Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

          По данным таблицы 19 можно сделать следующие выводы. Наибольший удельный вес в структуре закупок 2008 года имеют следующие товарные группы:

а) Труба ГОСТ 8645-68 – 14,43%.

б) Труба ТУ 14-3Р-44(50)-01– 14,43%.

в) Арматура АIII , ГОСТ 5781– 13,32%.

За анализируемый период особых структурных изменений не произошло, кроме снижения удельного веса группы Оцинкованный лист, ГОСТ 14918 на 2,86%.

Переходим к анализу и оценке динамики и объема закупок по поставщикам ООО «Мрамолит», изложенном в таблице 20 (Приложение В).

        По данным таблицы 20 можно сделать следующие выводы. Наибольший удельный вес в структуре закупок 2008 года имеют следующие поставщики:

а) ОАО «Группа ЧТПЗ»– 14,43%.

б) ОАО «НСМЗ»– 14,21%.

в) ОАО «ВМЗ»– 8,88%.

         За анализируемый период особых структурных изменений не произошло, кроме снижения удельного веса поставщика «ОАО «ТМК-Групп»на 5,16%.

 

      1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ НА ООО «Мрамолит»

 

Процесс управления закупками на ООО «Мрамолит» состоит из четырех функциональных блоков:

а) Определение потребностей.

Процесс снабжения предприятия начинается с обоснованного определения его потребности в трубной продукции и прочих товарах (что, сколько и когда необходимо). Общепризнанно, что именно оптимизация потребностей предприятия таит в себе огромные резервы роста его прибыли.

б) Формирование заказов (заключение контрактов) на закупку.

Портфель заказов формируется отделом снабжения исходя из обоснованных потребностей предприятия. Сначала определяют допустимые условия поставок (цены, сроки, размеры партий), а затем ведут поиск возможных поставщиков. Их выбирают по базам данных, каталогам, прайс-листам, нередко путем проведения конкурсных торгов, расчетов предположительных транспортных и складских затрат. После этого осуществляются размещение заказов и заключение контрактов на поставку товаров по установленным ценам, в заданные сроки, в определенных объемах.

в) Контроль хода исполнения заказов.

Если с поставщиком заключен контракт, отдел снабжения должен контролировать ход его исполнения. Процесс контроля - это стандартная процедура, устанавливающая способность поставщика выполнять условия контракта. При возникновении проблем с поставками отдел снабжения должен узнать об этом как можно скорее для того, чтобы предпринять соответствующие меры. В ряде случаев может потребоваться корректировка заказа: ускорение или, наоборот, замедление; изменение объемов; уточнение спецификации и др.

г) Получение и проверка товара.

Получаемая от поставщиков продукция проходит процедуру входного контроля. Если она соответствует спецификации поставки и удовлетворяют сертификатам качества, то ее передают на склад. Процесс получения и проверки поставляемых товаров является обязательным в системе управления закупками.

В процессе планирования закупок, необходимо определить: какие товары требуются; количество товаров, которые понадобятся для организации оптовой торговли; время, когда они понадобятся; возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; требуемые площади складских помещений; издержки на закупки.

Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания колебаний. Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукция. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода:

прогноз на новый период = прогноз на предшествующий период + а х (фактическое потребление в предшествующем периоде - прогноз на предшествующий период).

Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого фактора а, значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение а, тем весомее влияние ближайших прошедших периодов, и метод более подходит для оценки фактического потребления.

На ООО «Мрамолит» применяются следующие методы определения потребности в продукции:

Детерминированный метод определения потребности в товарах используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в товарах по количеству и срокам.

Эвристический метод. С помощью эвристического метода потребность определяется на основе опыта работников.

 

Анализ финансового состояния ООО «Мрамолит».

 

Произведем анализ финансовой устойчивости предприятия на основе финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия.

Исходные данные для расчета финансовых коэффициентов представлены в Таблице 21.      

Таблица 21 - Исходные данные для расчета основных финансовых показателей ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг.

Показатели

Методика расчета

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1.Внеоборотные активы

Итог I раздела баланса

14010

14216

15185

2.Запасы (с НДС)

Стр. 210 + стр. 220

23715

27057

29737

3. Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения

Стр. 250 + стр. 260

215

271

567

4. Оборотные активы

Итог II раздела баланса

25255

28640

30756

5. Капитал и резервы

Итог III раздела баланса

19285

22822

25332

6.Долгосрочные обязательства

Итог IV раздела баланса

5000

5000

5000

7.Краткосрочные обязательства

Итог V раздела баланса

14980

15034

15609

8. Баланс

Валюта баланса

39265

42856

45941


         Из расчетных данных следует, что предприятие обладает достаточной степенью финансовой самостоятельности, так как, значение коэффициента автономии выше критериального. Положительным моментом может являться увеличение данного показателя в 2009 году по сравнению с результатами 2008 и 2007 гг.

