Лекции по «Экономике организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики – результат исторического процесса, развития общественного разделения труда. Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. Так, например, в составе промышленности имеется более 15 крупных отраслей. Интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами.

Содержание

1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка…………………………………..…….…...4
1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике……..……....…...4
1.1.1.Отрасль в системе рыночной экономики…………………………………………………....…….4
1.1.2. Организация (предприятие). Типы предприятий………………………………………..….….....4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………...…....6
1.2.1. Предпринимательство…………………………………………………………………...……..…..8
1.3 Производственная структура организации (предприятия)……………………………….....….....11
1.3.1. Элементы производственной структуры…………………………………………………..….....11
1.3.2 Типы производственной структуры………………………………………………..………...…...12
1.3.3 Производственный процесс……………………………………………………….…………...….12
1.3.4 Организация производственного процесса……………………………………….……………...13
1.3.5 Длительность и структура производственного цикла…………………………….…………......15
1.3.6 Типы производства и формы его организации…………………………………….…...…….….16
1.4 Основы логистики организации (предприятия)……………………………………………………18
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики…………………………………………………....………..18
1.4.2 Принципы логистики…………………………………………………………………..….….……19
1.4.3 Производственная логистика……………………………………………………….…..………...21
1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)………………………...……………..….…..22
1.4.4.1 Управление производственными запасами…………………………………….………..……22
1.4.4.2 Организация закупок………………………………………………………………..….……....24
1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции……………………………….……..………25
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики…………………………………………..…..……..27
2. Ресурсы предприятия и показатели их использования……………………………….……..……..27
2.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия….……..…….27
2.1.1 Экономические ресурсы предприятия……………………………………………….……..……27
2.1.2 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов………………………………….………..….29
2.2 Основной капитал и обеспеченность им предприятия……………………………….………..….29
2.2.1 Экономическая сущность основных фондов……………………………………….…….…..….29
2.2.2 Состав основных фондов……………………………………………………………..….……..…30
2.2.3. Учет и оценка основных фондов………………………………………………….…..….…..….32
2.2.4 Движение основных фондов…………………………………………………….……...….……...33
2.2.5 Износ основных фондов………………………………………………………….….………...…..34
2.2.6 Амортизация основных фондов……………………………………………………….……...…..35
2.2.7 Показатели использования основных производственных фондов………………………...…..36
2.2.8 Пути улучшения использования основных производственных фондов…………….…..….….40
2.3 Оборотные средства предприятий…………………………………………………………...….….40
2.3.1 Экономическая сущность оборотных средств………………………………………….………..41
2.3.2 Нормирование оборотных средств………………………………………………….…….………42
2.3.4 Показатели использования оборотных средств…………………………………….………..….43
2.3.5 Ускорение оборачиваемости оборотных средств………………………………………….……44
2.4 Капитальные вложения и их экономическая эффективность…………………………….………44
2.4.1 Значение капитальных вложений………………………………………………………….……..44
2.4.2 Классификация капитальных вложений……………………………………………………..…..45
2.4.3 Экономическая эффективность капитальных вложений…………………………………..……46
2.4.4 Учет фактора времени при оценке эффективности капитальных вложений…………….……49
2.5 Аренда, лизинг, нематериальные активы……………………………………………………..……51
2.5.1 Аренда……………………………………………………………………………………….….…..51
2.5.2 Лизинг (финансовая аренда)……………………………………………………………..…...…...53
2.5.3 Нематериальные активы……………………………………………….……………….……..…..54
3. Кадры, производительность труда и оплата труда……………………………………….….….….54
3.1 Состав кадров…………………………………………………………………………….………….54
3.2 Показатели численности……………………………………………………………….……….…..56
3.3 Производительность труда и методы ее измерения……………………………………….………57
3.4 Факторы и резервы роста производительности труд…………………………………….………..58
3.5 Экономическая сущность заработной платы………………………………………………………59
3.6 Фонд потребления, его состав………………………………………………………………………60
3.7 Основные принципы построения заработной платы…………………………………….….……..61
3.8 Тарифная система…………………………………………………………………………………....62
3.9 Формы и системы оплаты труда…………………………………………………………………….62
3.9.1 Повременная форма оплаты труда………………………………………………………………..62
3.9.2 Сдельная форма оплаты труда…………………………………………………………………….63
3.9.3 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих………………………………………65
3.9.4 Бестарифная система оплаты труда………………………………………………………………66
4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)…………………………………………………………………….……….68
4.1 Себестоимость………………………………………………………………………………………..68
4.1.1 Пути снижения себестоимости……………………………………………………………………71
4.2. Цена……………………………………………………………………………………….………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 820.00 Кб (Скачать файл)

