выручки от реализации может происходить   в следствии:

  • изменения объема реализации (в натуральном выражении);
  • изменения отпускных цен.

Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:

D N = N1 - Nо = DNq + DNр + DNс

Где:

N1 - выручка отчетного года;

Nо - выручка базисного года;

DNq – изменение выручки  в результате изменения объема реализации;

DNр – изменение выручки  в результате изменения отпускных цен на продукцию;

DNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.

Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р)  на объем реализации (Q):

Информация о работе Экономический анализ