Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение оптимального объема производства на базе результатов анализа безубыточности коммерческой организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль и классификацию затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации;
обобщить методику расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как базу принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства;
осуществить расчеты безубыточного объема производства и реализации продукции на конкретном коммерческом предприятии

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"
3. Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Однако, темп роста выручки за весь период составил 11,68 и 113,56% соответственно, а темп роста себестоимости в 2005 г. - 116,43%, в 2006 г. - 114,66%, что характеризует неэффективное использования ресурсов в организации.

Прибыль от продаж за 2004-2005 гг. снизилась на 158 тыс. руб., а в 2006 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 16 тыс. руб. или на 7,73%.

Рентабельность продаж за 2004-2005 гг. снизилась на 4,69%, а за 2006 г. по сравнению с прошлым периодом - на 0,92%, что является следствием того, что себестоимость в организации растет большими темпами, нежели выручка.

Положительным моментом деятельности организации  является тот факт, что среднегодовая  выработка одного работающего предприятия  имеет тенденцию к росту, так  как в 2005 г. по сравнению с 2004 г. ее рост составил 0,28 тыс. руб., или 0,14%, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. - 27,10 тыс. руб., или 13,56%. Среднегодовая заработная плата одного работника также имеет тенденцию к росту, однако, темп роста заработной платы ниже, чем темп роста производительности труда, что показывает повышение эффективности использования труда в ООО "Уют".

2.2 Оценка безубыточности производства  в ООО "Уют"

Для расчета безубыточности производства и определения оптимального объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.

Таблица 2.2

Структура затрат на производство по экономическим  элементам ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

 

Статьи затрат

Уровень затрат, тыс. руб.

Абсолютное  отклонение, тыс. руб.

Удельный вес в себестоимости,%

Абсолютное  отклонение,%

 
 

2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Оплата труда

1168

1468

1855

300

387

34,08

36,79

40,55

2,71

3,75

 

Отчисления  в фонд социального страхования

246

338

452

92

114

7,18

8,47

9,88

1,29

1,41

 

Материальные  затраты

1885

2033

2147

148

114

55,00

50,95

46,93

-4,05

-4,02

 

Амортизация

97

84

89

-13

5

2,83

2,11

1,95

-0,73

-0,16

 

Прочие затраты

31

67

32

36

-35

0,90

1,68

0,70

0,77

-0,98

 

Полная себестоимость

3427

3990

4575

563

585

100,00

100,00

100,0

0,00

0,00

 

В том числе:

2664

3006

3565

342

559

77,74

75,34

77,92

2,40

2,59

 

Переменные  затраты

                     

Постоянные  затраты

763

984

1010

221

26

22,26

24,66

22,08

2,40

-2,59

 
                       

Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 563 тыс. руб. На это изменение положительно повлияли все факторы: рост заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, увеличение суммы материальных затрат, суммы прочих затрат.

Однако, не смотря рост абсолютной суммы затрат на материальные ресурсы, их удельный вес в себестоимости  продукции снизился на 4,05%, при увеличении доли заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, в 2005 г. наблюдается снижение доли переменных расходов, и удельного веса постоянных, что обусловлено, в первую очередь, ростом заработной платы административно-управленческого персонала и увеличением затрат на коммунальные услуги.

В 2006 г. общая сумма затрат по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается аналогичная ситуация, что и в предыдущем периоде: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, прочие расходы существенно не изменились. В 2006 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 2,59%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в таблице 2.3

 

Таблица 2.3

Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

 

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

 

1

2

3

4

5

6

 

2004 год

           

Объем реализации, шт.

168

154

98

177

-

 

Цена за 1 шт., руб.

4,8

5,7

12,3

5,1

-

 

Выручка от реализации, тыс. руб.

806,4

877,8

1205,4

902,7

3792

 

Переменные  расходы на 1 шт., руб.

2,6

4,1

9,6

3,7

-

 

Переменные  расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

436,8

631,4

940,8

654,9

2663,9

 

Маржинальный  доход, тыс. руб.

369,6

246,4

264,6

247,8

1128,4

 

Постоянные  расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

763,1

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

365

 

2005 год

           

Объем реализации, шт.

194

103

112

205

-

 

Цена за 1 шт., руб.

5,2

5,9

12,8

5,6

-

 

Выручка от реализации, тыс. руб.

1008,8

607,7

1433,6

1148

4197

 

Переменные  расходы на 1 шт., руб.

2,9

4,6

9,9

4,2

-

 

Переменные  расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

562,6

473,8

1108,8

861

3006,2

 

Маржинальный  доход, тыс. руб.

446,2

133,9

324,8

287

1191,9

 

Постоянные  расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

983,4

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

208,0

 

2006 год

           

Объем реализации, шт.

172

87

124

268

-

 

Цена за 1 шт., руб.

5,8

6,5

13,5

5,7

-

 

Выручка от реализации, тыс. руб.

997,6

565,5

1674

1527,6

4764,7

 

Переменные  расходы на 1 шт., руб.

3,5

4,9

10,3

4,7

-

 

Переменные  расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

602

426,3

1277,2

1259,6

3565,1

 

Маржинальный  доход, тыс. руб.

395,6

139,2

396,8

268

1199,6

 

Постоянные  расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

1010

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

189,6

 
             

На основании  информации, представленной в таблице 2.3 рассчитаем безубыточный объем продаж за 2005-2006 гг. для каждого вида продукции  используя метод уравнения.

В 2005 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,53 шт. продукции Б (софа), 0,58 продукции В (мягкая мебель) и 1,06 продукции Г (кровать).

Далее, условно  допустим, что критической точки  достигают х продукции А, 0,53х  продукции Б, 0,58х продукции В  и 1,06х продукции Г. После подстановки  получим:

(5,2х+0,53*5,9+0,5х*12,8+1,06х*5,6) -

(2,9х+0,53х*4,6+0,58х*9,9+1,06х*4,2) - 983,4

6,12х = 983,4

х = 160 шт. продукции  А (диван)

160*0,53 = 80 шт. продукции  Б (софа)

160*0,58 = 93 шт. продукции  В (мягкая мебель)

160*1,06 = 170 шт. продукции  Г (кровать)

Осуществим  аналогичные расчеты за 2006 г.

В 2006 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,5 шт. продукции Б (софа), 0,72 продукции  В (мягкая мебель) и 1,56 продукции Г (кровать). Далее, условно допустим, что критической  точки достигают х продукции  А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. Тогда получаем следующее уравнение:

(5,8х+0,5х*6,5+0,72х*13,5+1,56х*5,7) -

(3,5х+0,5х*4,9+0,72х*10,3+1,56х*4,7) - 1010

6,96х = 1010

х = 145 шт. продукции  А (диван)

145*0,5 = 72 шт. продукции  Б (софа)

145*0,72 = 104 шт. продукции В (мягкая мебель)

145*1,56=226 шт. продукции  Г (кровать)

Сравнивая полученный результат в 2006 г. с предыдущим годом, отметим, что критическая точка  снизилась по продукции "диван" на 15 изделий; по продукции "софа" снизилась на 8 шт. изделий; по продукции "набор мягкой мебели) снизилась на 11 изделий, по продукции "кровать" безубыточный объем продаж в натуральном выражении - на 56 шт. изделий.

На следующем  этапе анализа рассчитаем пороговую  выручку.

Пороговая выручка (ПВ) = безубыточный объем продаж * цена (2.1)

2005 г.

ПВ (диван) = 160*5,2=832 тыс. руб.

ПВ (софа) = 80*5,9= 472 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 93*12,8= 1190 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 170*5,6 = 952 тыс. руб.

Всего: 832+472+1190+952=3446 тыс. руб.

Следовательно, при выручке от реализации всех видов продукции равной 3446 тыс. руб. организация не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.

В 2006 г.

ПВ (диван) = 145*5,8= 841 тыс. руб.

ПВ (софа) = 72*6,5 = 468 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 104*13,5 = 1404 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 226*5,7=1288,2 тыс. руб.

Всего: 841+468+1404+1062,2=4001,2 тыс. руб.

Таким образом, при выручке от реализации всех видов  продукции равной 4001,2 тыс. руб. ООО "Уют" не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.

Далее, рассчитаем маржинальный запас прочности и  производственный леверидж, для чего используем следующие формулы:

Маржинальный  запас прочности (МЗП),% = (фактическая  выручка - пороговая выручка): фактическая  выручка*100 (2.2)

Производственный  леверидж = маржинальный доход: прибыль (2.3)

МЗП 2005 г. = (4197-3446) /4197*100 = 17,9%

МЗП 2006 г. = (4764,7-4001,2) /4764,7*100 = 16,02%

Производственный  леверидж 2005 = 1194,9/208=5,7

Производственный  леверидж 2006 = 1199,6/189,6= 6,3

Обобщим полученные результаты расчетов в таблице 2.4 и подведем итоги маржинального анализа.

Таблица 2.4

Результаты  расчетов безубыточного объема продаж по видам продукции в ООО "Уют" за 2005-2006 гг.

 

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

 

1

2

3

4

5

6

 

2005 год

           

Безубыточный  объем продаж, шт.

160

80

93

170

-

 

Пороговая выручка, тыс. руб.

832

472

1190

952

3446

 

Зона безопасности, тыс. руб.

176,8

135,7

243,6

196

752,1

 

Рентабельность  продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции)

44,23

22,03

22,6

25

-

 

Безубыточная  цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства)

4,3

4,6

10,6

4,65

-

 

Маржинальный  запас прочности,%

-

-

-

-

17,9

 

Производственный  леверидж

-

-

-

-

5,7

 

2006 год

           

Безубыточный  объем продаж, шт.

145

72

104

226

-

 

Пороговая выручка, тыс. руб.

841

468

1404

1288,2

4001,2

 

Зона безопасности, тыс. руб.

156,6

97,5

270

239,4

763,5

 

Рентабельность  продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции)

39,6

24,6

23,7

17,5

-

 

Безубыточная цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства)

4,9

5,4

11,3

4,8

-

 

Маржинальный  запас прочности,%

-

-

-

-

16,02

 

Производственный  леверидж

-

-

-

-

6,3

 
             

Итак, по расчетным  данным, представленным в таблице, мы видим, что при данной комбинации безубыточного объема продаж в натуральном выражении, точка безубыточности в стоимостном выражении в 2005 г. составил 3446 тыс. руб., а в 2006 г. - 4001 тыс. руб. Зона безопасности за исследуемый период снизилась на 11,4 тыс. руб. (3660-3230); наблюдается также уменьшение маржинального запаса прочности с 17,9% до 16,02%, Зона безопасности показывает, что в 2005 г. выручку можно снизить на 752,1 тыс. руб., при этом не получив убытков, в 2006 г. - на 763,5тыс. руб. Запас прочности показывает, что в 2005 г. фактический объем продаж на 17,9%, а в 2006 г. - на 16,02% выше критического. Производственный леверидж, рассчитанный для в 2005 г. равен 5,7, а в 2006 г. - 6,3. Это означает, что при увеличении выручки на 1% прибыль от продаж вырастет на 5,7% в 2005 г. и на 6,3% в 2006 г. Следует отметить, что хозяйственная деятельность предприятия является в 2003-2004 гг. прибыльной, порог рентабельности перейден, однако в 2006 году наблюдается снижение запаса финансовой прочности предприятия вследствие снижения объема продаж, следовательно, руководству общества следует задуматься о причинах ухудшения финансового состояния предприятия и предпринять конкретные меры по оптимизация объема производства и реализации продукции с целью роста выручки, снижения затрат и максимизации прибыли.

3. Пути повышения эффективности  принятия решений по оптимизации  объема производства и максимизации  прибыли

Управленческие  решения, принимаемые менеджером ООО "Уют" в части издержек, выбора оптимального варианта ассортимента в  некоторых случаях носят чисто интуитивный характер, т.е. эти решения не базируются на экономических расчетах. .

В результате, как уже отмечалось выше, в организации  наблюдается снижение прибыли, и  ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности.

Следовательно, предприятию необходимо рекомендовать принимать управленческие решения на базе экономических расчетов, позволяющих выбрать наиболее эффективный вариант структуры производства, приносящий большую прибыль.

Рассмотрим  на конкретных примерах хозяйственные ситуации, которые возникали в организации за период 2004-2006 года, а также могут возникать при управлении затратами в различных ситуациях.

Для анализа принятия управленческих решений  будем использовать данные таблиц 2.2, 2.3 и 2.4

Важным  источником увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры товарной продукции, т.е. увеличение доли тех изделий, которые приносят предприятию большую прибыль. Рассмотрим возможность увеличения суммы прибыли, основываясь на данных, представленных в таблице 3.1

Таблица 3.1

Изменение структуры продукции в 2007 г. в  ООО "Уют" в 2007 г.

Информация о работе Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии