Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение оптимального объема производства на базе результатов анализа безубыточности коммерческой организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль и классификацию затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации;
обобщить методику расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как базу принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства;
осуществить расчеты безубыточного объема производства и реализации продукции на конкретном коммерческом предприятии
Введение
1. Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"
3. Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список литературы
Вид продукции |
Отпускная цена, ед. |
Переменные затраты на единицу, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
||
первый вариант (2006 г) |
второй вариант (2007 г) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Диван |
5,8 |
3,5 |
21 |
30 |
|
Софа |
6,5 |
4,9 |
11,8 |
7 |
|
Набор мягкой мебели |
13,5 |
10,3 |
35,1 |
30 |
|
Кровать |
5,7 |
4,7 |
32,1 |
33 |
|
Постоянные
затраты за год для первого
варианта (2006 г) составляют 1010 тыс. руб.
При изменении структуры
Расчет выручки
при изменении структуры
651 ед. * 0,3*5,8 = 1132 тыс. руб.
Софа - 7% от объема продаж по цене 6,5 тыс. руб.
651 ед. * 0,07*6,5 = 296 тыс. руб.
Набор мягкой мебели 30% в объеме продаж по цене 13,5 тыс. руб.
651 ед. * 0,3*13,5 = 2637 тыс. руб.
Кровать 33% в объеме продаж по цене 5,7 тыс. руб.
651 ед. *0,33*5,7 = 1225 тыс. руб.
Проанализируем данную ситуацию, используя маржинальный доход.
Первый вариант (2006 г) Второй вариант (2007 г)
(5,8-3,5) /5,8*0,21 = 0,083 (5,8-3,5) /5,8*0,3 = 0,119
(6,5-4,9) /6,5*0,118= 0,029 (6,5-4,9) /6,5*0,07= 0,017
(13,5-10,3) /13,5*0,351 = 0,083 (13,5-10,3) /13,5*0,3 = 0,071
(5,7-4,7) /5,7*0,321=0,056 (5,7-4,7) /5,7*0,33=0,058
Итого 0,251 Итого 0,265
Прибыль исчислим по формуле 3.1:
Выручка * удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж - постоянные затраты (3.1)
П 2006 = 4766*0,251-1010=191 тыс. руб.
П2007 = 5290*0,265-1107 = 247 тыс. руб.
Таким образом, второй вариант позволяет увеличить абсолютную сумму прибыли на 56 тыс. руб., следовательно, ему необходимо отдать предпочтение.
С помощью маржинального подхода можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается по формуле 3.2
Н = В*Ду (3.2)
Где В - выручка от продаж
Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции.
Так как на исследуемом
предприятии наблюдается
Таблица 3.1
Расчет критической суммы постоянных расходов за 2004-2006 гг. ООО "Уют"
Показатель |
Период анализа |
Изменения, +,- |
Темп роста,% |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2004-2005 |
2005-2006 |
2004-2005 |
2005-2006 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
3792 |
4197 |
4766 |
405 |
569 |
110,68 |
113,56 |
|
Маржинальный доход, тыс. руб. |
1128 |
1191 |
1201 |
63 |
10 |
105,58 |
100,84 |
|
Удельный вес маржинального дохода в выручке |
0,29 |
0,28 |
0,25 |
-0,01 |
-0,03 |
96,5 |
89,28 |
|
Сумма постоянных расходов, тыс. руб. |
763 |
984 |
1010 |
221 |
26 |
22,26 |
24,66 |
|
Критическая сумма постоянных расходов, тыс. руб. |
1099 |
1175 |
1192 |
76 |
17 |
106,91 |
101,45 |
|
Таким образом, расчеты, представленные в таблице показывают, что в 2004 г. критическая сумма постоянных расходов на 336 тыс. руб. выше фактической суммы; в 2005 г. - на 191 тыс. руб., а в 2006 г. - только на 182 тыс. руб. Следовательно, в связи с тем, что из года в год снижается разрыв между фактической и критической суммой постоянных расходов, исследуемому предприятию необходимо либо наращивать объем производства и продаж, либо снижать долю постоянных расходов. Иначе сумма постоянных издержек может оказаться выше критического размера, что приведет к убыткам.
Рассмотрим
процесс принятия управленческих решений
о принятии дополнительного заказа
по цене ниже себестоимости продукции.
Так как у исследуемой
Не смотря на то, что в 2006 году объем реализации по продукции "набор мягкой мебели" вырос, однако такая ситуация может возникнуть по отношению именно к этому виду продукции, так как в в бизнес-плане на 2007 г. запланирован выпуск всего в размере 110 единиц данного вида продукции, т.е.88% объема предшествующего года в связи со снижением спроса на мягкую мебель.
Чтобы избежать убытков и не снимать с производства этот вид продукции, организация должна искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько другой технологии (другие размеры, модель и т.д.), то администрация организации может принять такой заказ даже по ценам ниже себестоимости.
Допустим, оптовый заказчик согласится купить в текущем году 15 наборов по цене 13,0 тыс. руб., которая ниже ее плановой себестоимости. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на технологическое переоборудовании линии для производства этой партии 35 тыс. руб. Осуществим технико-экономическое обоснование решения дополнительного заказа на таких условиях и ответим на вопрос, выгодно ли это исследуемому предприятию.
Таблица 3.3
Обоснование дополнительного заказа продукции "диван" по более низкой цене реализации
ПОКАЗАТЕЛЬ |
1 вариант (100% пакета заказов) |
2 вариант (88% пакета заказов) |
3 вариант |
|||
88% пакета заказов |
дополнит. заказ 15 ед. |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Объем реализации, шт. |
124 |
110 |
110 |
15 |
125 |
|
Цена за единицу, руб. |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
13,0 |
- |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
1674 |
1485 |
1485 |
195,00 |
1680 |
|
Переменные затраты на единицу продукции, руб. |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
- |
|
Сумма переменных затрат на весь объем, тыс. руб. |
1277,2 |
1133 |
1133 |
154,5 |
1287,5 |
|
Сумма постоянных затрат на весь объем, тыс. руб. |
354,7 |
354,7 |
354,7 |
35 |
389,7 |
|
Себестоимость всего выпуска, тыс. руб. |
1631,9 |
1487,7 |
- |
- |
1677,2 |
|
Себестоимость единицы продукции, руб. |
13,16 |
13,52 |
- |
- |
13,4 |
|
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
42,1 |
-2,7 |
- |
- |
+2,8 |
|
Итак, выручка от реализации дополнительной партии заказа составит 195 тыс. руб., переменные затраты увеличатся на 154,5 тыс. руб., а постоянные - на 35 тыс. руб. .
Следовательно, дополнительная выручка покрывает все переменные затраты, технологические затраты по изменению формы продукции и часть постоянных затрат в сумме 5,5 тыс. руб. (195-154,5-35). В результате предприятие получит не убыток в размере 2,7 тыс. руб., а прибыль 2,8 тыс. руб.
Это доказывает, что даже при таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
И на последнем этапе анализа, рассмотрим обоснование варианта на новую продукцию, так как важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень цен на продукцию.
В августе 2007 г.
исследуемое предприятие
Таблица 3.4
Обоснование отпускной цены на новый вид продукции диван "лягушка"
Показатель |
Первый вариант |
Второй вариант |
|
1. Цена реализации, тыс. руб. |
5,5 |
5,0 |
|
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. |
4,56 |
3,8 |
|
3. Постоянные затраты, тыс. руб. |
55,2 |
48 |
|
4. Маржинальный доход на единицу продукции, тыс. руб. (стр.1-стр.2) |
0,94 |
1,2 |
|
5. Критический объем продаж, шт. (стр.3/стр.4) |
59 |
40 |
|
6. Мощность предприятия, шт. |
80 |
80 |
|
7. Сумма прибыли, тыс. руб. (стр.4*стр.6-стр.3) |
20 |
48 |
|
Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия второй вариант, т.е. продажа дивана по более низкой цене, так как он обеспечивает более высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности.
Таким образом,
результаты проведенного анализа в
данной главе позволяют сделать
вывод о том, что посредством
маржинального подхода
Заключение
Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является расчет точки безубыточности производства. Посредством такого расчета можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы. Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.
Знание уровней безубыточности позволяет определять минимальные объемы продаж по каждому виду продукции и формировать портфель заказов так, чтобы производство было всегда рентабельным.
Целью курсовой работы явилось исследование процесса определения оптимального объема производства и реализации.
Объектом исследования выступила производственная деятельность ООО "Уют". Предметом исследования явился расчет оптимального объема производства и разработка управленческих решений на базе анализа "затраты - объем - прибыль".
Результаты расчетов позволили установить следующее.
В 2005
г. доля переменных расходов в общей
сумме затрат снизилась, и выросла
доля постоянных затрат, что объясняется
увеличением суммы заработной платы
административно-
В 2006 г. увеличился удельный вес переменных затрат, в связи с ростом цен на материалы, используемы в производстве. Соответственно. доля постоянных затрат уменьшилась.
Методом уравнения были рассчитаны критические точки в натуральном выражении для всех видов продукции, а также безубыточный объем продаж в стоимостном выражении равный в 2005 г.3446 тыс. руб., а в 2006 г. - 4001 тыс. руб.
Следовательно, в результате проведенных расчетов было выявлено, что в ООО "Уют" фактический объем производства выше критической точки, т.е. точки безубыточности и предприятие получило прибыль за весь исследуемый период.
Информация о работе Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии