Организация работы аптеки готовых лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать организационные подходы к открытию аптеки.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Исследовать организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
2. Проанализировать лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
3. Исследовать организацию работы аптеки готовых лекарственных средств.

Содержание

Введение 3
1. Организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
1.1. Статус аптечных организаций. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация. 5
1.2. Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций. 6
1.3. Государственное регулирование обращения ЛС. 11
2. Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
2.1. Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения ЛС и других видов продукции, реализуемой через фармацевтические организации. 13
2.2. Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ. 15
2.3. Лицензирование фармацевтической деятельности , 31
3. Организация работы аптеки готовых лекарственных средств.
3.1. Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптеки. 38
3.2. Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и др. видов товаров. 43
3.3. Организация работы сотрудников. 49
3.4. Организация обеспечения качества лекарственных препаратов в
аптеке 53
3.5. Организация делопроизводства в аптеке. 55
Выводы 56
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

 организаций должны проходить  медицинское освидетельствование  в установленном порядке. 
      - Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации товаров, реализуемых в аптечной организации. 
      - Не разрешается в производственных помещениях, а также на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий. 
      - В своей производственной деятельности сотрудники аптечных организаций руководствуются действующими документами в области фармацевтической деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями техники безопасности и ОСТом. 
      Прием сотрудников на работу в аптечную организацию производится при условии соответствия соискателя требованиям по уровню образования, квалификации и прохождении медицинского освидетельствования установленным порядком. 
      Перечень документов, необходимый для принятия на работу включает в себя : паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет (или приписное свидетельство) и документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Кроме того, для выполнения требований Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, соискателю предлагается предоставить медицинскую книжку. 
      Перед оформлением трудового договора для изучения и подписи сотрудника следует ознакомить со всеми локальными актами предприятия, которые касаются организации труда. К таким актам относятся положения о премировании, оплате труда, предоставлении отпусков, охране труда; правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и т.п. Подтвердить факт ознакомления с каждым из них сотрудник должен личной подписью в соответствующем листе ознакомления, проставив дату и время ознакомления. 
      После того, как принимаемый поставил свою подпись в листах ознакомления со всеми локальными актами, переходим к подписанию трудового договора. Здесь надо обратить внимание на условие об испытательном сроке. Если в договоре есть такое условие, необходимо проверить, не входит ли принимаемый сотрудник в перечень лиц, для которых испытательный срок устанавливать нельзя. Срок не устанавливается для несовер-шеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. Кроме того, нельзя установить испытательный срок выпускникам образовательных учреждений закончившим образовательное учреждение, имеющего аккредитацию. При условии, что с момента выдачи диплома прошло не более года и сотрудник должен поступать на работу по специальности, указанной в дипломе, а в его трудовой книжке не должно быть записи о том, что он уже работал по этой специальности. Если хотя бы одно из этих четырех условий не выполняется, принимаемому на работу выпускнику можно установить испытательный срок. Условие об испытании фиксируется в трудовом договоре именно при его заключении. Внести такое условие потом уже нельзя. 
      Отметим еще один важный момент, связанный с испытательным сроком. Категорически запрещается устанавливать сотруднику на время испытания зарплату ниже, чем предусмотрено штатным расписанием . Также недопустимо вводить в организации акты, согласно которым сотрудникам на испытательном сроке не начисляются премии или другие поощрительные выплаты. Все это является дискриминацией работников и влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации руководителя . 
      На основании подписанного трудового договора надо оформить приказ о приеме сотрудника на работу. Этот приказ составляется по унифицированной форме № Т-1 . Главное условие здесь - полное соответствие приказа договору . Факт ознакомления с приказом сотрудник должен подтвердить личной подписью. При этом ознакомление с приказом проводится в течение трех дней с момента фактического начала работы. А в течение 5 дней со дня начала работы работодатель должен внести запись о приеме на работу в трудовую книжку сотрудника. Заключительный этап оформления приема сотрудника - заполнение личной карточки на нового работника по унифицированной форме № Т-2. 
      При разработке должностных инструкций для аптечного предприятия необходимо руководствоваться Отраслевым стандартом . В разделе VIII документа изложены требования к персоналу аптечных организаций, которые необходимо учитывать при разработке инструкций. 
      При разработке должностных инструкций для работников аптеки рекомендуется также изучить такие документы, как приказ Минздрава СССР от 30.12.76 г. № 1255 "Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений" и Методические рекомендации по составлению функционально-должностных инструкций для аптечных работников , в которых учтена специфика работы аптечного предприятия. 
      При оформлении должностных инструкций необходимо также помнить о том, что составленный документ должен иметь унифицированную форму и структуру текста. 
      Должностные инструкции должны обеспечивать рациональное распределение профессиональных обязанностей между всеми работниками предприятия, четко и однозначно определять права и ответственность, которыми наделяется каждый исполнитель на определенном участке работы с учетом его знаний, сложившихся условий труда и потребностей аптечного учреждения. 
      Структура и содержание должностной инструкции 
      Должностная инструкция может включать следующие разделы: 
      1. Общие положения. 
      2. Функции работника. 
      3. Должностные обязанности. 
      4. Права. 
      5. Взаимоотношения (связи по должности). 
      6. Ответственность работника за полученный участок работы. 
      Текст должностной инструкции, являющейся локальным актом организации, принято обязательно «разбивать» на пункты для удобства восприятия. Должностные инструкции в обязательном порядке утверждаются. Как правило, это делает руководитель организации. Вопросы согласования текстов должностных инструкций с определенными должностными лицами решаются индивидуально в каждом аптечном предприятии в зависимости от его структуры, штатного состава и сложившихся традиций. Во многих организациях должностные инструкции согласовываются с юристами. 
      Должностные инструкции доводятся до работников аптечного предприятия под расписку оформлением визы ознакомления, включающей: личную подпись работника, ее расшифровку и дату ознакомления. В случае отказа работника от визирования должностной инструкции составляется акт об отказе от визирования в присутствии не менее двух незаинтересованных свидетелей. 
      Текст должностной инструкции рекомендуется выдать сотруднику, что также фиксируется надписью «Копия инструкции получена на руки», затем ставится дата и подпись. 
      Для внесения изменений и дополнений в должностные инструкции издается соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до работников под расписку. Необходимость в издании такого приказа возникает в ситуации перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д. Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях: 
      - при изменении наименования аптечного предприятия или его структурного подразделения; 
      - при изменении наименования должностей; 
      - при увольнении прежнего работника и замене его другим. 
      Каждое аптечное предприятие при разработке должностных инструкций для своих сотрудников должно исходить их конкретных особенностей работы предприятия и его структурных подразделений. Такой подход позволит обеспечить оптимальную организацию труда, рациональную расстановку и использование кадров, повысить ответственность каждого аптечного работника за качество и результаты труда. [15] 
      В целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков у сотрудников, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности с ними осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Правила организации совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью определяются Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования. 
      Обучение проводится: 
      - для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучении проводится по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов аудиторных занятий. 
      - для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучении проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий. 
      - для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными При-казом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и после-вузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 09.07.2009 г. № 14292).

(п. 6.3 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2009 № 581н)

3.4. Организация  обеспечения качества лекарственных  препаратов  в аптеке.

  Входной контроль 
      Для проведения входного контроля предпринимателю следует назначить лицо, которое будет отвечать за качество лекарственных средств, которые поступают к аптеке (уполномоченное лицо). О профессиональных требованиях относительно такого лица уже было отмечено выше. Фамилию, контактный телефон и форму связи (телефон, факс, электронная почта) такого лица следует сообщить территориальной инспекции по контролю качества ЛС. К компетенции уполномоченного лица отнесено подготовку и оформление выводов относительно результатов входного контроля качества серий лекарственных средств с пометкой о передаче их для реализации. 
      Главными обязанностями уполномоченного лица являются: 
      - проверка ЛС, которые поступают к аптеке, и сопроводительных документов – наклад-ных (с обязательным указанием наименования, дозирования, врачебной формы, номера серии, количества, названия производителя), сертификатов качества производителя, данных о регистрационном статусе ЛС, данных реквизитов лицензии поставщика; 
      - оформление выводов входного контроля качества ЛС; 
      - ведение реестра ЛС, которые поступили к аптеке; 
      - проверка наличия в аптеке некачественных и фальсифицированных серий ЛС по информации территориальной инспекции по контролю качества ЛС; 
      - сообщение территориальной инспекции по контролю качества ЛС о выявленных некачественных и фальсифицированных ЛС или относительно которых есть подозрение относительно их качества. Прекращение торговли такими ЛС; 
      - согласование внутреннего порядка обращения ЛС. 
      Теперь поговорим более подробно о собственно порядке проведение входного контроля качества ЛС, которые поступают в аптеки. 
      Закупать и получать ЛС следует только у субъектов, которые имеют действующие лицензии на право оптовой торговли. Копии таких лицензий добавляются к договорам о поставке и хранятся (не меньше 3 лет) у заведующего аптеки или уполномоченного лица со всем комплектом документов. 
      Полученные аптекой лекарственные средства должны пройти визуальный контроль уполномоченным лицом. До получения письменного вывода уполномоченного лица торговля полученными лекарственными средствами запрещается. 
      Уполномоченное лицо проверяет соответствие полученных ЛС с сопроводительными документами относительно количества, дозирования, номеров серий, сроков пригодности, регистрационного статуса, наименования, врачебной формы, производителя. Каждая серия ЛС должна сопровождаться сертификатом качества, который предоставляется производителем,засвидетельствованный печатью последнего поставщика. 
      В случае позитивного результата входного контроля уполномоченное лицо передает полученные серии ЛС на реализацию. 
      При негативном результате уполномоченное лицо составляет акт о выявленных дефектах, что является основанием для возвращения партии поставщику. Копия акта подается в территориальную инспекцию по контролю качества ЛС. 
      Если относительно качества ЛС, при проведении визуального контроля возникли сомнения, уполномоченное лицо должно отобрать образцы ЛС, которые вызывают сомнения, и направить их в территориальную инспекцию для прохождения лабораторных исследований. На время проведения таких исследований, к окончательному решению вопроса относительно их качества, серия ЛС, которые вызывают сомнение, находится на карантине, изолировано от других лекарственных средств, с обозначением «Торговля запрещена к отдельному распоряжению».

3.5. Организация делопроизводства в  аптеке.

  В аптечных учреждениях обязаны  находиться на доступном для  посетителей месте региональные  нормативные документы, утверждающие  торговые надбавки на лекарственные  средства и перечень ЖНВЛС,  чтобы посетители могли сравнить  установленные законом цены с  теми, что указаны на прилавках.  Кроме того в аптеке должны  быть: 
    • ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ФЗ-61 (с изм.) от 12.04.2010; 
    • ФЗ «О защите прав потребителей» ФЗ-2300-1 от 07.02.1992; 
    • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств"; 
    • Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения: введена в действие приказом Минздрава РФ от 13.11.1997 г. №377; 
    • Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»: введен в действие приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. №80 (с изм.); 
    • Журнал учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету; 
    • Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ; 
    • Отчеты о расходе и остатках наркотических средств и психотропных веществ (квартальный или за полугодие); 
    • Журнал учета лабораторных и лабораторно - фасовочных работ; 
    • Справки о дооценке и уценке по лабораторно - фасовочным работам; 
    • Журнал учета расхода медицинских  товаров на хозяйственные нужды; 
    • Требования на наркотические средства и психотропные вещества; 
    • Товарно-транспортные накладные, внутренние накладные на перемещение товара; 
    • Журнал учета рецептуры; 
    • Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями; 
    • Товарные отчеты материально-ответственных лиц; 
    • Отчеты аптеки; 
    • Журнал кассира-операциониста и кассовый отчет; 
    • Акты снятия денег в кассе; 
    • Инвентаризационные ведомости; 
    • Расчеты нормы естественной убыли (по сумме товара и весовых веществ, подлежащих предметно-количественному учету); 
    • Акты результатов инвентаризации; 
    • Акты о порче, бое, браке товарно-материальных ценностей; 
    • Акты об уничтожении пришедших в негодность товарно-материальных ценностей.

 

 

ВЫВОДЫ

Характерная особенность современного фармрынка - постоянное появление новых конкурентов, ужесточение конкурентной борьбы, рост цен поставщиков и стремление потребителей держать цены на приемлемом уровне. Возникает закономерный вопрос: как, с одной стороны, выполнить социальную миссию, которая стоит перед аптекой и требует очень больших затрат, а с другой - не упустить коммерческую выгоду? В этическом кодексе российского фармацевта есть очень емкое и чрезвычайно верное определение цели деятельности фармацевта: "главная цель профессиональной деятельности фармацевта - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь".

Фармацевтическая отрасль является одной из отраслей системы здравоохранения (наряду с лечебно-профилактической, охраной здоровья материнства и  детства, санитарно-протовоэпидемической, медицинского образования и науки, санаторно-курортного дела, патологоанатомической, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, обязательного медицинского страхования). Организации, представляющие фармацевтическую отрасль, относятся к важным субъектам фармацевтического рынка и могут быть государственными, муниципальными и частными. В настоящее время значительную долю оптовых и розничных аптечных организаций составляют частные фармацевтические фирмы.

Управление фармацевтической службой, как и всей системой здравоохранения, осуществляется на общегосударственном  уровне и на уровне территорий и  отдельных организаций. Поэтому  можно выделить следующие уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой: стратегический (федеральный  и субъектов Федерации); тактический (местных органов власти); оперативный (отдельных организаций, предприятий  и учреждений).

В данной работе были проанализированы главные аспекты работы аптечных учреждений, нормативной базы.

Безусловно, качество фармацевтической помощи зависит не столько от службы качества или уполномоченного по качеству, сколько от профессионального  уровня и компетентности специалистов. Нами была сделана попытка проанализировать оценку своего профессионального уровня самими специалистами. Более 60% оценили  свой профессиональный уровень ниже максимальной оценки. Причины этому - недостаток знаний (22%) и малый опыт (24%). Это позволяет нам сделать  вывод о неиспользовании в  фармацевтических организациях существующих источников получения знаний специалистами. Такими источниками, по нашему мнению, являются курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, участие в управлении проектами, стратегия развития организации, стандарты  фармацевтических услуг, персональные программы обучения и др. Еще одним  источником могут рассматриваться  должностные инструкции (функциональные обязанности). При том, что 91% респондентов имеют должностные инструкции, выполняют обязанности в соответствии с должностной инструкцией лишь 58%, 37% выполняют функций больше, чем указано в должностной инструкции, 5% - плохо ознакомлены с должностной инструкцией. Влияет ли такое положение вещей на качество фармацевтической помощи? Конечно же, да. И это еще одно направление деятельности службы качества или уполномоченного по качеству, и является одним из элементов системы менеджмента качества, которая может рассматриваться как динамично развивающаяся система. На ее развитие влияют изменения государственных целей и задач по охране здоровья населения, в том числе лекарственному обеспечению; региональных целей и задач; стандартов медицинской и фармацевтической деятельности; количественных аспектов целей, организационных стратегических целей, оценок фармацевтических услуг. До внедрения системы менеджмента качества в фармацевтических промышленных и торговых организациях существовали структуры (ОТК) и специалисты (провизоры-аналитики), которые осуществляли и осуществляют контроль качества продукции. Но они имеют функциональные цели, отличающиеся от целей менеджмента качества. Если в первом случае в большей степени цели имели характер запрета и принуждения, т По нашему мнению, в фармацевтических организациях для разработки и внедрения системы менеджмента качества необходимо:

провести анализ существующего  качества фармацевтических товаров  и услуг;

провести ситуационный анализ и  диагностику проблем управления качеством;

определить задачи и ответственность;

определить ресурсные возможности  и потребность в ресурсах;

заинтересовать сотрудников организации;

разработать программу внедрения  и реализации системы менеджмента  качества;

построить систему обучения персонала по целевому принципу.

Приняв решение внедрить систему  менеджмента качества (СМК), аптечная организация должна быть готова к  тому, что предстоит постоянно  совершенствовать свою деятельность. Сегодня это основной способ сохранить  и повысить конкурентоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
  3. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
  5. Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93 (ОКУН): Постановление Госстандарта Рос. Федерации от 28.06.1993 № 163 (с изм.)
  6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001: Постановление Госстандарта Рос. Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.
  7. Приказ МЗ и СР от 27.07.2010 г. № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения ЛС».
  9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
  10. Приказ  Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 г. № 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».
  11. Приказ МЗ РФ от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп ЛС и ИМН» (действует в части ИМН).
  12. Приказ МЗ РФ от 04.03.03 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
  13. Солонина А.В. Нормативно-правовые аспекты организации фармацевтической деятельности. Учебное пособие. Пермь, 2012
  14. Обес<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman

Информация о работе Организация работы аптеки готовых лекарственных средств