Инновационная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,

Содержание

Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дмплом по инновациям.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)
  • Отсутствие системной, четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные  (налоговые преференции, государственные гарантии и т.д.) механизмы, а также нормативно-правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между объектами инновационной инфраструктуры;
  • Ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
  • Неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов, а именно фондов рискового финансирования (венчурные фондов), специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированных оценщиков фирм и интеллектуальной собственности, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования и приборов, фондового рынка для наукоемких компаний, торговых домов и др.;
  • Присутствие на внутреннем рынке импортной продукции существенно изменило  стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. В итоге конкурентоспособность товаров и услуг  белорусских предприятий уже недостаточная даже для сохранения позиций на внутреннем рынке; 
  • Отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки и технологий, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становиться распыление  бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в т.ч., конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке;
  • Слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
  • Неразвитость  современных форм  инновационного менеджмента и коммерциализации инноваций (посредством рынка научно-технической продукции);
  • Низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного)  продукта, а также сведений для частных инвесторов и кредитных организаций    об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
  • Низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в том числе без образования юридического лица);
  •     Низкая инновационная культура населения и предпринимательства. 

Основные причины,   препятствующие развитию инновационной  деятельности, показаны в таблице 1.

 

Таблица 1. Факторы препятствующие инновациям.

 

Наименование фактора

Число организаций промышленности

и сферы услуг, оценивших отдельные

факторы, препятствующие инновациям, как

основные

значительные

незначительные

Экономические факторы

     

Недостаток собственных денежных средств

1258

650

326

Недостаток финансовой поддержки  со стороны государства

414

811

650

Низкий платежеспособный спрос  на новые продукты

185

662

886

Высокая стоимость нововведений

577

940

440

Высокий экономический риск

303

837

679

Длительные сроки окупаемости нововведений

301

915

632

Производственные факторы

     

Низкий инновационный потенциал  организации

406

641

853

Недостаток квалифицированного персонала

158

565

1238

Недостаток информации о новых  технологиях

94

519

1340

Недостаток информации о рынках сбыта

89

515

1305

Невосприимчивость организации к  нововведениям

58

218

1375

Недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями

74

373

1152


 

 

Продолжение таблицы 1.

Другие причины

     

Низкий спрос со стороны потребителей

на инновационную продукцию (услуги)

138

472

996

Недостаточность законодательных  и нормативно- правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность

148

436

979

Неопределенность сроков инновационного процесса

80

463

930

Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги)

137

523

903

Неразвитость рынка технологий

172

553

856


 

Источник: статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, под ред. А.Н. Коршунова, И.А. Хортоника.

Как видно из данных таблицы  основной причинной является нехватка собственных средств и дороговизна инновационных технологий.   

 

 

1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства

 

 

Для активизации развития  предпринимательства  в инновационной  сфере требуется осуществить следующие меры:

  • Создание конкурентной рыночной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого  и среднего бизнеса, укрепление частного сектора. Развитие  внутреннего рынка инновационной продукции;
  • Развитие малого наукоемкого предпринимательства в научных организациях и университетах, создание  агентов инновационного предпринимательства в ведущих государственных научных организациях;
  • Создание инфраструктуры для перераспределения оборудования (информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже поддержанного оборудования и т.д.);
  • Разработка упрощенной процедуры системы ликвидации малых инновационных предприятий;
  • Формирование правовой основы для определения порядка использования бюджетных средств в схемах софинансирования с частным сектором инновационных проектов;
  • Привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;
  • Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. Включение  ценных бумаг венчурных фондов, вновь создаваемых наукоемких компаний, технопарков в специальный список организаторов торгов  венчурной категории, создание преференций по налогообложению таких ценных бумаг и определению механизма покрытия  финансовых затрат, связанных с функционированием торгов венчурной категории. Создание государственной страховой компании по страхованию частных инвестиций в реализацию инновационных проектов;
  • Привлечение организаций малого и среднего  предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;
  • Создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, — бизнес-инновационных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков;
  • Формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и венчурные коммерческие фонды, страховые компании);
  • Развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));
  • Создание центров передачи технологий, информационных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;
  • Открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;
  • Образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические).

Таблица 2.  Число малых предприятий занятых в сфере науки

Наименование отрасли 

экономики 

2000

2005

2006

в процентах к итогу

2000

2005

2006

Всего, в том числе:

28310

33094

37660

100

100

100

информационно-вычислительное   
обслуживание

192

182

192

0,7

0,6

0,5

наука и научное обслуживание

543

274

268

1,9

0,8

0,7


 

Источник: статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, под ред. А.Н. Коршунова, И.А. Хортоника.

Как видно из таблицы  доля малых предприятий в науке и научном обслуживании  стала меньше почти на 50%,   хотя общее число предприятий малого предпринимательства  увеличилось на 33%.

 

 

Таблица 3. Основные показатели инновационной деятельности  
малых предприятий по отраслям промышленности

 

 

Число малых предприятий, осуществлявших технологические инновации,  
единиц

Объем отгруженной инновационной  
продукции, млн. руб.

2004

2006

2004

2006

2006 
в % к 
2004

Промышленность 

114

88

38195,9

43814,0

94,5

по отраслям:

         

топливная

-

1

-

272,9

-

черная металлургия

1

1

50,6

0,4

0,6

химическая и нефтехимическая  (без химико-фармацевтической)

12

11

2966,3

9105,5

259,7

машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники)

61

38

28574,9

22318,2

63,3

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

8

10

2840,9

1854,3

50,6

промышленность строительных материалов

5

3

409,8

1890,9

в 3,8 р.

стекольная и фарфоро-фаянсовая (без предприятий по производству медицинских изделий из стекла и фарфора)

3

1

42,9

1497,1

в 28,6 р.

легкая

2

2

20,3

833,4

в 35,7 р.

пищевая

7

9

253,5

2192,2

в 7,3 р.

медицинская

3

5

2,0

2938,5

в 135,7 р.

полиграфическая

7

3

1417,6

-

-

другие промышленные производства

4

3

1617,1

910,6

44,5


 

Источник: статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, под ред. А.Н. Коршунова, И.А. Хортоника.

Из данных таблицы 3. видно, что самыми инновационно активными отраслями промышленности являются химическая и нефтехимическая, медицинская, легкая и пищевая отрасль экономики.

 

1.3 Создание мотивационного механизма

инновационной деятельности

 

 

По мере развития рыночных отношений, перехода от административных к экономическим методам регулирования  экономики возрастает роль мотивации  творческого руда и стимулирование  высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований, разработок и инновационной активности. Для создания механизма эффективной мотивации необходимы следующие меры: 

  • Совершенствование оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление  права руководителям государственных научных организаций устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, оплату труда без ограничения максимального размера;
  • Пересмотр систем вознаграждения участников инновационного процесса, включая разработку нового порядка премирования за достижения установленных показателей обновления продукции, расширения экспорта (доли рынка) высокотехнологичной продукции; разработку механизма участия в прибыли работников, обеспечивающих ее прирост за счет инновационной деятельности. Для этого необходимо разработать и утвердить методику долевого участия субъектов хозяйствования в интегральном экономическом эффекте от исследований и разработок и использования инновационных проектов;
  • Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, направленные на повышение социального статуса и уровня мотивации научных работников, деятельность которых связана с созданием новых объектов авторского права и права промышленной собственности. Основными из ни могут стать:

- пересмотр системы  государственного премирования, включая  существенное увеличение размера премий за выдающиеся достижения в области науки и техники;

- введение доплаты  специалистам отраслей промышленности, имеющих высшую  научную квалификацию;

- расширение объемов строительства жилья для молодых ученых, рационализаторов и изобретателей, в том числе с привлечением ипотечного кредитования; 

- осуществление поддержки  (в том числе персональной) ученых-ветеранов,  внесших выдающийся вклад в  развитие приоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий, а также ученых высшей категории (кандидатов и докторов наук).

Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь