Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.

Содержание

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа

Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности

Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли

Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли

Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности

Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа

Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации

Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям

Приложения
Рекомендуемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КЭА сокр.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

                                 N = Р * Q

Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;

N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.

Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:

D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:

DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР

В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации.

При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.

 

                                     5.3. Система цен на продукцию

 

Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.

В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.

В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):

Ц = С + П

Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров:

  1. Цены оптовые изготовителя = себестоимость  + прибыль изготовителя;
  2. Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);
  3. Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);
  4. Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).

Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

                   Схема франкирования цен

  1. Франко-склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;
  2. Франко-станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;
  3. Франко-вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;
  4. Франко-вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;
  5. Франко-станция назначения  = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;
  6. Франко-склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

 

5.4.  Анализ влияния  объема продукции на величину прибыли

 

  Изменение объема выпуска и реализации продукции оказывает непосредственное влияние на динамику прибыли. В процессе анализа дается качественная и количественная оценка влияния этих факторов.

Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния факторов рассчитывается :

DП = П1 – По

Где:

П1 - прибыль отчетного периода;

По - прибыль базисного года.

В наибольшей степени на изменение прибыли оказывают влияние следующие факторы:  изменение объема продаж продукции, изменение цен на реализованную продукцию.

Оценка влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DПq)  осуществляется следующим образом:

DПq = По * К1 - По = По * (К1 - 1),

где:

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции.

К1 = С1,о / Со,

где:С1,о - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

Со - себестоимость базисного года.

Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DПр) рассчитывается следующим образом:

DПр  = å p1*q1 - åp0 *q1

где:

 åp1*q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

 åp0 *q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Влияние на прибыль изменений в структуре продукции (DПстр) рассчитывается следующим образом:

DПстр = Ро*(К2 – К1)

где:

К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

К2 = N1,о / Nо

где:

N1,о - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

Nо -  реализация в базисном периоде.

Оценка влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости  (DПс) определяется так:

DПс = С1,о - С1,

где:

С1,о - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах базисного периода;

С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

 

 

 

 

6.  Анализ в  системе планирования

финансово – хозяйственной  деятельности организации

 

6.1. Роль экономического  анализа в разработке

основных показателей планов организации

 

Залогом успешной деятельности организации в условиях рыночных отношений является планирование финансово–хозяйственной деятельности.

Предприятия и организации могут ставить перед собой различные цели в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков, оптимизация выпуска продукции, завоевание определенной доли на рынке и т.д.). Именно планирование позволяет добиться достижения поставленных целей.

Различают три уровня планирования:

    • стратегический;
    • тактический;
    • оперативный.

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности организации.

В рамках стратегического планирования обычно выделяют четыре типа основных целей:

  • рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг предполагается освоить, приоритеты в производственно–коммерческой деятельности);
  • производственные (определяется структура производства и конкретные технологии, способные обеспечить выпуск продукции необходимого объема);
  • финансово–экономические (определяются основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты);
  • социальные (определяется в какой мере деятельность организации способна обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его групп.

Тактическое планирование осуществляется  на среднесрочную перспективу (1 –5 лет) и определяет масштабы деятельности и необходимые ресурсы.

Тактическое планирование осуществляется чаще всего в форме бизнес–плана.

Бизнес–план – это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность хозяйственного проекта и раскрывающий направления деятельности организации.

Бизнес -план  - одно из основных средств управления организацией.

Он составляется для следующих целей:

  • обоснование и осуществление инвестиционных проектов;
  • реализация отдельных крупных хозяйственных операций;
  • эмиссии ценных бумаг;
  • определения перспектив развития фирмы;
  • проведения реорганизационных мероприятий;
  • финансового оздоровления организации.

Бизнес - план выполняет несколько функций:

      1. позволяет использовать этот документ для формирования концепции развития;
      2. позволяет осуществлять эффективное планирование деятельности;
      3. является основанием для привлечения кредитов и займов;
      4. является информационным документов для собственников организации и потенциальных инвесторов и партнеров.

Разработке бизнес–плана предшествует большая аналитическая работа по следующим направлениям:

    • анализ информации о внешней среде и потенциальных партнерах;
    • прогнозирование  положения фирмы на рынке;
    • разработка стратегических целей фирмы;
    • формулировка  концепции бизнеса;
    • разработка стратегии поведения фирмы на рынке;
    • разработка  путей реализации выбранной стратегии.

В состав бизнес- плана входят:

  • резюме (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес- плана, способов его реализации, необходимых источников финансирования, финансовых результатов);
  • описание бизнеса (продукции, маркетинга, конкуренции, производства);
  • финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);
  • организационный, юридический разделы, страхование (учредительские документы, лицензии). 

Финансовый план обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации  с имеющимися ресурсами.

Основными задачами финансового планирования являются:

  • обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
  • достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;
  • установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом;
  • выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
  • выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного расходования денежных средств;
  • контроль  за формированием и расходованием платежных средств;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

Стержневыми разделами финансового плана являются:

  • смета объема реализации продукции;
  • баланс денежных поступлений и расходов;
  • план прибылей и убытков;
  • плановый бухгалтерский баланс;
  • расчет точки безубыточности продаж товаров.

Основные методы составления бизнес –плана:

метод процента от реализации;

Информация о работе Экономический анализ