3. Системность – это подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Этот принцип предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные моменты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы. На этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой, т.е. иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

5. Принцип интеграции. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или свойств. Этот принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляют при совмещении элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве.

Логистическая система  как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями  обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам  и позволяющими получить эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки. При этом обеспечивается общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т.е. усиливается связь элементов системы.

6. Принцип формализации – предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

 

1.4.3 Производственная логистика.

 

Материальный поток  на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Производство в условиях рынка  должно быть способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов 20 века это решали за счет наличия на складах запаса готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает в результате качественной и количественной гибкости производственных систем:

- качественная гибкость – обеспечивается  за счет наличия универсального  обслуживающего персонала и гибкого  производства;

- количественная гибкость –  обеспечивается резервом рабочей силы и резервом средств труда.

 

         качественная гибкость                       количественная гибкость

 

Управление материальными  потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем осуществляется двумя основными способами: толкающим  и тянущим.

- толкающая система  – система организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, этим участком непосредственно у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей, на передающее звено из центральной системы управления производством.

- тянущая система –  система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты  подаются на последующую технологическую  операцию с предыдущей по мере  необходимости. Производственная  программа отдельного технологического  звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

 

1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)

1.4.4.1  Управление производственными запасами.

 

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.

Параметры системы  управления запасами:

- точка заказа –  минимальный (контрольный) уровень  запасов продукции, при наступлении  которого необходимо их пополнение;

- нормативный уровень  запасов – расчетная величина  запасов, достигаемая при очередной  закупке;

-  объем отдельной  закупки;

- частота совершения  закупок – продолжительность  интервала между двумя возможными  закупками продукции, т.е. периодичность пополнения запасов продукции;

- пополняемое количество  продукции, при котором достигается  минимум затрат на хранение  запаса при заданных затратах  на пополнение и заданных альтернативных  затратах инвестированного капитала.

 

Стадии процесса управления запасами:

  1. прогнозирование возможного использования запасов продукции;
  2. мониторинг фактического использования запасов продукции;
  3. мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;
  4. мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства (время поставки или время производства).

 

Основными показателями управления запасами являются:

    1. Уровень запасов продукции – характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли хватит этого запаса;
    2. Скорость оборота запасов продукции – отношение объема запасов продукции к объему продукции, реализованной за определенный период;
    3. Оборот запасов – интервал времени (в днях) между поступлением продукции на склад и отпуском материалов в производство, а также между поступлением продукции в торговое предприятие и ее продажей;
    4. Норма оборачиваемости запасов – характеризует количество продажи продукции за определенный период (обычно за год);
    5. коэффициент оборачиваемости запасов – показывает, как часто оборачиваются или продаются запасы при обеспечении текущего объема и продаже продукции. Он характеризует эффективность системы закупок, производства и сбыта предприятия.

 

Методы управления запасами:

- метод производственного  запаса – как много продукции надо заказывать для пополнения запаса;

- метод заказа с резервным запасом;

- метод экономичного  заказа – когда размещается  заказ на продукцию. Он основан  на следующих допущениях:

    • время между размещением заказа и получением заказа известно и постоянно;
    • заказанная продукция поступает в одно время и в одной партии;
    • уменьшение количества заказа не возможно;
    • дефицит исключен, если заказ размещен вовремя;
    • цена единицы продукции не зависит от объема заказа;
    • потребность в продукции известна и постоянна;
    • время подготовки заказа практически равно нулю;
    • заказ одного наименования продукции может быть выполнен не зависимо от заказа других наименований;
    • затраты на выполнение и хранение заказа могут быть определены достаточно точно;
    • минимальная величина заказа не предусматривается.

 Система контроля  уровня запаса заключается в  подробном учете сырья и изделий,  применяемых в производственном  процессе, непроизводственных материалов, предметов для поддержания в  исправном состоянии и ремонта  помещений и оборудования.

 

1.4.4.2  Организация закупок.

 

Выделяют следующие  этапы осуществления закупок  потребителем:

    1. осознание потребности – выявляется потребность потребителя, которую можно удовлетворить путем приобретения продукции;
    2. общее описание потребности – указываются основные характеристики и необходимое количество требуемой продукции;
    3. оценка характеристик продукции – определяются и выбираются наилучшие потребительские свойства требуемой продукции;
    4. поиск поставщиков – покупателю необходимо выбрать лучших поставщиков;
    5. запрос предложений – покупатель предлагает поставщикам сделать свои предложения.
    6. выбор поставщика – покупатель анализирует поступившие предложения и выбирает одного или нескольких поставщиков продукции;
    7. оформление заказа – процедура передачи поставщику окончательного заказа;
    8. оценка эффективности деятельности поставщика – покупатель оценивает, насколько он удовлетворен работой поставщика.

 

Выделяют этапы процесса закупок на предприятии:

    1. определение масштаба проекта (определение объема производства и продаж, оценка величины затрат). Добываются, анализируются и оцениваются данные о поставщике;
    2. формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;
    3. разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки;
    4. размещение объявлений о подаче предложений;
    5. оценка предложения;
    6. окончательные переговоры;
    7. составление документации;
    8. поставка и контроль качества;
    9. обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.

 

Методы управления закупками:

  1. метод увеличения объемов закупок:

- учитывается спрос  на конкретные виды продукции  для принятия решений об их  закупках;

- анализируется спрос в течение  12 месяцев, для учета всех возможных сезонных колебаний;

- определяется достаточный объем  спроса на протяжении 12 месяцев  для создания запасов конкретного  вида продукции;

- решения о создании запасов  принимаются в зависимости от  количества запасов на конкретные  виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.

2) метод уменьшения объемов закупок:

- ежемесячно анализируется статистика  сбыта продукции, не пользующейся  спросом;

На основании статистики сбыта  определяются те виды продукции, объем  запасов которых надо сократить;

- вырабатываются критерии, на основании которых, определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов  продукции;

- сводится к минимуму доля  медленно реализуемых видов продукции  на основе учета показателей  объема запасов продукции. 

3) метод прямого расчета объемов закупок:

- определяется период  времени, для которого осуществляется  расчет;

- на основании статистики  продаж за выбранный период  времени определяется общее количество  проданной продукции; 

- определяется средняя  величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде;

- для определения запаса  данного вида продукции величина  оптимального уровня запаса умножается  на среднюю величину запасов  в неделю;

- по мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются;

- полученная в результате  расчетов величина изменяется  еженедельно, отражая статистические  данные, поэтому средняя величина  и оптимальный уровень запасов  постоянно пересчитываются.

 

1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции.

 

Концепция сбыта исходит  из общей концепции предприятия  и содержит основные решения в  области политики сбыта. Руководство  предприятия осуществляет планирование концепции сбыта, т.е. формирование исходных установок сбыта.

Программа сбыта очерчивает круг потенциальных потребителей, местоположение которых определяет потенциальную  область сбыта продукции. Принимается  решение о масштабе сбыта: локальном, региональном, национальном или международном. С ростом масштаба сбыта повышается степень отдаленности потребителей, а вместе с тем увеличиваются и затраты на сбыт и на обслуживание потребителей.

Информация о работе Лекции по «Экономике организации (предприятия)»