Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение оптимального объема производства на базе результатов анализа безубыточности коммерческой организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль и классификацию затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации;
обобщить методику расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как базу принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства;
осуществить расчеты безубыточного объема производства и реализации продукции на конкретном коммерческом предприятии

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"
3. Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Исходной посылкой в решении этих задач является определение условий безубыточности работы, после создания которых можно говорить о получении прибыли. Иными словами, это есть ничто иное, как определение стоимости объема продаж продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытка.

Проблема  снижения затрат делает насущным более  частое обращение к широко известным  под разными названиями в зарубежной практике методам исследования различных аспектов зависимости "затраты-объем-прибыль" ("cost-volume-profit - "cvp"), или "управление прямыми затратами" ("direct costing"), или анализ безубыточной работы предприятий (маржинальный анализ), или операционный анализ.

Маржинальный  анализ - один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Цель маржинального анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Эта информация имеет весьма существенное значение для руководства, так как одной из наиболее важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является выход продукции или объем производства. По этой причине выходу продукции уделяется особое внимание, поскольку знание этой зависимости позволяет определить критические уровни выпуска, например, при котором не будет ни прибыли ни убытков (то есть точку безубыточности).

Ключевыми элементами такого анализа являются: точка безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

Как считает В.А. Чернов [22, с.100], "названные  элементы следует дополнить маржинальным доходом, так именно его использование  позволяет оценить операционные прогнозы на основе соотношения постоянных и переменных затрат, которые определяют силу воздействия операционного рычага".

Если  анализ безубыточности позволяет определить и изучить точку безубыточности (порог рентабельности, критический  объем продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), производить анализ чувствительности критических соотношений безубыточности, то более широкое использование маржинального подхода в анализе позволяет также формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др.

Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения "производить или покупать", выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства. Такой объем продаж тоже следует считать критическим (пороговым) по отношению к выбору решений, зависящих от него (превышение критического объема обусловливает положительное решение, а величина ниже критического склоняет к отрицательному выбору.

Т.П. Карпова указывает, что "в целях  изучения зависимости между изменениями  объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли  проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические ("мертвые") точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков". [9, с.284].

Существует  несколько способов расчета безубыточного  объема продаж.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли следующим способом: выручка от реализации продукции - переменные затраты за этот же объем продукции - постоянные затраты в общей сумме = чистая прибыль от реализации.

Метод уравнения можно использовать при  анализе влияния структурных  сдвигов. Реализацию рассматривают  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменился ассортимент - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Метод валовой маржи (прибыли). Валовая  маржа представляет собой сумму  прибыли и постоянных расходов. Применение этой категории основано на том, что  полное поглощение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие затраты предприятия и рассматриваются как одно из направлений распределения прибыли [10, с.128].

В первую очередь маржинальный доход необходим  для покрытия постоянных затрат, а  затем уже для получения прибыли  предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или вкладом, или валовой маржой или маржинальным доходом.

Валовая маржа (маржинальный доход) определяется как разность между выручкой от реализации и переменными затратами на этот же объем продукции. Тогда критическая точка равна отношению постоянных расходов в общей сумме к маржинальному доходу на единицу продукции.

При маржинальном подходе менеджер получает информацию: о постоянных расходах - возмещаются ли они общей маржей или нет; о величине маржинального дохода от каждого вида продукции; о маржинальности каждого продукта. Маржинальность продукта - это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентах к выручке (цене).

Маржинальный  доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром  цен, изменением ассортимента и объема выпускаемой продукции, установлением  размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламной  кампании и других маркетинговых операций.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость  совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической  и бухгалтерской моделей безубыточности.

График  безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

Математическая  модель взаимосвязи между прибылью, издержками и объемом базируется на делении себестоимости на постоянные и переменные расходы, сущность которых  была рассмотрена в предыдущем параграфе.

Связь прибыли, объема продаж и себестоимости  заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и, особенно, на постоянные расходы, составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене на единицу продукции.

Однако, несмотря на большие возможности  маржинального анализа, как отмечает Ю.Д. Земляков [7, с.17], и, несмотря на большое  количество переводной литературы, и  публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине: анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости "затраты-объем-прибыль".

Таким образом, маржинальный анализ позволяет  отыскать наиболее выгодное соотношение  между переменными затратами, постоянными  затратами, ценой и объемом производства продукции.

Результаты  маржинального анализа играют важную роль в определении структуры  продаж (ассортимента производимой продукции) в условиях ограниченных ресурсов, что означает определение наиболее прибыльной комбинации продуктов или  услуг в случае, когда организация производит несколько видов продукции. Для принятия решений в этих ситуациях успешно используется маржинальный подход. Завершив этот этап анализа, руководство должно изучить рынок по этому виду продукта, чтобы определить верхние пределы спрос на этот наиболее выгодный продукт, после чего принять окончательное управленческое решение.

2. Оптимизация объема производства  на примере ООО "Уют"

2.1 Краткая характеристика организации

ООО "Уют" создано согласно законодательству Российской Федерации 12 марта 2003 г. г. в городе Карасук, является коммерческой организацией и специализируется на производстве мягкой мебели для дома и офиса.

Предприятие является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  счет в банке, круглую печать со своим  наименованием. Предприятие является коммерческой организаций, в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством

Целевой функцией предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах  его деятельности и получение прибыли.

Общество  изготавливает следующие виды продукции:

диван;

софа;

набор мягкой мебели;

кровать.

Предприятие ООО "Уют" является коммерческой организацией, которая в своей  деятельности руководствуется Гражданским  кодексом и действующим законодательством РФ. Уставный капитал ООО в размере 120 тыс. руб. рублей разделен между участниками на доли определенных размеров. Участники несут так называемую ограниченную ответственность за деятельность общества, т.е. не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами Общества являются Устав и Учредительный договор. Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица.

Высшим  органом управления Общества является Общее собрание участников. Имущество общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Рынком  сбыта товаров и услуг является г. Карасук. Рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемой организации за 2004-2006 гг.

Таблица 2.1

Технико-экономические  показатели деятельности ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

 

Показатель

Период анализа

Изменения, +,-

Темп роста,%

 
 

2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

2004-2005

2005-2006

 
                 
                 

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Выручка от продаж, тыс. руб.

3792

4197

4766

405

569

110,68

113,56

 

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

3427

3990

4575

563

585

116,43

114,66

 

Прибыль от продаж, тыс. руб.

365

207

191

-158

-16

56,71

92,27

 
                 

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

424

401

438

-23

37

94,58

109,23

 
                 
                 

Среднегодовая численность работающих, чел.

19

21

21

2

0

110,53

100,00

 

Среднегодовая производительность труда, тыс. руб.

199,58

199,86

226,95

0,28

27,10

100,14

113,56

 

Среднемесячная  заработная плата одного работающего, тыс. руб.

5,12

6,14

6,86

1,02

0,72

119,92

111,73

 

Фондоотдача, руб.

8,94

10,47

10,88

1,52

0,41

117,03

103,96

 

Рентабельность  продаж,%

9,63

4,93

4,01

- 4,69

- 0,92

51,24

81,25

 
                 

По данным таблицы  можно сделать вывод о том, что за весь исследуемый период несколько  неоднозначны показатели, характеризующие  финансово - хозяйственную деятельность ООО "Уют": выручка от продаж строительных материалов увеличилась в 2005 г. по сравнению с прошлым годом на 405 тыс. руб., в 2006 году по сравнению с 2005 г. на 569 тыс. руб.; себестоимость проданной продукции увеличилась за 2004-2005гг. на 563 тыс. руб., в 2006 г. - на585 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Информация о работе Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии