Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
2.2. Процент скидки с цены |
5 |
4 |
4 |
2 |
3. Каналы сбыта |
||||
3.1.Степень охвата рынка |
3 |
5 |
4 |
2 |
3.2. Торговая площадь |
5 |
4 |
4 |
2 |
3.3. Складская площадь |
5 |
4 |
3 |
2 |
3.4 Система контроля запасов |
3 |
5 |
5 |
5 |
3.5. Система поставок товара |
3 |
4 |
5 |
5 |
4. Продвижение товаров на рынках |
||||
4.1 Реклама для потребителей |
2 |
5 |
5 |
2 |
4.2. Стимулирование потребителей |
3 |
5 |
4 |
0 |
4.3. Подготовка торгово- |
2 |
5 |
5 |
5 |
Общее количество баллов |
57 |
75 |
68 |
56 |
Данные таблицы свидетельствуют, что торговое предприятие «Мрамолит» не имеет конкурентного преимущества по показателю конкурентоспособности реализуемых товаров и уступает «Маркитант» и «База УПТК» и приблизительно равна «УТПК» при том, что масштабы их деятельности несопоставимы. Наиболее низкими являются показатели конкурентоспособности реализуемого товара по продвижению товаров, то есть данный аспект деятельности компании «Мрамолит» является одной из его слабых сторон и способствует ослаблению его конкурентной позиции относительно других торговых предприятий.
При анализе конкурентоспособности предприятия нельзя забывать про персонал, корпоративную культуру, качество персонала, текучесть кадров. Оценку конкурентоспособности персонала предприятия и влияния данных факторов на конкурентоспособность предприятия можно определить балльным методом (таблица 29).
Таблица 29 - Факторы конкурентоспособности персонала предприятия
Факторы конкурентоспособности |
«Мрамолит» |
«База УПТК» |
«Маркитант» |
«УПТК» |
Устойчивость персонала |
4 |
5 |
3 |
5 |
Квалификация персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Текучесть кадров |
-1 |
-1 |
-2 |
0 |
Система мотивации и стимулирования персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Система обучения и продвижения кадров |
2 |
3 |
4 |
3 |
Кадровая политика |
0 |
4 |
4 |
2 |
Итого |
11 |
21 |
17 |
18 |
Данные таблицы свидетельствуют, что персонал организации «Мрамолит» и организация работы с персоналом на предприятии является еще одним слабым моментом в конкурентной позиции предприятия. В дальнейшем при определении путей повышения конкурентоспособности предприятия необходимо будет учесть этот фактор.
Недостаток всех рассмотренных выше методов оценки конкурентоспособности предприятия является субъективная оценка факторов, определяющих конкурентоспособность. Указанного недостатка лишен метод оценки конкурентоспособности торгового предприятия на основе теории эффективной конкуренции (метод д.э.н., проф. Николаевой Т.И.)
Кроме того, данная методика позволяет учесть наибольшее количество критериев конкурентоспособности предприятия и определить комплексный показатель – коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Рассматриваются 4 группы показателей:
1 – позволяющие оценить эффективность хозяйственной деятельности предприятия
2 - позволяющие оценить рыночное положение предприятия
3 - позволяющие оценить качество торгового обслуживания
4 - позволяющие оценить финансовое состояние предприятия
Затем производится расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции по формуле средней взвешенной арифметической:
К кп= 0,3хЭхдп + 0,25хЭрпп + 0,25хКо +0,2хЭф,
Где К кп — коэффициент конкурентоспособности предприятия
Эхдп - оценка эффективной хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта
Эрпп - оценка рыночного положения предприятия
Ко- общий показатель качества торгового обслуживания;
Эф- финансовая устойчивость предприятия
Коэффициенты 0,3, 0,25, 0,25, 0,2 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эхдп, Эрпп и Эф в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным адаптивным выражениям. В качестве базовых показателей были приняты показатели прошлого 2009 года.
Оценим конкурентоспособность исследуемого предприятия «Мрамолит» и его основных конкурентов.
На первом этапе необходимо проанализировать некоторые экономические показатели фирм конкурентов, таблица 30.
