Денежно – кредитная политика государства и её особенности в современной России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 20:47, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. С давних времен и по сей день наша жизнь невозможна без денег. Ежедневно мы приобретаем товары и услуги, оплачиваем с помощью денег поездки в транспорте, помещаем наличные в банки для накопления, платим налоги. Выходит, что деньги нужны и важны не только для обычного индивида, который использует их для удовлетворения своих личных потребностей, но предприятиям и государству. Первые используют деньги для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, а вторые - в целях регулирования экономики страны.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ……………………………..….……...…6 1.1.Денежные средства и их роль в экономике государства….................................6 1.2.Особенности денежно-кредитной политики в государстве….........................11 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………………….......…162.1.Направления денежно-кредитной политики.....................................................16 2.2.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……….....20 2.3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики России …………..23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
Чрезмерные рыночные колебания
курса национальной валюты оказывают
негативное воздействие на денежную и
финансовую систему страны, внешнеэкономическую
деятельность хозяйствующих субъектов,
платежный баланс. В целях предотвращения
этих негативных последствий для экономики
Центральный банк проводит валютную политику
(политику регулирования валютного курса,
или курсовую политику), которая является
важным звеном денежно-кредитной политики14.
В странах, экономика которых
в значительной степени зависит от внешнеэкономических
факторов, в странах с переходной экономикой,
характеризующейся высокими темпами инфляции
и недостаточно развитыми финансовыми
рынками, целевым ориентиром при проведении
денежно-кредитной политики может являться
номинальный обменный курс(количественное
соотношение национальной валюты к иностранной,
складывающееся на внутреннем валютном
рынке), который служит ориентиром инфляции.
В этом случае прогнозы темпов инфляции
в значительной степени основываются
на динамике обменного курса. Такой
метод применим для стран,
зависимых от страны-доминанты
(т.е.страны, к валюте которой привязан
курс национальной валюты).
Рассматриваемый вариант денежно-кредитной
политики имеет свои достоинства. Номинальный
курс — показатель, понятный широким слоям
населения. Недостатки такого способа
выбора цели (через номинальный курс) также
очевидны. Страна, находящаяся в зависимости
от страны-доминанты, имеет ограниченные
возможности по регулированию национальной
экономики.
Длительная ориентация в валютной
политике на номинальный обменный курс
по отношению к доллару чревата для страны
долларизацией экономики, т.е. ситуацией,
когда доллар постепенно вытесняет национальную
валюту из денежной системы и начинает
выполнять все основные функции денег
в экономике (меры стоимости, средства
обращения, платежа, накопления)15.
Режим управляемого плавания
валютного курса
Банк России активно использует
обменный курс рубля в качестве инструмента
регулирования денежной массы и уровня
инфляции. С середины 1998г. Банк России
использует режим управляемого
плавания валютного курса. В пост
кризисные годы (после 1998 г.) курсовая политика
была направлена, во-первых, на сглаживание
резких, экономически неоправданных колебаний
обменного курса и обеспечение его реального
укрепления путем поддержания более низких
темпов номинальной девальвации рубля
по сравнению с темпами инфляции; во-вторых,
на накопление международных резервов
до уровня, необходимого для обслуживания
и погашения государственного внешнего
долга.
Для решения задачи сглаживания
колебаний курса Банк России проводит
валютные интервенции (конверсионные
операции, т.е. операции по покупке/продаже
валюты на внутреннем валютном рынке).
С 2005 г. в целях совершенствования механизмов
реализации курсовой политики в условиях
режима управляемого плавающего валютного
курса Банк России перешел к использованию
в качестве операционного ориентира курсовой
политики стоимости корзины валют «номинального
бивалютного индекса», который рассчитывается
как геометрическое средневзвешенное
курсов основных иностранных валют (доллара
и евро) к рублю.
Начальное соотношение валют
в корзине было определено как 9 : 1 (т.е.
