Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.

Содержание

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа

Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности

Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли

Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли

Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности

Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа

Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации

Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям

Приложения
Рекомендуемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КЭА сокр.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Пример: На основе данных об объеме производства и затрат (таблица № 4) определить постоянные и переменные затраты.

                                                                                                Таблица № 4 

                Исходные данные об объеме производства и затрат

Моменты наблюдения

Объем производства           шт.

Затраты на производство Тыс.руб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

100

120

110

130

124

121

136

118

124

120

170

138

70

85

80

90

87

82

93

78

90

84

98

93


 

Из таблицы видно, что максимальный объем производства составляет 170 штук, минимальный - 100 штук. Соответственно -  максимальные и минимальные затраты составляют – 98 тыс.руб. и 70 тыс. руб. Разность в уровнях объема производства составляет 70 штук (170 - 100), а в уровнях затрат - 28 тыс. руб (98 - 70).

Сумма переменных расходов на одно изделие составит 400 рублей (28000/70). Общая величина переменных расходов составит на минимальный объем производства 40000 рублей (100*400), а на максимальный - 68000рублей (170*400). Общая величина постоянных затрат определяется как разность между всеми затратами на максимальный и минимальный объем производства и переменными затратами и составит 30000 рублей (70тыс.руб. – 40 тыс. руб.  или 98тыс.руб. – 68 тыс. руб.).

Уравнение затрат будет иметь вид:

               Z = 30 + 0,4Х

где:

Z - общие затраты;

Х - объем производства.

 

                   6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности

 

Одним из наиболее доступных методов управления  предпринимательской деятельностью и финансовыми результатами деятельности  является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. Этот метод позволяет выявить зависимость финансового результата от изменения издержек, цен, объема производства и  реализации продукции.

С помощью операционного анализа можно :

  • оценить прибыльность  хозяйственной деятельности;
  • прогнозировать рентабельность организации;
  • оценить предпринимательский риск;
  • выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
  • оценить прибыльность инвестиций;
  • разработать наиболее выгодную для организации ассортиментную политику в сфере производства и реализации.

Ключевыми  элементами операционного анализа  следующие показатели:

    • критический объем производства и реализации продукции;
    • порог рентабельности;
    • запас финансовой прочности.

Анализ безубыточности бизнеса является одним из главных инструментов решения большого класса управленческих задач. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности и запас финансовой прочности (зону безопасности), планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, принимать оптимальные производственные планы.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – это минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков.

Если предприятие производит только один вид продукции, точка безубыточности рассчитывается по формуле:

ТБ = ПЗ / (Ц –Пер.З.уд.),

Где:

ТБ – точка безубыточности, ед.

ПЗ –   постоянные затраты, руб.;

Ц – цена единицы продукции, руб./ед.;

Пер.З.уд. – переменные затраты на  единицу продукции, руб./ед.;

( Ц – Пер.З.уд ) – маржинальный доход на  единицу продукции, руб./ед.

В стоимостном выражении  порог  рентабельности  определяется следующим образом:

ТБ = ПЗ / Кмд,

ТБ – критическая величина выручки, руб.

Кмд – коэффициент маржинального дохода;

Кмд = МД / N

N – выручка от продаж, руб.

МД = N – Пер.З.

При наличии более одного вида продукции точку безубыточности можно определить по бизнесу в целом либо по отдельным видам продукции.

Разность между фактической либо планируемой выручкой от продажи  (Nфакт, Nплан) и критической величиной выручки (ТБ) характеризует запас финансовой прочности (ЗФП):

ЗФП = Nфакт – ТБ

 или ЗФП = Nплан –  ТБ

Организация без риска убытков может понизить объем выручки от продажи на величину ЗФП. Запас финансовой прочности можно определить не только в абсолютном выражении, но и относительном:

КЗФП = ЗФП / Nфакт * 100%

или КЗФП = ЗФП / Nплан * 100%

Коэффициент запаса финансовой прочности отражает процент допустимого снижения выручки от продажи без риска убытков.

Показатель безопасности часто  используется для оценки операционного риска: чем выше показатель, тем безопаснее ситуация, так как риск снижения точки равновесия меньше.

 

 

       

 

7. Оценка  производственного  и финансового левериджа

 

              7.1.   Оценка производственного (операционного) левериджа

 

Хозяйственная деятельность представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов с целью получения прибыли.  Текущая деятельность сопряжена с определенным риском – производственным и финансовым, которые следует принимать во внимание при планировании своей деятельности. 

Производственный риск обусловлен в большей степени особенностями сферы бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решается инвестировать свой капитал.

Финансовый риск обуславливается структурой источников финансирования хозяйственной деятельности и соотношением этих источников.

Взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат или фондов характеризуется с помощью показателя «леверидж» (рычаг), который трактуется как фактор, изменение которого может привести к более существенному изменению  ряда результативных показателей.

Уровень производственного (операционного) левериджа (Уол) принято измерять соотношением темпов изменения валового дохода (%) к темпам изменения объема реализации в натуральных единицах (%):

Уол = Твд  /Тор

Где: Твд – темп изменения валового дохода, %;

Тор – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.

Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда порождает более сильное изменение прибыли; причем чем больше удельный вес постоянных затрат в их общей сумме, тем сильнее изменяется прибыль. Чем сильнее действует операционный рычаг, тем выше предпринимательский риск.

Пример. В отчетном году предприятие получило выручку в размере 11000 т.р. Постоянные затраты составили 1500 т.р, а переменные – 9300 т.р. Прибыль, полученная предприятием, равна 11000000 – 1500000 – 9300000 = 200000(руб.).

Предположим, что предприятие планирует ежегодное увеличение выручки от продаж на 9,1%. Такими же темпами будут увеличиваться и переменные затраты. Составим прогноз доходов, расходов и прибыли и результаты сведем в таблицу № 5.

                                                                                       Таблица 5

Показатели, руб.

Отчетный год

Первый прогнозный год

Темпы прироста, %

Выручка, тыс.руб.

11 000

12 000

9,1

Переменные затраты, тыс.руб.

9 300

10 146,3

9,1

Постоянные затраты, тыс.руб.

1 500

1 500

0

Прибыль, т.р.

200

353,7

77,35


Из расчетов видно, что темп прироста прибыли намного превышает темп прироста выручки. Соотношение между ними определяет эффект операционного рычага (ЭОР), который рассчитывается по формуле:

ЭОР = Маржинальный доход / Прибыль до налогообложения

ЭОР = МД / П

Рассчитаем ЭОР по данным отчетного года: ЭОР = (11000 тыс. – 9300 тыс.) / 200тыс.  = 8,5

Перемножив полученное значение и темп прироста выручки, получим темп прироста прибыли (8,5*9,1% = 77,35%).

Следовательно, имея данные об эффекте операционного рычага и планируемых темпах прироста выручки, можно прогнозировать величину прибыли. Планируемая прибыль (Ппл) рассчитывается по формуле:

Ппл = По * [100% + ЭОР * Тр.в.] / 100%

По  – прибыль в базисном году;

ЭОР  – эффект операционного рычага в базисном году;

Тр.в. – планируемый темп роста выручки от продаж (в долях единицы).

Рассчитаем ЭОР по данным первого прогнозного года:

ЭОР = (12000 тыс. – 10146,3 тыс.) / 353,7тыс. = 5,24

Тогда плановая прибыль составит:

П(пл) = 353,7 * (100% + 5,24 * 9,1%) / 100% = 522,36 (тыс.руб.).

Приведенный пример иллюстрирует два важных момента:

  1. взаимосвязь точки безубыточности (порога рентабельности) и эффекта операционного рычага. На небольшом удалении от порога рентабельности сила действия операционного рычага будет максимальной, затем начнет убывать, т.е. каждый процент прироста выручки будет давать все меньший и меньший процент прироста прибыли.
  2. возможность использования эффекта операционного рычага для планирования величины прибыли. С помощью эффекта операционного рычага предприятие имеет возможность влиять на величину прибыли путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Причем для решения задачи максимизации темпа прироста прибыли можно манипулировать увеличением или уменьшением  как переменных, так и постоянных затрат.  

Предпринимательский риск, связанный с данным видом деятельности организации тем выше, чем больше ЭОР.

На практике могут иметь место следующие случаи:

  • Маржинальный доход (МД) = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные расходы, т.е. организация работает с убытком в размере постоянных издержек;
  • 0< МД< постоянных издержек, если выручка покрывает переменные издержки и часть постоянных;
  • МД = постоянным издержкам, если выручки от реализации достаточно, чтобы возместить все издержки (постоянные и переменные), а прибыль равна нулю;
  • МД> постоянных издержек, если деятельность организации прибыльна.  

Операционный анализ  показывает также чувствительность, т.е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции и отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли?

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных расходов, переменных, цены за единицу продукции.

Возможны следующие варианты:

    1. Если изменяются постоянные издержки (ПИ), то объем производства (Q1) в натуральном выражении, обеспечивающий базовые условия, определяется по формуле:

Q 1= (МД 1/ Кмд) /pо

где:

МД1 - маржинальный доход в отчетном периоде;

Кмд - коэффициент маржинального дохода;

pо - цена единицы продукции в базисном периоде.

    1. Если изменяются переменные издержки (Пер.И), то объем продаж в натуральном выражении (Q2) устанавливается по формуле:

Q2 = (МДо / Кмд1) / pо

Мдо – маржинальный доход в базисном периоде.

    1. Если изменяется цена (p), то объем продаж (Q3) в натуральном выражении вычисляется по формуле:

Q3 = (Мдо / Кмд1) / p1

 

7.2. Оценка  финансового  левериджа

 

На результаты хозяйственной деятельности влияет и структура капитала. Эффективность деятельности организации во многом зависит,  насколько рационально использованы имеющиеся финансовые ресурсы и оптимизирована структура источников финансирования.  Использование заемных средств   связано с определенными издержками и риском. 

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Информация о работе Экономический анализ