Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение оптимального объема производства на базе результатов анализа безубыточности коммерческой организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль и классификацию затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации;
обобщить методику расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как базу принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства;
осуществить расчеты безубыточного объема производства и реализации продукции на конкретном коммерческом предприятии

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"
3. Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И ПРАВА

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Курсовая работа

по дисциплине: "Экономика фирмы "

на тему: "Определение  оптимального объёма производства продукции  на предприятии "

Выполнил: студент 2 курса, 472 группы

Рябцев Е.К.

Научный руководитель:

ученая степень, звание

Шутова Н.А.

"_____"______________200_г.

Оценка_________________

Барнаул 2008

Содержание

  • Введение
    • 1. Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
    • 1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
    • 1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
    • 2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"
    • 2.1 Краткая характеристика организации
    • 2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"
    • 3. Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также  определить целевую установку: что  производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким  ценам.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону "безопасности" организации и при отрицательном значении "безопасности снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства, и тем самым снизить расходы или прекратить производство продукции.

Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприятия, позволяет  оценить возможности роста прибыли  при увеличении объемов производства, если увеличится спрос или доля организации на рынке.

В экономическом  управлении важное значение имеет перспективный  анализ, позволяющий обосновать и  оптимизировать план выпуска и реализации продукции. Перспективный анализ выпуска  продукции проводится параллельно  с анализом конъюнктуры рынка и потребности предприятия в производственных ресурсах.

Анализ  безубыточности, или анализ "затраты - объем - прибыль" (маржинальный анализ, CVP анализ), является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он позволяет руководству предприятия выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, между ценой и объемом реализации, выявить наиболее рентабельные виды продукции, что позволит оптимизировать объем производства и реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Целью курсовой работы является определение  оптимального объема производства на базе результатов анализа безубыточности коммерческой организации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

исследовать роль и классификацию затрат для  целей определения оптимального объема производства и реализации;

обобщить  методику расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как базу принятия управленческих решений в части  оптимизации объема производства;

осуществить расчеты безубыточного объема производства и реализации продукции на конкретном коммерческом предприятии;

выработать  на основании полученной информации управленческие решения по оптимизации  объема производства и максимизации прибыли.

Объектом  исследования выступает производственная деятельность ООО "Уют", занимающаяся выпуском мебели. Предмет изучения - процесс принятия решений по определению  оптимального объема производства в  организации за 2004-2006 гг.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, поставлена цель и очерчены задачи для ее успешного выполнения.

В первой главе  работы исследуются теоретические  аспекты методики определения оптимального объема производства и реализации, в частности, исследуется роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации, а также рассматриваются методы расчета безубыточного объема производства. Во второй главе работы дана краткая характеристика исследуемой организации и произведен расчет безубыточного объема производства. В третьей главе работы разработаны управленческие решения по оптимизации объема производства на базе результатов анализа безубыточности. В заключении подведены краткие итоги работы.

В работе будут  рассмотрены методики анализа безубыточности таких авторов, как Г.В. Савицкой, Н.П. Любушина, С.А. Бороненковой, М.А. Вахрушина, В.П. Грузинова Т. П Карповой и  др.

1. Теоретические аспекты методики  определения оптимального объема производства

1.1 Роль  и классификация затрат для  целей определения оптимального  объема производства и реализации

Одна  из основных целей предприятия, ведущего свою экономическую деятельность в  рыночных условиях, - получение максимально  возможной прибыли. Возможности достижения этой стратегической цели ограничены затратами производства и реализации, а также рыночным спросом на продукцию предприятия. Затраты, таким образом, являются фактором, определяющим величину предложения и размеры прибыли. Следовательно, принятие управленческих решений об оптимальном объеме производства невозможно без анализа текущих затрат на производство и реализацию продукции и затрат, которые возникнут в ходе реализации вновь разрабатываемых проектов и бизнес-планов.

Как отмечает А.Д. Шеремет, эффективное  управление затратами на разных уровнях  обеспечивается использованием методического  единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Это обеспечивает система управленческого учета, которая соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат на производство [24, с.41].

Все затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты - непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие - с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции - косвенно.

По  мнению Г.В. Савицкой, большую роль в  обосновании управленческих решений  и бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия расчету. Разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштраухом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства [19, с.189].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Переменные  затраты - это издержки, общая сумма  которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства. Эти затраты на единицу объема продукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебаний объема производства и используются для составления смет на предстоящий период.

Переменный  характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят  прямые материальные затраты, прямые затраты  на оплату труда, затраты на вспомогательные  материалы и покупные полуфабрикаты.

Постоянные  затраты - часть затрат за определенный период, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства. В качестве примера  здесь можно привести затраты  на сырье и основные материалы  как переменные расходы и амортизационные отчисления как постоянные расходы. Существует также группа статей затрат, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства. Данные затраты принято называть условно-постоянными (или условно-переменными), для простоты расчетов их часто объединяют соответственно с постоянными или переменными расходами.

В отличие  от переменных, постоянные затраты  при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции  не так легко снизить. И в эти  периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников - дело очень сложное.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения расходов [19, с. 191].

Существуют  затраты, которые в определенной ситуации могут быть постоянными, а  в другой - переменными. Ответ на вопрос, считать данные затраты постоянными  или переменными, зависит от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения и делимости производственных факторов. Достаточно привести к примеру затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе работников - постоянные.

На  длительный период времени все затраты  становятся переменными. Постоянные затраты могут возникать в результате юридических или договорных отношений (договоры на лизинг, договоры о найме и т.д.).

Поэтому бесполезно делить расходы на постоянные и переменные по их сущности. В западном управленческом учете утверждается, что характер поведения зависит от соответствующей производственной ситуации, в которой принимаются решения. Другая причина возникновения постоянных расходов - недостаточная делимость производственных факторов. Следствием ее является то, что многие затраты возрастают не постепенно с увеличением загрузки, а скачкообразно. Эти затраты постоянны для определенного интервала загрузки мощностей, затем они резко повышаются и снова остаются неизменными на определенном интервале. Чем меньше становятся интервалы загрузки, тем ближе затраты по своему характеру к переменным [6, с.168].

Постоянные  затраты, возникающие из-за неделимости  производственных факторов, состоят  из "холостых", не используемых в  производственном процессе, и полезных затрат. Проблема деления постоянных затрат на полезные и бесполезные особенно остро встает, когда производство оснащено специальными станками-автоматами. При снижении объемов производства уплата процентов на вложенный капитал и начисление амортизации продолжается в тех же объемах. Таким образом, важным положением теории классификации затрат является условность этой классификации. Не существует таких затрат, которые по существу можно отнести к постоянным или переменным. Разделение затрат на постоянные и переменные во многом определяется конкретной ситуацией или проблемой по принятию решения.

В итоге  общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две  совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения  по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды.

Таким образом, в основу методики определения  оптимального объема производства и  реализации положено деление всех затрат на постоянные и переменные.

Переменные - это затраты, размер которых зависит  от уровня (объема) производственной деятельности, постоянные - затраты, величина которых не зависит от изменения объема выпуска продукции. На практике, в дополнение к рассмотренным, затраты делят на условно-постоянные и условно-переменные.

1.2 Расчет безубыточности продаж  и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства

По  мнению В.П. Грузинова, даже располагая хорошей производственной базой  и производя высококачественную продукцию, предприятие может получать не получать желаемую величину прибыли из-за недостаточно эффективной организации работы коммерческой и финансовой служб. И действительно, неумение создать своего потребителя, найти высокоэффективные каналы сбыта приводит предприятие к недополучению прибыли [4, с.267].

Информация о работе Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии