Организация работы аптеки готовых лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать организационные подходы к открытию аптеки.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Исследовать организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
2. Проанализировать лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
3. Исследовать организацию работы аптеки готовых лекарственных средств.

Содержание

Введение 3
1. Организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
1.1. Статус аптечных организаций. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация. 5
1.2. Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций. 6
1.3. Государственное регулирование обращения ЛС. 11
2. Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
2.1. Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения ЛС и других видов продукции, реализуемой через фармацевтические организации. 13
2.2. Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ. 15
2.3. Лицензирование фармацевтической деятельности , 31
3. Организация работы аптеки готовых лекарственных средств.
3.1. Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптеки. 38
3.2. Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и др. видов товаров. 43
3.3. Организация работы сотрудников. 49
3.4. Организация обеспечения качества лекарственных препаратов в
аптеке 53
3.5. Организация делопроизводства в аптеке. 55
Выводы 56
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

На площадях аптечных организаций  не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с  указанными в лицензиях видами деятельности.

Аптечная организация должна иметь  вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском  и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск"; организационно-правовой формы и  формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а  также режима работы организации, адресов  и телефонов близлежащих и  дежурных аптек.

Наименование вида аптечной организации  должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое  время суток различить надпись  с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания. Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.

При закрытии аптечной организации  для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи  с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших  аптечных организаций. При закрытии аптечной организации в связи  с ремонтом или ее ликвидацией  руководитель аптечной организации  уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Состав, размеры помещений и  оборудование аптечной организации  определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами  и правилами.

При изменении планировки помещений  аптечных организаций в течение  действия лицензии лицензиат информирует  об этом лицензирующий орган в  установленном порядке.

Помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным  и другим лицензионным требованиям  и условиям.

Аптечные организации должны иметь  централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию. При организации  аптечных пунктов при лечебно-профилактических учреждениях они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые  помещения могут быть общими. В  аптечных организациях, расположенных  вне городов, возможно наличие автономного  отопления, канализации и водоснабжения.

Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность  проведения влажной уборки. Полы производственных помещений и материальных комнат должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств  механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих  средств. Материалы отделки помещений  должны соответствовать требованиям  соответствующих нормативных документов. Отделка административно-бытовых  помещений допускает использование  обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т. п.

Помещения для хранения лекарственных  препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических  и токсикологических свойств, а  также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной  фармакопеи Российской Федерации и  их надлежащую сохранность.

Помещения аптечных организаций, расположенных  в городе, должны быть оснащены системами  охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно  охраняться охранным предприятием, имеющим  лицензию на данный вид деятельности.

Помещения для хранения наркотических  средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ  в обязательном порядке должны оборудоваться  многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения, при этом:

– дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади  помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения наркотических  средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих  веществ;

– рабочие места персонала, производящего  операции с наркотическими средствами, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими веществами, а также помещения  для их хранения оборудуются сигнализацией.

Входная дверь в помещения для  хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих  веществ должна быть металлической  или деревянной, обитой железом с  обеих сторон с загибом листа  на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм; обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри – решетчатая металлическая дверь.

Помещения для хранения наркотических  средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ  в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между  рамами), выполненной из стального  прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 x 150 мм.

Доступ в производственные помещения, помещения хранения товара имеют  лица, уполномоченные в установленном  порядке. Доступ посторонних лиц  в указанные помещения исключается.

Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой  и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для  сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной  безопасности.

В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих  средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений  и обработке оборудования.

Общая площадь административно-бытовых  помещений аптечных организаций  зависит от численности персонала  и рассчитывается согласно действующим  нормам и правилам.

В гардеробной верхняя одежда и  обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.

Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

– производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и  характер деятельности аптечной организации;

– все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь  технические паспорта, сохраняющиеся  в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить  поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;

– для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ

– металлических шкафов;

– торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность  обзора и сохранность лекарственных  препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала  аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций;

– помещения хранения лекарственных  препаратов и других товаров, разрешенных  к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;

– помещения хранения лекарственных  препаратов и других товаров, разрешенных  к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для  регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые  размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1, 5-1, 7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке;

– шкафами для хранения верхней  и санитарной одежды, обуви в гардеробной;

– моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке  оборудования.

Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и  требованиям техники безопасности и охраны труда.

Стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску  из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим  образом:

– расстояние до наружных стен не менее 0, 6-0, 7 м;

– расстояние до потолка не менее 0, 5 м;

– расстояние от пола не менее 0, 25 м;

– проходы между стеллажами не менее 0, 75 м;

– на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется  стеллажная карта с указанием  наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

   3.2.Организация  хранения лекарственных средств,  изделий медицинского назначения  и др. видов товаров.

       Важным фактором, влияющим на качество оказания  лекарственной помощи в условиях  лечебного учреждения, является  выполнение требований к условиям  хранения лекарственных средств  и изделий медицинского назначения  на всех этапах их продвижения:  от аптеки до пациента. Между  тем анализ существующей нормативно-правовой  базы выявил, что все документы  ориентированы, как правило, на  розничные аптеки и организации  оптовой продажи, а информация  для лечебных учреждений и  аптек учреждений здравоохранения  (больничных аптек), присутствующая  в них, носит фрагментарный  характер. 
      Требования к хранению некоторых групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения регламентируются следующими нормативными документами: 
    • приказом Минздрава России от 16.07.1997 № 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» 
    • приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств"; 
    • приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.1997 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» (с изм. и доп.); 
    • приказом Минздрава России от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения»» (с изм. и доп.).

 Хранение лекарственных  средств, требующих защиты от  действия света

1. ЛС, требующие защиты от действия  света, хранятся в помещениях  или специально оборудованных  местах, обеспечивающих защиту от  естественного и искусственного  освещения.

2. Фармацевтические субстанции, требующие  защиты от действия света, следует  хранить в таре из светозащитных  материалов (стеклянной таре оранжевого  стекла, металлической таре, упаковке  из алюминиевой фольги или  полимерных материалов, окрашенных  в черный, коричневый или оранжевый  цвета), в темном помещении или  шкафах.

Для хранения особо чувствительных к свету фармацевтических субстанций (нитрат серебра, прозерин) стеклянную тару оклеивают черной светонепроницаемой бумагой.

3. Лекарственные препараты для  медицинского применения, требующие  защиты от действия света, упакованные  в первичную и вторичную (потребительскую)  упаковку, следует хранить в шкафах  или на стеллажах при условии  принятия мер для предотвращения  попадания на указанные лекарственные  препараты прямого солнечного  света или иного яркого направленного  света (использование светоотражающей  пленки, жалюзи, козырьков и др.).

Хранение лекарственных  средств, требующих защиты от воздействия  влаги

1. Фармацевтические субстанции, требующие  защиты от воздействия влаги,  следует хранить в прохладном  месте при температуре до +15 град. C (далее - прохладное место), в  плотно укупоренной таре из  материалов, непроницаемых для паров  воды (стекла, металла, алюминиевой  фольги, толстостенной пластмассовой  таре) или в первичной и вторичной  (потребительской) упаковке производителя.

2. Фармацевтические субстанции  с выраженными гигроскопическими  свойствами следует хранить в  стеклянной таре с герметичной  укупоркой, залитой сверху парафином.

3. Во избежание порчи и потери  качества следует организовать  хранение ЛС в соответствии  с требованиями, нанесенными в  виде предупреждающих надписей  на вторичной (потребительской)  упаковке лекарственного средства.

Хранение лекарственных  средств, требующих защиты от улетучивания и высыхания

1. Фармацевтические субстанции, требующие  защиты от улетучивания и высыхания  (собственно летучие ЛС; ЛС, содержащие  летучий растворитель (спиртовые  настойки, жидкие спиртовые концентраты,  густые экстракты); растворы и  смеси летучих веществ (эфирные  масла, растворы аммиака, формальдегида,  хлористого водорода свыше 13%, карболовой кислоты, этиловый  спирт различной концентрации  и др.); лекарственное растительное  сырье, содержащее эфирные масла;  ЛС, содержащие кристаллизационную воду,- кристаллогидраты; ЛС, разлагающиеся с образованием летучих продуктов (йодоформ, перекись водорода, гидрокарбонат натрия); ЛС с определенным нижним пределом влагосодержания (сульфат магния, парааминосалицилат натрия, сульфат натрия)), следует хранить в прохладном месте, в герметически укупоренной таре из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов (стекла, металла, алюминиевой фольги) или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя. Применение полимерной тары, упаковки и укупорки допускается в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации.

Информация о работе Организация работы аптеки готовых лекарственных средств