корзина на90% зависела от курса доллара
США и на 10% — от евро); в дальнейшем по
мере адаптации внутреннего валютного
рынка происходило постепенное увеличение
удельного веса евро. Текущая структура
бивалютной корзины (с февраля 2007 г.)составляет
0,55/0,45. Бивалютный индекс имеет простой
алгоритм расчета и понятен рынку, что
делает операционную цель транспарентной.
Учитывая высокую долю евро и доллара
в корзине эффективного курса, бивалютный
индекс достаточно репрезентативен, чтобы
отражать влияние валютного рынка на внешнюю
торговлю16.
Переход к использованию бивалютного
операционного ориентира направлен на
снижение внутридневной волатильности
(внутридневных колебаний) курса рубля
к значимым для российской экономики иностранным
валютам.
В условиях финансово-экономического
кризиса 2008-2009 гг. Банк России проводил
масштабные корректировки границ допустимых
колебаний стоимости бивалютной корзины:
расширив границы колебаний и введя плавающий
операционный внутридневной коридор допустимых
значений стоимости бивалютной корзины.
Таким образом грамотная формулировка
направлений денежно – кредитной политики
РФ способствует успешному проведению
монетарной политики.
Инструменты денежно-кредитной
политики и их использование
Для успешного проведения благоприятной
экономической политики необходимо в
современных условиях вмешательство государства.
Существует несколько способов государственного
вмешательства: прямое вмешательство;
фискальная политика; монетарная политика.
Опыт многих развитых стран показал, что
только лишь прямое государственное вмешательство
не способно полностью достигнуть сколь
каких- либо долгосрочных успехов. Наиболее
успешной можно считать денежно- кредитную
политику.
Задачами монетарной политики
являются:
снижение уровня инфляции;
поддержка платежного баланса;
повышения уровня деловой активности
населения.
Денежно – кредитная политика
проводится Центральным банком РФ, он
располагает набором определенных средств
– инструменты монетарной политики. Инструменты
воздействуют либо на количество денег,
либо на процентные ставки.
Для успешной реализации денежно
– кредитной политики инструменты рекомендуется
использовать в совокупности, а не по отдельности.
Часто такие меры называют комплексными
мерами(политикой). В распоряжении Центрального
банка РФ имеются инструменты, которые
можно разделить по: непосредственным
объектам воздействия (предложение и спрос
на деньги), по форме (косвенные и прямые),
по характеру параметров, устанавливаемых
в ходе регулирования, по срокам воздействия17.
Объекты воздействия. В зависимости
от конкретных целей денежно-
кредитная политика направлена
либо на стимулирование кредитной эмиссии
(кредитная экспансия), либо
на ее ограничение(кредитная рестрикция).
Кредитная экспансия преследует
цель увеличения занятости и подъема производства,
а кредитная рестрикция—предотвратить
"перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый
в периоды экономического подъема, или
снизить темпы инфляции.
По форме инструменты денежно-кредитной
политики разделяются на административные
(прямые) и рыночные(косвенные). Административные
инструменты имеют форму директив,
предписаний, инструкций, исходящих от
ЦБ и направленных на ограничение сферы
деятельности кредитных учреждений. Под
инструментами рыночного характера подразумеваются
способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную
сферу посредством формирования определенных
условий на денежном рынке и рынке капитала.
По характеру параметров инструменты
денежно-кредитного регулирования разделяются
на количественные и качественные.
С помощью количественных методов
оказывается влияние на состояние кредитных
возможностей КБ, а следовательно, и на
денежное обращение в целом. Качественные
инструменты представляют собой вариант
прямого регулирования стоимости банковских
кредитов.
По срокам воздействия инструменты
денежно-кредитной политики разделяются
на долго- и краткосрочные.
Под долгосрочными (конечными) целями
подразумеваются те задачи, реализация
которых может осуществляться от одного
года до нескольких десятилетий(например,
финансовая стабилизация, экономический
рост)18.
К краткосрочным относятся
инструменты воздействия, с помощью которых
достигаются промежуточные цели денежно-кредитной
политики (например, преодоление финансового
кризиса в стране, как это было в России
в 1998 г.).
Основными инструментами денежно-кредитной
политики.
Нормы резервирования означают,
что КБ обязаны держать определенную часть
привлеченных депозитов в ЦБ.ЦБ играет
роль резервного финансового института
страны и может использовать накопленные
таким образом ресурсы для поддержания
стабильности финансовой системы страхования
определенной части вкладов и предоставления
кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах.
Изменение норм резервирования—один
из старейших и наиболее распространенных
инструментов регулирования денежно-
кредитной сферы.
Впервые нормы обязательных
банковских резервов были введены в США
в 1863 г.
Они выполняют две основные
функции: создают условия
для текущего регулирования банковской
ликвидности, представляя собой инструмент
жесткого регулирования, и одновременно
являются ограничителем кредитной эмиссии.
Учетная ставка—это процент,
под который ЦБ предоставляет ссуды КБ.
Официальная учетная ставка—ориентир
для банковских ставок по кредитам. Чем
выше уровень официальной учетной ставки,
тем выше стоимость кредитов рефинансирования
ЦБ. Именно поэтому политика изменения
учетной ставки представляет собой вариант
регулирования качественного параметра
денежного рынка—стоимости банковских
кредитов.
Операции на открытом рынке
представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных
ценных бумаг или первоклассных коммерческих
векселей. Посредством них ЦБ воздействует
на ликвидность банковской системы (количество
денег в обращении)и процентные ставки.
Продажа векселей и облигаций влечет за
собой уменьшение денежной массы и падение
процентных ставок; покупка имеет противоположный
эффект.
Операции на открытом рынке—наиболее
действенный и гибкий рыночный инструмент
денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий
эффективное воздействие на денежный
рынок и банковский кредит, а следовательно,
на экономику. Механизм операций на открытом
рынке не сложен, что делает его привлекательным
для использования.
Рассмотренные инструменты
не исчерпывают арсенал денежно-кредитного
регулирования экономики. В некоторых
странах ЦБ прибегают к таким методам,
как установление кредитных ограничений,
лимитирование уровня процентных ставок
по депозитам и кредитам КБ, портфельные
ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных
инструментов зависит прежде всего от
задач, которые решает ЦБ на том или ином
этапе экономического развития.
2.3 Пути совершенствования
денежно-кредитной политики России
Проведение денежно-кредитной
политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости
и изменчивости внешних и внутренних условий
экономики страны неизбежно сталкивается
с рядом проблем. Во-первых, непростой
проблемой является сама оценка состояния
экономического развития (что необходимо
для принятия Центральным Банком наиболее
рациональных мер).Во-вторых, регулирование
в рамках национальной экономики усложняется
из-за влияния внешнеэкономических процессов.
Итогом является то, что целевая направленность
принимаемых мер может искажаться20.
На современном этапе развития
денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать
денежно-кредитную политику ЦБ РФ для
решения наиболее срочных проблем. Совершенствование
денежно-кредитной сферы экономики России
происходит при помощи совместных действий
ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной
политики ЦБ в денежной сфере состоит
в том, чтобы создать на денежном рынке
условия для того, чтобы в экономике постоянно
существовала такая масса денег и кредитов,
которая необходима для развития, а тем
самым обеспечить страну растущим количеством
товаров, услуг, рабочих мест.
Денежно-кредитная политика
России до 2015 года.
Банком России разработаны
Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2013 год
и период 2014 и 2015 годов. В соответствии
со сценарными условиями функционирования
российской экономики Правительство РФ
и Банк России определили задачу снизить
инфляцию в 2013 году до 5-6%, в 2014 и 2015 годах
- до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю прошлого
года)21.
Банк России разработал три
варианта денежной программы. Второй вариант
базируется на макроэкономических показателях,
использованных при формировании проекта
федерального бюджета на 2013 год и плановый
период 2014-2015 годов22.