Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:19, курс лекций
Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики – результат исторического процесса, развития общественного разделения труда. Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. Так, например, в составе промышленности имеется более 15 крупных отраслей. Интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами.
1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка…………………………………..…….…...4
1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике……..……....…...4
1.1.1.Отрасль в системе рыночной экономики…………………………………………………....…….4
1.1.2. Организация (предприятие). Типы предприятий………………………………………..….….....4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………...…....6
1.2.1. Предпринимательство…………………………………………………………………...……..…..8
1.3 Производственная структура организации (предприятия)……………………………….....….....11
1.3.1. Элементы производственной структуры…………………………………………………..….....11
1.3.2 Типы производственной структуры………………………………………………..………...…...12
1.3.3 Производственный процесс……………………………………………………….…………...….12
1.3.4 Организация производственного процесса……………………………………….……………...13
1.3.5 Длительность и структура производственного цикла…………………………….…………......15
1.3.6 Типы производства и формы его организации…………………………………….…...…….….16
1.4 Основы логистики организации (предприятия)……………………………………………………18
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики…………………………………………………....………..18
1.4.2 Принципы логистики…………………………………………………………………..….….……19
1.4.3 Производственная логистика……………………………………………………….…..………...21
1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)………………………...……………..….…..22
1.4.4.1 Управление производственными запасами…………………………………….………..……22
1.4.4.2 Организация закупок………………………………………………………………..….……....24
1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции……………………………….……..………25
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики…………………………………………..…..……..27
2. Ресурсы предприятия и показатели их использования……………………………….……..……..27
2.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия….……..…….27
2.1.1 Экономические ресурсы предприятия……………………………………………….……..……27
2.1.2 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов………………………………….………..….29
2.2 Основной капитал и обеспеченность им предприятия……………………………….………..….29
2.2.1 Экономическая сущность основных фондов……………………………………….…….…..….29
2.2.2 Состав основных фондов……………………………………………………………..….……..…30
2.2.3. Учет и оценка основных фондов………………………………………………….…..….…..….32
2.2.4 Движение основных фондов…………………………………………………….……...….……...33
2.2.5 Износ основных фондов………………………………………………………….….………...…..34
2.2.6 Амортизация основных фондов……………………………………………………….……...…..35
2.2.7 Показатели использования основных производственных фондов………………………...…..36
2.2.8 Пути улучшения использования основных производственных фондов…………….…..….….40
2.3 Оборотные средства предприятий…………………………………………………………...….….40
2.3.1 Экономическая сущность оборотных средств………………………………………….………..41
2.3.2 Нормирование оборотных средств………………………………………………….…….………42
2.3.4 Показатели использования оборотных средств…………………………………….………..….43
2.3.5 Ускорение оборачиваемости оборотных средств………………………………………….……44
2.4 Капитальные вложения и их экономическая эффективность…………………………….………44
2.4.1 Значение капитальных вложений………………………………………………………….……..44
2.4.2 Классификация капитальных вложений……………………………………………………..…..45
2.4.3 Экономическая эффективность капитальных вложений…………………………………..……46
2.4.4 Учет фактора времени при оценке эффективности капитальных вложений…………….……49
2.5 Аренда, лизинг, нематериальные активы……………………………………………………..……51
2.5.1 Аренда……………………………………………………………………………………….….…..51
2.5.2 Лизинг (финансовая аренда)……………………………………………………………..…...…...53
2.5.3 Нематериальные активы……………………………………………….……………….……..…..54
3. Кадры, производительность труда и оплата труда……………………………………….….….….54
3.1 Состав кадров…………………………………………………………………………….………….54
3.2 Показатели численности……………………………………………………………….……….…..56
3.3 Производительность труда и методы ее измерения……………………………………….………57
3.4 Факторы и резервы роста производительности труд…………………………………….………..58
3.5 Экономическая сущность заработной платы………………………………………………………59
3.6 Фонд потребления, его состав………………………………………………………………………60
3.7 Основные принципы построения заработной платы…………………………………….….……..61
3.8 Тарифная система…………………………………………………………………………………....62
3.9 Формы и системы оплаты труда…………………………………………………………………….62
3.9.1 Повременная форма оплаты труда………………………………………………………………..62
3.9.2 Сдельная форма оплаты труда…………………………………………………………………….63
3.9.3 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих………………………………………65
3.9.4 Бестарифная система оплаты труда………………………………………………………………66
4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)…………………………………………………………………….……….68
4.1 Себестоимость………………………………………………………………………………………..68
4.1.1 Пути снижения себестоимости……………………………………………………………………71
4.2. Цена……………………………………………………………………………………….………
где: Ттех – время на технологические операции (включая подготовительно-заключительные работы – ПЗР);
Тк.о. – время на контрольные операции;
Ттр – время на транспортные операции;
Тпер – время на все перерывы производственного цикла.
Структура производственного цикла – это распределение времени работы и перерывов по всем этапам (основным и вспомогательным) производственного процесса изготовления машины, узла, детали.
Основой организации
и совершенствования
1.3.6 Типы производства и формы его организации.
Количественные и качественные показатели деятельности предприятия в значительной мере зависят от повторяемости производственных процессов или, что то же самое, от номенклатуры и объема выпускаемой продукции (выполняемых работ).
Повторяемость производственных процессов определяет тип производства. По этому признаку различают следующие типы производства: единичное, серийное, массовое.
Единичное производство характеризуется разнообразной и непостоянной номенклатурой продукции, изготовленной в индивидуальном порядке или в небольшом количестве по отдельным заказам, что обуславливает частую смену производственных процессов.
Рабочие места в таком производстве приспособлены для выполнения разнообразных производственных операций, применяется универсальное оборудование, отсутствует глубокое разделение труда, а выпускаемая продукция имеет высокую трудоемкость и себестоимость.
Серийное производство – когда выпуск продукции осуществляется периодически повторяющимися сериями. Каждая серия включает в себя однородную продукцию. По величине серии различают крупно-, средне-, и мелкосерийное производство. Величина серии определяет периодичность смены производственных процессов.
Рабочие места на предприятиях серийного производства специализированы.
Этот тип производства
имеет более высокие технико-
Массовое производство – когда выпускается продукция узкоограниченной номенклатуры, но в больших количествах. Этот тип производства характеризуется стабильностью производственного процесса и узкой специализацией рабочих мест.
Он является наиболее совершенным, т.к. создает максимальные возможности для механизации и автоматизации производственных процессов и достижения высоких технико-экономических показателей.
Важнейшей предпосылкой
организации серийного и
На основе разделения
и обобществления труда возникли
прогрессивные формы
Концентрация производства – это процесс сосредоточения выпуска продукции во все более крупных предприятиях.
Концентрация производства характеризуется такими показателями, как:
- объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;
- стоимость основных производственных фондов;
- численность промышленно-
Экономические преимущества концентрации производства заключаются в следующем:
Специализация – процесс обособления производств, характеризующийся выпуском определенной продукции, применением особой технологии и специализированного оборудования, а также использованием кадров соответствующего профессионального состава.
В результате специализации формируются и обособляются отдельные отрасли производства и отдельные предприятия внутри отрасли.
Различают три вида специализации:
Специализированное
Кооперирование органически связано со специализацией производства и заключается в организации длительных производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими продукцию. Эти связи должны обеспечиваться на основе согласованных производственных программ и графиков поставки продукции и оказания услуг.
Различают кооперирование, также как и специализацию: предметное, подетальное и технологическое.
Уровень кооперирования
характеризуется количеством
Комбинирование – это объединение производств различных отраслей промышленности в одном предприятии или в группе взаимосвязанных предприятий.
Основными признаками комбината являются:
- технологическое единство
процессов объединяемых
-организационное единство,
т.е. наличие единого
- территориальное единство.
Комбинирование может
осуществляться на основе комплексного
использования сырья, энергии и
переработки отходов
Комбинирование неизбежно сопровождается укрупнением производства, его концентрацией.
1.4 Основы логистики организации (предприятия)
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики.
Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.
Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т.е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия. Она создает возможности улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия с целью снижения уровня общих затрат. С помощью логистики производится внутрипроизводственная оптимизация потоков материалов и товаров. Логистика помогает решать вопросы оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшение числа складов готовой продукции.
Таким образом, под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри него и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков – информационного и финансового. Под логистикой понимается также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и, по возможности, с наиболее низкими издержками.
В логистике действует 8 основных правил:
1. Продукт – нужный потребителю продукт;
2. Качество – продукт необходимого качества;
3. Стоимость – продукт с требуемым уровнем затрат;
4. Потребитель – продукт нужному потребителю;
5. Количество –
продукт в необходимом
6. Время – продукт
должен быть доставлен в
7. Место – продукт должен быть доставлен в нужное место;
8. Персонифицированность
– система обслуживания
Цель логистики считается достигнутой, если выполнены вышеперечисленные правила, т.е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
В логистике используется термин Lean («лин») – стройный, скудный. Употребляя этот термин, говорят о «стройной» логистике, «стройном» производстве и «стройной» закупочной и сбытовой деятельности. Цель «стройной» логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя, т.е. все то, что не приносит пользу потребителю, и соответственно, дохода предприятию, является излишним.
1.4.2 Принципы логистики.
Любое предприятие (организация) – есть логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом; образующих определенную целостность и единство; выполняющих те или иные функции логистики.
Логистической системе присущи следующие свойства:
При системном подходе используют некоторую совокупность принципов логистики:
1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).
Отсюда вытекает «Всеобщий принцип оптимизации»: решение принимается всегда только таким образом, чтобы благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.
2. Эмерджентность (целостность) – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно не совпадение целей отдельных частей с целями логистической системой предприятия. Сумма даже оптимальных решений, применяемых сотрудниками отдельных структурных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Поэтому любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т.е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.
Информация о работе Лекции по «Экономике организации (предприятия)»