На конец 2009 года наблюдается сокращение плеча финансового рычага с 0,88 до 0,81, что свидетельствует о снижении финансовой зависимости от внешних инвесторов на конец исследуемого периода.

Как видим, рассматриваемое предприятие не может достаточно свободно маневрировать частью собственных средств, независимо от внешних источников финансирования. Положительным моментом является устойчивая динамика роста данного коэффициента.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования (Коб.зап).

Коб зап = (Итог  III раздела баланса – Итог I раздела баланса) / Стр. 210

Коб зап 2007 = (19285 тыс. руб. – 14010 тыс. руб.) / 23715 тыс. руб. = 0,22

Коб зап 2008 = (22822 тыс. руб. – 14216 тыс. руб.) / 27057 тыс. руб. = 0,32

Коб зап 2009 = (25332 тыс. руб. – 15185 тыс. руб.) / 29737 тыс. руб. = 0,34

Нормальные значения коэффициента определены статистически в пределах:

Коб зап ³ 0,6 - 0,8

Полученные расчетные значения коэффициентов свидетельствуют о несоответствии полученных значений критериальным.

Таблица 22 - Коэффициенты обеспеченности запасов собственных средств источниками финансирования ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг.

Показатели

Нормат. знач.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение (±)

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

Коэффициент автономии

≥0,5

0,49

0,53

0,55

0,04

0,02

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

<1,0

1,04

0,88

0,81

-0,16

-0,06

Коэффициент маневренности

=0,5

0,27

0,38

0,40

0,10

0,02

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования

≥0,6-0,8

0,22

0,32

0,34

0,10

0,02


 

Таким образом, за период 2007-2009гг. финансовая устойчивость предприятия повышается.

 

Анализ ликвидности и платежеспособности.

 

Платежеспособность предприятия характеризуется на основе анализа расчетных коэффициентов ликвидности.

Из расчетных значений коэффициента абсолютной ликвидности следует, что предприятие на протяжении 2007-2009гг. не имело текущей платежной способности.

Даже при условии своевременных расчетов с покупателями и заказчиками платежные возможности анализируемого предприятия малы: коэффициент критической ликвидности снижается с 0,11 (на конец 2008 года) до 0,07 (на конец 2009 года).

Из расчетных данных следует, что предприятие, при условии своевременного расчета с дебиторами, благоприятной конъюнктуре рынка, в перспективе обладает ликвидностью, более того, платежные способности предприятия к концу анализируемого периода повышаются, о чем свидетельствует рост показателей ликвидности в 2009 году по сравнению с 2008 годом.   

Таблица 23 - Коэффициенты ликвидности ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг.

Показатели

Методика расчета

Норматив-ное значение

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение (±)

2008 к

2007.

2009 к

2008

Коэффициент абсолютной ликвидности

(стр. 250 + стр. 260) : стр. 690

> 0,2 – 0,25

0,014

0,018

0,04

0,004

0,02

Коэффициент критической ликвидности

(стр. 250 + стр. 260 + стр. 240) : стр. 690

0,7 – 0,8

0,10

0,11

0,07

0,002

-0,04

Коэффициент текущей ликвидности

стр.290 :стр. 690

> 2

1,69

1,91

1,97

0,22

0,07


         Для оценки степени близости предприятия к банкротству рассчитывается показатель Z-счет Альтмана на конец отчетного периода:

Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + К5, где

К1 - отношение оборотного капитала к величине всех активов;

К2 - отношение нераспределенной прибыли и фондов спец. назначения к величине всех активов;

К3 - отношение фин. результата от продаж к величине всех активов;

К4 - отношение уставного капитала к заемному капиталу;

К5- отношение выручки от продаж к величине всех активов.

Таблица 24 - Расчет коэффициентов Z-счета Альтмана за 2007-2009гг.

Коэффициент

Значимость

Множитель

Произведение

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

К1

1,2

0,643

0,668

0,669

0,772

0,802

0,803

Продолжение таблицы 18

К2

1,4

0,491

0,533

0,551

0,688

0,746

0,772

К3

3,3

1,033

1,004

0,939

3,407

3,315

3,097

К4

0,6

0,667

0,667

0,667

0,400

0,400

0,400

К5

1

0,074

0,079

0,082

0,074

0,079

0,082

Z-счет Альтмана:

5,341

5,341

5,154

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия