Лекции по «Экономике организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики – результат исторического процесса, развития общественного разделения труда. Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. Так, например, в составе промышленности имеется более 15 крупных отраслей. Интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами.

Содержание

1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка…………………………………..…….…...4
1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике……..……....…...4
1.1.1.Отрасль в системе рыночной экономики…………………………………………………....…….4
1.1.2. Организация (предприятие). Типы предприятий………………………………………..….….....4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………...…....6
1.2.1. Предпринимательство…………………………………………………………………...……..…..8
1.3 Производственная структура организации (предприятия)……………………………….....….....11
1.3.1. Элементы производственной структуры…………………………………………………..….....11
1.3.2 Типы производственной структуры………………………………………………..………...…...12
1.3.3 Производственный процесс……………………………………………………….…………...….12
1.3.4 Организация производственного процесса……………………………………….……………...13
1.3.5 Длительность и структура производственного цикла…………………………….…………......15
1.3.6 Типы производства и формы его организации…………………………………….…...…….….16
1.4 Основы логистики организации (предприятия)……………………………………………………18
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики…………………………………………………....………..18
1.4.2 Принципы логистики…………………………………………………………………..….….……19
1.4.3 Производственная логистика……………………………………………………….…..………...21
1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)………………………...……………..….…..22
1.4.4.1 Управление производственными запасами…………………………………….………..……22
1.4.4.2 Организация закупок………………………………………………………………..….……....24
1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции……………………………….……..………25
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики…………………………………………..…..……..27
2. Ресурсы предприятия и показатели их использования……………………………….……..……..27
2.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия….……..…….27
2.1.1 Экономические ресурсы предприятия……………………………………………….……..……27
2.1.2 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов………………………………….………..….29
2.2 Основной капитал и обеспеченность им предприятия……………………………….………..….29
2.2.1 Экономическая сущность основных фондов……………………………………….…….…..….29
2.2.2 Состав основных фондов……………………………………………………………..….……..…30
2.2.3. Учет и оценка основных фондов………………………………………………….…..….…..….32
2.2.4 Движение основных фондов…………………………………………………….……...….……...33
2.2.5 Износ основных фондов………………………………………………………….….………...…..34
2.2.6 Амортизация основных фондов……………………………………………………….……...…..35
2.2.7 Показатели использования основных производственных фондов………………………...…..36
2.2.8 Пути улучшения использования основных производственных фондов…………….…..….….40
2.3 Оборотные средства предприятий…………………………………………………………...….….40
2.3.1 Экономическая сущность оборотных средств………………………………………….………..41
2.3.2 Нормирование оборотных средств………………………………………………….…….………42
2.3.4 Показатели использования оборотных средств…………………………………….………..….43
2.3.5 Ускорение оборачиваемости оборотных средств………………………………………….……44
2.4 Капитальные вложения и их экономическая эффективность…………………………….………44
2.4.1 Значение капитальных вложений………………………………………………………….……..44
2.4.2 Классификация капитальных вложений……………………………………………………..…..45
2.4.3 Экономическая эффективность капитальных вложений…………………………………..……46
2.4.4 Учет фактора времени при оценке эффективности капитальных вложений…………….……49
2.5 Аренда, лизинг, нематериальные активы……………………………………………………..……51
2.5.1 Аренда……………………………………………………………………………………….….…..51
2.5.2 Лизинг (финансовая аренда)……………………………………………………………..…...…...53
2.5.3 Нематериальные активы……………………………………………….……………….……..…..54
3. Кадры, производительность труда и оплата труда……………………………………….….….….54
3.1 Состав кадров…………………………………………………………………………….………….54
3.2 Показатели численности……………………………………………………………….……….…..56
3.3 Производительность труда и методы ее измерения……………………………………….………57
3.4 Факторы и резервы роста производительности труд…………………………………….………..58
3.5 Экономическая сущность заработной платы………………………………………………………59
3.6 Фонд потребления, его состав………………………………………………………………………60
3.7 Основные принципы построения заработной платы…………………………………….….……..61
3.8 Тарифная система…………………………………………………………………………………....62
3.9 Формы и системы оплаты труда…………………………………………………………………….62
3.9.1 Повременная форма оплаты труда………………………………………………………………..62
3.9.2 Сдельная форма оплаты труда…………………………………………………………………….63
3.9.3 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих………………………………………65
3.9.4 Бестарифная система оплаты труда………………………………………………………………66
4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)…………………………………………………………………….……….68
4.1 Себестоимость………………………………………………………………………………………..68
4.1.1 Пути снижения себестоимости……………………………………………………………………71
4.2. Цена……………………………………………………………………………………….………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 820.00 Кб (Скачать файл)

Различают следующие  формы сбыта продукции:

- самообслуживание –  покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранную продукцию к единому узлу расчета;

- продажа по предварительным  заказам – покупатели предварительно  заказывают необходимую продукцию  из числа имеющейся в продаже  и получают ее в обусловленное  время в магазине, на дому или по месту работы;

- индивидуальное обслуживание  – продавец обслуживает каждого  покупателя и помогает ему  в выборе покупки, консультирует  по вопросам пользования товаром,  упаковывает и отпускает товар;

- продажа с открытой выкладкой  – покупатели знакомятся с ассортиментом продукции самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, принимает оплату, упаковывает и отпускает продукцию;

- продажа по образцам – покупатели  самостоятельно или с помощью  продавца знакомятся с выставленными  в торговом зале образцами продукции. После выбора и оплаты продукции она может быть доставлена покупателю или передана ему непосредственно на складе;

- продажа по телефону – активная  и свободная форма продажи  продукции, когда продавец контактирует  с покупателем по телефону. Реализация продукции осуществляется через торговых агентов.

 

Канал распределения  – совокупность предприятий и  организаций, через которые проходит продукция от места ее изготовления до места потребления.

При увеличении рыночных сегментов  и возможностей каналов распределения предприятия могут использовать многоканальные системы распределения:

- экстенсивное распределение –  продукция размещается и продается  в тех торговых точках, владельцы  которых дали согласие на продажу;

- интенсивное распределение – производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимально возможном количестве торговых точек;

- эксклюзивное (исключительное) распределение  – производитель предоставляет  эксклюзивные права на распределение  продукции на определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а иногда и единственному продавцу;

- селективное (выборочное) распределение  – производитель сотрудничает  с ограниченным числом торговых  предприятий, желающих осуществлять  продажу данного вида продукции.

 

 

 

 

 

 

1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики.

 

Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.

Способность предприятия  предоставлять потребителю запрашиваемые  им данные на всех стадиях выполнения заказа называется информационной готовностью.

Основные задачи информационной системы:

    1. непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных проце<span

Информация о работе Лекции по «Экономике организации (предприятия)»