Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:57, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИВОДСТВА.docx

— 259.40 Кб (Скачать файл)

26 организация  транспортного хозяйства

I По способу действия все транспортные средства подразделяются на:

1) средства  прерывного (циклического);

2) непрерывного  действия,

II По направлению перемещения грузов:

1) на горизонтальный (транспортеры, рольганги),

2) вертикальный (подъемники, лифты),

3) горизонтально-вертикальный (автопогрузчики, краны-балки, мостовые  краны),

4) наклонный  (канатные и монорельсовые дороги).

На предприятиях крупносерийного и массового  производства в условиях стабильных грузопотоков широкое применение находят  средства непрерывного транспорта для  межцехового перемещения грузов и особенно в качестве общецехового и межоперационного транспорта. На крупных предприятиях организуется транспортный отдел, подчиненный непосредственно  заместителю директора по снабжению  и сбыту или заместителю по транспорту.

Грузооборот - общее количество грузов, перемещаемых в единицу времени.

Грузовым  потоком - объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя  пунктами. Грузооборот ¾ сумма отдельных грузопотоков.

   Данные  по грузообороту и грузовым потокам  предприятия и отдельных цехов  целесообразно представлять в форме  «шахматной» таблицы.

 
 

27 организация  энергетического хозяйства 

Задачи энергетического хозяйства предприятия: 
- обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии; 
- наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии; 
- снижение издержек на потребляемые виды энергий.

В зависимости  от особенностей технологических процессов  на предприятиях потребляются различные  виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается  энергетическая служба. Это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, газы (природный газ, углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционирования воздуха.

Примерная структура энергетической службы приведена  на  рис. 9.3.

Рис. 9.3. Структура энергетической службы предприятия

Функции энергетической службы предприятия: 
- разработка нормативов, касающихся  энергетической службы; 
- планирование потребности во всех видах энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия; 
- планирование ППР оборудования; 
- планирование потребности в запчастях; 
- организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии; 
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии; 
- организация ремонтных работ оборудования; 
- разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей); 
- организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи; 
- контроль за качеством ремонтных работ; 
- организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного энергетического оборудования; 
- надзор за правилами эксплуатации оборудования; 
- контроль за расходами всех видов энергии.

Расчет  потребности  в энергии и энергетический баланс предприятия

Организация и эксплуатация энергохозяйства  основаны на планировании производства в энергии и определении  источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.

Кроме расхода энергии на производственные цели, учитываются ее затраты на освещение, вентиляцию, отопление, а  также потери энергии в заводских  сетях. Потребность в технологической  энергии рассчитывается исходя из норм расхода по операциям или видам оборудования. 
 

28 СМОТРИ  КУРСОВУЮ

29 планирование  подготовки производства новой продукции

Планирование  подготовки производства выражается в  составлении календарных планов выполнения работ, определении необходимых денежных средств, трудовых и материальных ресурсов, требующихся для их выполнения, а также в контроле за ходом выполнения планов. Планирование и контроль должны охватывать все этапы подготовки производства, начиная с разработки технического задания и заканчивая выпуском опытных партий изделии или первых промышленных серий в производстве.

Наличие такого комплексного плана подготовки производства позволяет обеспечивать организованное и своевременное проведение работ по созданию новых видов продукции. Планирование подготовки производства осуществляется на основе нормативов. Система научно обоснованных нормативов позволяет правильно определять объемы работ и устанавливать реальные сроки их выполнения. Применяемые в планировании подготовки производства нормативы подразделяются

на следующие  группы: трудоемкости работ, длительности цикла подготовки производства, затрат. Программно-целевой метод планирования и управления подготовкой производства позволяет обеспечить взаимную увязку намеченных к выполнению работ с общей целью, сбалансировать цели плана с ресурсами, решить задачи управления комплексом работ по созданию конкретного вида техники. Задачи более полного удовлетворения потребностей населения в товарах народного потребления требуют

постоянного расширения и обновления ассортимента выпускаемой  продукции. Для осуществления этого  процесса необходимо выполнение постоянно  увеличивающихся объемов работ, обусловленных подготовкой к  массовому изготовлению новой продукции, что влечет за собой применение более  прогрессивных методов для решения  задач управления подготовкой производства изделий нового ассортимента. Таковыми являются методы сетевого планирования и управления.

30 Конструкторская подготовка производства

Конструкторская подготовка производства ─ это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность предприятия  к выпуску нового продукта в установленные  сроки с заданными параметрами  качества, объемом производства и  уровнем затрат.

Главная задача: целесообразное и эффективное  приспособление отработанной конструкции  продукта к условиям его будущего производства при обязательном сохранении заложенных в конструкцию параметров качества.

Конструкторская унификация ─ это сокращение разнообразия элементов без ущерба разнообразию систем или ситуаций, в которых они применяются.

Основные  направления унификации:

      1) сокращение номенклатуры изделий,  сборочных единиц и узлов, имеющих  одинаковое или сходное эксплуатационное  назначение и параметры;

      2) заимствование отдельных деталей,  узлов для нового продукта  из числа ранее освоенных в  производстве на основе конструктивной  преемственности;

      3) создание параметрических рядов  (гамм) продуктов, аналогичных по  конструктивному решению, но различных  по габаритам, мощности и другим  эксплуатационным параметрам;

      4) типизация форм и размеров  деталей и заготовок, профилей  и марок используемых материалов.

      Стандартизация - высшая форма унификации. Стандартизация ─ это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

      Степень унификации и стандартизации может  быть охарактеризована следующими коэффициентами:

Производственной  технологичностью ─ называется степень соответствия конструкции оптимальным производственно-технологическим условиям его изготовления при заданном объеме выпуска.

Эксплуатационная  технологичность ─ конструкции изделия проявляется в сокращении затрат времени и средств на техническое обслуживание и ремонт изделий, зависящих от так называемой ремонтопригодности конструкции ─ ее приспособленности предупреждать, обнаруживать и устранять отказы и неисправности.

31 организация  научно исследовательской работы  на предприятии

В конце XIX и особенно в начале XX в. окончательно сформировалось мнение, что по мере развития общества его богатство начинает определяться уже не столько затратами рабочего времени, сколько общим уровнем науки и ее применением к производству.

Процесс реализации потенциальных возможностей фундаментальной науки можно представить в виде единой цепи, состоящей из органически взаимосвязанных стадий теоретического поиска, прикладных исследований и конструкторско-технологических разработок, в комплексе доводящих полученные результаты до технических решений, пригодных для передачи в сферу материального производства. Конечно, такое деление на стадии носит условный характер, поскольку на практике отдельные этапы прохождения научных идей могут исключаться или осуществляться параллельно. В современных условиях эта цепь "поиск — исследование — разработка" широко известна как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — это комплекс работ по поиску или разработке технологических и организационно-экономических способов и методов практического достижения нормативов конкурентоспособности (качества, ресурсоемкости и других показателей) объекта, установленных на стадии маркетинговых исследований.

В контексте  рассматриваемого вопроса следует, что организации подготовки производства к выпуску новой продукции  должны предшествовать маркетинговые исследования.

Маркетинг —  это комплексная система производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка. Осуществляется маркетинг с помощью комплексных программ, охватывающих меры, направленные на повышение качества товара, уровня ценовой политики, формирование спроса, стимулирование сбыта, организацию технического сервиса и расширение ассортимента оказываемых сервисных услуг. В прямом смысле маркетинг — это философия производства, которая полностью (от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиняется условиям и требованиям рынка, находящегося в постоянном динамичном развитии. Другими словами, маркетинг — это создание того, что можно продать, а не сбыт того, что можно изготовить.

На основе проведенных  маркетинговых исследований перед  предприятием уже достаточно четко вырисовываются требования к будущей новой продукции. Разработку и совершенствование новых изделий и технологий, приемов и способов повышения качества, а также эффективности производства необходимо осуществлять на основе научных исследований и результатов научно-исследовательских работ. По направленности такие работы подразделяются на теоретические и прикладные.

Результатом теоретических  исследований являются идеи, концепции и открытия.

Открытие —  это выявление ранее неизвестных  объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Теоретические исследования, как правило, выполняют  подразделения Национальной академии наук Украины.

Прикладные исследования, в которых используются теоретические  знания, изыскивают возможности и  области их применения непосредственно в практике работы предприятий и завершаются рекомендациями по разработке технических заданий на проектирование новых изделий, товаров, приборов и т. п. Их выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и другие подразделения отраслевой и региональной направленности.

Важнейшими направлениями  прикладных исследований для всех отраслей народного хозяйства страны являются следующие:

• компьютеризация  производства на основе мощных и миниатюрных компьютеров;

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"