Таблица 30 – Предполагаемые экономические показатели деятельности конкурентов «Мрамолит»
Показатель |
«Маркитант» |
«База УПТК» |
«УТПК» |
Товарооборот, тыс.р. |
335300 |
670600 |
50300 |
Торговая надбавка, % |
20 |
30 |
28 |
Валовой доход, тыс.р. |
55883,33 |
154753,85 |
11003,12 |
Уровень валового дохода, в % к обороту |
16,66 |
23,07 |
21,87 |
Издержки обращения, тыс.р. |
50295 |
114002 |
10060 |
Уровень издержек обращения, % к обороту |
15 |
17 |
20 |
Прибыль, тыс.р. |
5588,33 |
40751,84 |
943,12 |
Рентабельность прибыли, % к обороту |
1,66 |
6,07 |
1,87 |
Скидки по дисконтным картам, % |
2 |
3 |
- |
Кол-во работников, чел. |
80 |
89 |
35 |
Самый большой товарооборот у «База УПТК», у этой фирмы самые крупные издержки обращения, но их уровень не самый высокий. Это объясняется тем, что более крупные предприятия несут меньшие издержки в связи с эффектом масштаба. Также у данного предприятия самая высокая рентабельность прибыли, что характеризует его работу как наиболее эффективную.
У предприятия «Маркитант» наименьший уровень издержек обращения (15%), что также связано с эффектом масштаба, однако рентабельность прибыли ниже, чем у других конкурентов, что связано с наименьшей торговой надбавкой, установленной на предприятии (20%) и как следствие, меньшим валовым доходом.
В целом следует отметить, что все три конкурента стабильно развиваются и работают эффективно, чего нельзя сказать об исследуемом предприятии.
На втором этапе определяются значения каждого из четырех составляющих показателей общего комплексного показателя конкурентоспособности по каждому из анализируемых предприятий.
Определим значение первого составляющего комплексного показателя конкурентоспособности Эхдп (эффективности хозяйственной деятельности) ООО «Мрамолит» и его конкурентов с помощью таблицы 31.
Таблица 31 – Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
«Мрамолит» |
«База УПТК» |
«Маркитант» |
«УТПК» |
Весовые коэффициенты значимости показателей |
Прирост товарооборота за год, % |
0,053 |
0,25 |
0,22 |
0,074 |
0,26 |
Прирост рентабельности продаж, % |
0 |
0,02 |
0,012 |
0,012 |
0,28 |
Сокращение уровня издержек обращения, % |
0,0027 |
0,025 |
0,03 |
-0,012 |
0,27 |
Прирост фондоотдачи, % |
-0,44 |
0,17 |
0,12 |
0,05 |
0,19 |
Суммарный показатель, скорректированный на весовой коэффициент значимости |
-0,03 |
0,3 |
0,25 |
0,08 |
- |
Таким образом, исследуемое предприятие неконкурентоспособно по данному показателю по сравнению с конкурентами. Лидером является «База УПТК». Значение его показателя эффективности хозяйственной деятельности составляет 0,3.
Следующим этапом будет определение значения показателя рыночного положения предприятия Эрпп (таблица 32).
Данные таблицы свидетельствуют, что исследуемое предприятие занимает худшее по сравнению с конкурентами рыночное положение, что связано с отсутствием сокращения затрат времени потребителей на совершение покупки и низким приростом эффективности управления. Для достижения сильных конкурентных позиций исследуемому предприятию необходимо реформировать систему управления предприятием, в первую очередь начав с полной или частичной смены руководителей и специалистов предприятия.
Таблица 32– Оценка рыночного положения предприятия
Показатели |
«Мрамолит» |
«База УПТК» |
«Маркитант» |
«УТПК» |
Весовые коэффициенты значимости показателей |
Сокращение среднего объема затрат времени покупателями на ожидание обслуживания за год |
0 |
0,89 |
0,7 |
1,02 |
0,2 |
Прирост эффективности управления |
0,65 |
0,89 |
0,75 |
0,8 |
0,5 |
Прирост эффективности использования торговой площади |
0,8 |
1,45 |
1,16 |
1,004 |
0,1 |
Прирост доли рынка, % |
0,053 |
0,25 |
0,22 |
0,074 |
0,26 |
Суммарный показатель рыночного положения предприятия, скорректированный на весовой коэффициент значимости |
0,09378 |
0,388 |
0,3132 |
0,32364 |
- |