Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

 

 

 

                                                                           Продолжение таблицы 5

Аналитические методы оценки конкурентоспособности промышленного предприятия

Количество параметров > 2

Метод оценки на основе теории эффективной конкуренции

Охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности фирмы

Сложность расчетов, сбора необходимой информации

Аналитические методы оценки конкурентоспособности торгового  предприятия

Количество параметров > 2

Метод оценки конкурентоспособности торговой услуги

Оценка конкурентоспособности с учетом факторов внутренней среды фирмы.

Сложность сбора необходимой информации, учитываются  только узкий круг факторов

Метод оценки на основе теории эффективной конкуренции по методике  д.э.н. проф. Николаевой Т.И.

Охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности фирмы

Сложность расчетов, сбора необходимой информации

Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности предприятия торговли

Определяет важность отдельных факторов конкурентоспособности предприятия для потребителя и дает их количественную оценку

Необходимость для достоверности данных обеспечивать правильную выборку анкетируемых.


         Вопрос о конкурентоспособности предприятия и способах ее достижения является основным в рамках маркетинговых исследований вообще и маркетинговых исследований  конкуренции на рынке в частности.

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, анализ и отражение данных, необходимых для решения тактических и стратегических задач, стоящих перед фирмой на том или ином рынке в тех или иных условиях.

Главной задачей маркетинговых исследований внешней коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях (сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов.

Маркетинговые исследования обычно включают две составляющие (по основным направлениям:

  • рыночное исследование (исследование внешней коммерческой среды);
  • исследование деятельности самого предприятия (по товару, цене, товародвижению, продвижению; анализ сильных и слабых сторон и возможностей предприятия).

Первая из этих составляющих включает следующие основные направления:

а) Изучение потребителей (в том числе существующих и потенциальных), выявление системы их предпочтений и намерений;

б) Изучение рыночной сегментации;

г) Анализ конъюнктуры рынка (в том числе определение тенденций изменения рынка, оценка его емкости, прогноз объема спроса);

д) Анализ конкуренции на рынке;

е) Анализ рыночных позиций предприятия.

Оценка состояния компании позволяет получить важную информацию об угрозах и положительных возможностях окружающей среды и о сильных и слабых сторонах самой компании. На основе результатов проведенного анализа формулируются долгосрочные и среднесрочные цели и определяются наиболее важные из них. Приоритетные долгосрочные и среднесрочные цели конкретизируются в краткосрочных целях, содержащих определенные количественные ориентиры.

Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.

Стратегия (от греч. «стратогос» — войско, «эгос» — веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.

Успешная стратегия – это:

а) – знание направления движения компании

б) – понимание пути, который ведет в желаемое будущее.

Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает:

а) определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке

б) оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;

в) определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;

г) выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.

Интенсивность конкуренции в розничной торговле постоянно повышается – появляются новые формы торговли и новые технологии, изменяются потребности покупателей, что обуславливает повышение значения стратегического планирования. Стратегия указывает фирме общее направление, следуя которому она эффективно взаимодействует с миром розничной торговли, его средой и покупателями.

Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера):

Рисунок 4 - Модель Портера

Пять конкурентных сил — угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами — отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники — все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.

Все пять конкурентных сил, совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.

Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:

а) Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);

б) Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);

в) Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши).

Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

 

Уникальность продукция, воспринимаемая потребителем

Позиция низкого уровня издержек

В рамках всей отрасли

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ

     

В рамках отдельного сегмента

   

ФОКУСИРОВАНИЕ

   

 

Рисунок 5-Три базовых варианта стратегии

Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера, Графическая интерпретация модели Портера, показывающая зависимость между долей на рынке и прибыльностью, приведена на рисунке 6.

Рисунок 6- Модель Портера

На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.

Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна.

Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.

Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности. В таблице 6 представлены некоторые имеющие общее значение условия, связанные с реализацией базовых вариантов стратегии.

Таблица 6 – Требования к предприятию, влияющие на выбор конкурентной стратегии

Базовая стратегия

Общие требования к ресурсам и квалификации

Общие требования к организационным условиям

Абсолютное лидерство в издержках

Реальные инвестиции и доступ к капиталу

Навыки и опыт работы в данной отрасли

Тщательный надзор

и контроль за трудовыми

процессами

Низкозатратная система распределения и сбыта

Жесткий контроль за уровнем издержек

Частые и детальные контрольные отчеты

Четкая организационная структура и ответственность

Стимулирование на основе четких количественных показателей

Дифференциация

Высокий потенциал маркетинга

Творческие способности

Высокий потенциал фундаментальных исследований

Значительный опыт работы в отрасли или уникальное сочетание навыков, полученных в других отраслях

Возможность обеспечения высокой потребительской ценности реализуемого товара или услуги

Тесная функциональная координация НИОКР и маркетинга

Субъективные оценки и стимулы вместо количественных показателей

Возможности привлечения высококвалифицированной рабочей силы, исследователей и творческого персонала

Фокусирование

Сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели

Сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели


Базовые варианты стратегии могут также потребовать различных стилей руководства, существенно изменить корпоративную культуру и атмосферу, а также привлечь людей различного типа.

 

1.3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Конкурентоспособность - это совокупность качеств субъекта (объекта), обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами (объектами).

В отличие от качества она определяется только теми свойствами товара, которые представляют интерес для покупателя, обеспечивают удовлетворение его потребностей.

Конкурентоспособность - это также философия работы в условиях рынка, исходящая из знания:

  • нужд потребителя;
  • путей создания и доведения до него нужного ему товара.
  • поведения и возможностей конкурентов;
  • состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом; Конкурентоспособность можно рассматривать как внешнюю (умение максимально успешно использовать возможности и справляться с угрозами) и внутреннюю (умение создавать потенциал, обеспечивающий конкурентные преимущества).

С точки зрения объекта можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы: (фирмы, предприятия), каналов товародвижения и прочее.

Конкурентоспособность продукта (по М. Портеру) определяется величиной достающейся потребителям даром части его ценности. Она характеризуется степенью его притягательности, обусловленной как привлекательностью свойств, высоким качеством, так способностью обеспечивать экономию (за счет выгодных  условий продажи, низких цен, эксплуатационных расходов, затрат на ремонт и утилизацию) в сравнении с лучшими образцами.

Для того, чтобы добиться конкурентоспособности, нужно улучшать потребительские свойства, минимизировать издержки; использовать менее дорогие компоненты без потери общего качества, привести последнее в соответствие с запросами потребителя, создать оптимальные условия сервиса.

Сегодня конкурентоспособность может быть обеспечена только совместными усилиями всех фирм-участниц технологической (ценностной) цепочки, формирующей конечный продукт. Конкурентоспособность познается только в сравнении, путем сопоставления данного и эталонного объекта. На основе полученных данных определяется стратегия конкурентной борьбы, а ее достижение становится целью стратегии наряду с доходностью.

Конкурентоспособность фирмы как производственной системы - характеристика ее жизнестойкости, показывающая, что та может создавать продукт, превосходящий другие, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем у соперников, уровне, противостоять их действиям, а, следовательно, обеспечить себе лучшее положение относительно них. Она основывается на конкурентоспособности всех видов ресурсов и умении их оптимально комбинировать, а также от конкурентоспособности продукта.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность, для компании бывают внешними и внутренними. Внешние, в свою очередь, можно разделить на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции), отраслевые и территориальные.

К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:

  • благоприятную социально-политическую обстановку;
  • передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;
  • поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;
  • наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов;
  • развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.) и финансово-кредитную систему.

К отраслевым факторам (мезо-экономическим) конкурентоспособности можно отнести:

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия