Кредитование физических лц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является изучение казахстанского опыта предоставления потребительских кредитов на примере АО Банк «Центр Кредит». Поставлены следующие задачи: - Раскрыть теоретические основы потребительского кредитования; - Изучить понятие и сущность потребительского кредитования; - Выявить классификацию потребительского кредита; - Рассмотреть ипотечное кредитование - как форму потребительского кредитования; - Изучить зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов; - Изучить современное состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1 Экономическая сущность и элементы потребительского кредитования
1.2 Классификация потребительского кредитования
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов
2. Современное состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане
2.1 Анализ сектора потребительского кредитования в Казахстане
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.
3. Перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
3.1 Перспективы развития потребительского кредитования
3.2 Регулирование кредитной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 136.63 Кб (Скачать файл)

 

Методические указания раскрывают назначение и принципы анализа кредитоспособности заемщика, направленные на соблюдение условий возвратности, срочности, платности  и использования ссуд по целевому назначению.

 

Кредитоспособность заемщика это способность хозяйствующего субъекта (юридического либо физического  лица) полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам согласно условиям кредитного договора.

 

При получении от заемщика письменного заявления на выдачу ссуды банк определяет степень кредитного риска, который он берет на себя, размер ссуды, который может быть предоставлен с учетом этого риска, конкретизирует условия предоставления ссуды, возможные сроки погашения, дает оценку способности заемщика эффективно использовать и своевременно возвратить ссуду. При определении степени  риска и заключения договора на получение  ссуды банк изучает финансовое состояние  заемщика за прошедшие 2-3 года в целях  анализа развития деятельности заемщика, как в прошлом, так и в перспективе. До заключения кредитного договора банк по получении от заемщика заявления и необходимых документов должен проанализировать кредитоспособность заемщика на основании накапливаемых данных из бухгалтерского и статистических отчетов за предыдущие периоды, предварительных проверок на месте, а также прогнозов его финансового положения в течение всего срока погашения ссуды. Затем определяется класс кредитоспособности заемщика (см. раздел 2.3).

 

Кроме вышеизложенных законов, норм и положений банки в своей  кредитной деятельности используют собственный устав, внутренние директивные  документы и инструктивно-нормативные  материалы, разработанные на основе действующей банковской практики.

 

Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

 

После принятия решения о  выдаче кредита (гарантии, аккредитива) банк осуществляет постоянный мониторинг выданного кредита (гарантии, аккредитива) и принимает оперативные решения, касающиеся освоения и погашения  ссуды, своевременно выявляя возникновение  проблемных кредитов (гарантий, аккредитивов).

 

По каждому предоставленному кредиту банком ведется кредитное  досье, которое открывается в  день подписания кредитного договора и закрывается в момент прекращения  его действия.

 

Информация, находящаяся  в кредитных досье, является внутренней, хронологической и всеобъемлющей  регистрацией всех взаимоотношений  между банком и клиентом. Информация, содержащаяся в кредитных досье - конфиденциальна.

 

Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы  в следующие разделы:

 

- документы по ссуде  (копии кредитного соглашения, долговых  обязательств, гарантийных писем,  свидетельство на право подписи  документов);

 

- финансовая и экономическая  информация (балансы, отчеты о  прибылях и убытках, аналитические  таблицы, отчеты о денежных  поступлениях, бизнес-планы, налоговые  декларации);

 

- запросы и отчеты о  кредитоспособности (справки кредитных  агентств, телефонные запросы, переписка);

 

- материалы по обеспечению  ссуды (документы оправе вступления  во владение, финансовые свидетельства  о залоге, документы о передаче  прав по вкладам и ценным  бумагам, закладные и т. п.);

 

- переписка и памятные  записки (переписка с клиентом  по вопросам кредита", записи  телефонных разговоров, справки  о состоянии текущего счета  клиента).

 

Банк проводит контрольные  проверки целевого использования кредита, хода реализации проекта, финансового  состояния заемщика на основе ежемесячной  финансовой отчетности, отчетов о  движении денег, полученных от заемщика, наличия и состояния обеспечения, а также выездных проверок.

 

Полученная информация анализируется  и сопоставляется с информацией, представленной заемщиком при получении  ссуды. Особое внимание обращается на соблюдение условий договора, графика  погашения ссуды и уплаты вознаграждения (интереса).

 

Аудиторская проверка ссуд производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична описанному выше контролю кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами.

 

Аудиторский контроль имеет  целью ответить на следующие вопросы:

 

- каково состояние кредитных  архивов банка, проводится ли  их обновление;

 

- ведет ли руководство  и рядовые сотрудники кредитных  подразделений регулярное обследование  портфеля ссуд;

 

- правильно ли определен  рейтинг;

 

- соответствует ли работа  кредитного отдела письменному  меморандуму о кредитной политике;

 

- каково общее качество  банковского портфеля;

 

- достаточны ли резервные  фонды банка для покрытия убытков  по безнадежным ссудам.

 

Результаты аудиторской  проверки отражаются в специальном  отчете, который представляется совету директоров, соответствующим комитетам  банка, руководителям подразделений  банка и старшим кредитным  инспекторам. В отчете должна быть сделана  оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика эффективности работы руководства  и персонала кредитных отделов. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению  сложившихся методов и форм кредитования в банке.

 

К кредитному мониторингу  относится проблема распознавания  потенциальных предостерегающих признаков. Кредитный персонал должен вовремя  распознавать многочисленные «тревожные сигналы»,

 

возникающие задолго до наступления  критического момента неплатежеспособности. Благодаря обнаружению потенциальных  проблем на ранних стадиях их возникновения  банк сможет максимально минимизировать риск потерь и вовремя принять  меры для защиты своих интересов. «Тревожные сигналы» могут поступать  по четырем основным каналам:

 

взаимоотношения заемщика с  банком;

 

взаимоотношения заемщика с  другими партнерами;

 

финансовая отчетность и  баланс заемщика;

 

внутренние изменения  в компании.

 

Приведем перечень «тревожных сигналов», на которые банк должен обращать особое внимание.

 

1. Взаимоотношения заемщика  с банком:

 

* медленное и неохотное  предоставление финансовой информации. Данный «тревожный сигнал» очень  часто проявляется на ранних  стадиях возникновения проблемы;

 

* запоздания с выплатой  процентов. В лучшем случае  может обозначать проблемы с  ликвидностью, в худшем - является  сигналом того, что заемщик утратил  способность эффективно регулировать  свою деятельность;

 

* заявка на пролонгирование кредита. Очевидный «тревожный сигнал»;

 

* перерыв в коммуникации. Трудности при выходе на контакт с клиентом; уклончивость и неопределенность ответов клиента на вопросы банка; невыполнение обещаний перезвонить, объясняя впоследствии свою забывчивость чрезвычайной занятостью; с большой неохотой и со всевозможными оттяжками организуются встречи и выездные проверки и т.д.;

 

* операции по передаче  или продаже собственности, несвойственные  бизнесу заемщика. Мотивы и цели  продажи активов должны быть  тщательно изучены и выяснены  у заемщика. Выявить данный факт  продаж можно по неожиданно  крупным депозитам клиента в  банке;

 

* падение кредитного баланса  и увеличение овердрафтов говорят  о том, что у клиента возникли  проблемы с ликвидностью;

 

* неожиданный рост дружелюбия  по отношению к банку, в частности,  когда заемщик вносит в банк  новые слишком выгодные финансовые  предложения и возможности. Данный  «тревожный сигнал» очень трудно  распознать, поскольку обычно банк  приветствует зарождение нового  бизнеса. Банку необходимо определить  искренность отношения заемщика;

 

* необычный или неожиданный  запрос о принятии быстрого  решения банком. Может означать, что заемщик потерял контроль  над своим бизнесом и пытается  воспрепятствовать полному анализу  его ситуации банком;

 

* нереалистичные планы  на будущее предполагают слабый  или неразумный менеджмент. Работник  по кредитованию может проверить  данную информацию с помощью  тщательного изучения финансового  состояния компании;

 

* предложения необычных  сделок или операций, которые  выглядят неразумный, могут свидетельствовать о безнадежности положения заемщика. Стремление внедриться в новые области бизнеса может рассматриваться как отрицательный факт в том случае, если компания не имеет хоть какого-то опыта работы в данном секторе. Кроме того это может указывать на то, что заемщик является недостаточно изученным и слишком рискованным предприятием;

 

* изменение целей. Банку  необходимо знать, как клиент  использует занятые средства  и быть уверенным в том, что  они используются по планируемому  назначению, с которым банк ранее  согласился. Если клиент направляет  средства на другие цели, то  возникают серьезные проблемы  с компанией или проектом.

 

2. Взаимоотношения заемщика  с прочими партнерами:

 

* слабая активность клиентов  по сравнению с предыдущим  периодом может рассматриваться  как сигнал о финансовых трудностях  в перспективе. Это может означать, что заемщик не в состоянии  удовлетворить требования своих  клиентов по причине недостатка  продуктов, низкого уровня менеджмента,  или некачественного обслуживания  клиентов;

 

* негативная информация  о компании, как из официальных,  так и неофициальных источников;

 

* проблемы с поставщиками. Поставщики перестали предлагать  льготные условия поставки товара  и услуг, это может быть вызвано,  например, невыполнением компанией  своевременных расчетов с поставщиками;

 

* отказ в выдаче информации  или выдача заведомо неправильной  информации иным банкам;

 

* юридические иски на  компанию, включая неувязки с  налоговыми службами и таможней;

 

* продажа акций инсайдерами.  Данное свидетельствует: акционеры стремятся избавиться от компании в «аварийном» состоянии.

 

3. Финансовая отчетность

 

3.1 Слишком большие товарно-материальные запасы. Данный факт может указывать на то, что компания работает ниже своих возможностей по реализации либо сектор реализации вообще запущен. Кредитный офицер должен произвести экспертизу товарно-материальных запасов:

 

а) на предмет ценности;

 

б) по количеству физических единиц; в) в процентах к активам;

 

г) в процентах к реализации (или торговым дням).

 

Важны как объемы к дебиторской  задолженности, так и ее сроки. Затянутую, неуплаченную или плохую дебиторскую  задолженность необходимо изучить. Система фактурирования и инкассация клиентов должна быть тщательно исследована  при наличии тенденции роста  дебиторской задолженности. Как  и товарно-материальные запасы, дебиторская  задолженность должна подвергнуться  экспертизе:

 

а) на предмет ценности;

 

б) в процентах к активам;

 

в) в процентах к реализации.

 

3.3 Начало роста объемов  платежей и начислений. Как только  в бизнесе начинается рост  неликвидности, сразу же появляются отсрочки платежей. Заемщик в трудной ситуации может выдать кредитору долговую расписку или акцептованный торговый вексель для того, чтобы раздвинуть временные рамки платежей. Данный факт является очевидным «тревожным сигналом».

 

3.4 Ликвидация активов.  Заемщик в затруднительной ситуации  может посчитать необходимым заложить активы с целью сдать в аренду или предпринять иные шаги по ликвидации активов для стимуляции ликвидности. Использование подобных финансовых инструментов может расцениваться банком как «тревожный сигнал».

 

3.5 Сумма общего долга  начинает расти. Если общая  сумма долга или показатель  соотношения долга к доходу  начинают расти - это показатель  приближающихся трудностей.

 

3.6 Рост пассивов. Данная  проблема приобретает особый  характер, если растут пассивы  по налогам. Кроме того, данное  может означать, что заемщик использует  слишком много заемных средств для финансирования роста компании.

 

3.7 Операционная маржа  сужается или совсем исчезает

 

Компания, которая она  получает операционной прибыли, не имеет  будущего. В течение короткого  периода времени компания может  демонстрировать чистую прибыль  за счет использования резервов, продажи  основного капитала и так далее. Именно операционная прибыль является долгосрочным показателем жизнеспособности компании.

 

3.8 Имеют место прямые убытки или негативные потоки денежных средств. При таких обстоятельствах компания долго не протянет.

 

3.9 Уменьшение или прекращение  нового инвестирования.

 

Обычно компания должна продолжать делать инвестиции в целях замены устаревшего оборудования, модернизации производства или адаптации к  постоянно меняющимся условиям. В  трудное для компании время руководство пытается получить прибыль или снизить расходы с помощью урезания или прекращения необходимого инвестирования. Данная практика может применяться только на короткие сроки. Если ее затянуть, то возникновение целого букета проблем будет неизбежно.

 

3.10 Изменения в принципах  учета или методах представления  финансовой отчетности, что делает  невозможным проведение сравнения  с предыдущими периодами. Это  является довольно частой попыткой  компании скрыть какие-либо проблемы.

 

3.11 Смена аудиторов/бухгалтеров.  Данное может означать, что уволенные  сотрудники были не согласны  с политикой предоставления слишком  выгодных условий в целях получения  займа любыми средствами.

Информация о работе Кредитование физических лц