Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития 5 торговли
1.1 Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования 6
1.2 Закон «О торговле», его содержание и назначение для развития 16
торговли
2. Анализ основных направлений развития торговли на примере 20
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.1 Экономико-организационные характеристики предприятия 21
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.2 Анализ условий деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 24
на современном этапе
3.Пути совершенствования деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 27
Заключение 30
Список источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

На тему:  «Основные направления развития торговли в условиях               формирования  рыночных отношений»

 

 

 

 

Выполнил

 

 

Проверил:                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                3

1.  Понятие  торговли, ее виды и формы. Цели  и задачи развития                     5 торговли

1.1 Роль  и  задачи  торговли  в  современных  условиях  хозяйствования       6

1.2 Закон  «О  торговле», его  содержание  и  назначение  для  развития        16

торговли

2. Анализ  основных  направлений  развития торговли  на   примере             20

ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»

2.1 Экономико-организационные   характеристики    предприятия                 21

ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»

2.2 Анализ  условий  деятельности  ЧТПУП  «Экопромэнергоплюс»             24

на современном этапе

3.Пути совершенствования  деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»    27

Заключение                                                                                                             30

Список источников                                                                                                32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Введение

 

               Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

              Субъектами торговли являются  торговые организации и индивидуальные  предприниматели, осуществляющие торговлю  на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также  связанные с их продажей работы  и услуги.

               Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия  организационно-правовых форм предприятий  обусловили потребность в новых  подходах к организации и технологии  торговых процессов, к широкому  развитию частной инициативы  и предпринимательства.

               В курсовой работе освящены  вопросы организации, состояния  и основные направления развития  торговли в настоящее время  и перспективы на будущее.

                Целью курсовой работы является  анализ основных направлений  развития торговли в условиях  рыночной экономики. Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

- изучение основных проблем и тенденций развития торговли;

- анализ современного состояния отрасли;

- перспективы и задачи отрасли;

- концепция развития торговли на примере ЧТПУП «Экопромнергоплюс».

               При написании работы были  использованы следующие материалы: закон «О торговле», Нормативные  документы; Указы Президента; статистические  данные; отраслевые журналы; научная  литература; методическая литература.

                Структура курсовой работы состоит  из введения, основной части, 3-х  глав, заключения, списка использованной  литературы.

               Актуальность темы курсовой работы  обусловливается необходимостью  формирования и экономического  регулирования одного из основных  компонентов социально ориентированной  рыночной экономики - сферы торговли. Либерализация торговой деятельности  позволила сформировать конкурентную  среду на рынке товаров народного  потребления, возродить предпринимательскую активность в формировании экономических связей торговли с производством. Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость защиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения.

 

 

  1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития торговли

             Торговлю можно рассматривать  в различных аспектах: как экономическую  категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской  деятельности.

              Как экономическая категория  торговля выражает отношения  обмена путем купли-продажи товаров  посредством денег и может  рассматриваться как своеобразная  форма организации товарно-денежного  обмена продуктами труда, характеризующаяся  в условиях рынка конкуренцией  и преследующая цели наиболее  полного удовлетворения потребностей  потребителей. Торговля как форма  товарного обращения осуществляет  связь между производством и  потреблением и представляет  собой фазу расширенного воспроизводства.

              Торговля как отраслевая экономическая  система представляет собой крупное  и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

               Торговля, как вид предпринимательской деятельности, рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. в ст. 2 данного Закона торговля определяется, как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.                                                                Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:

•    производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник меж­ду производителями и потребителями;           

•    товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

•   ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;

•   торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;

•   расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.

                Отсюда вытекает значимость и  актуальность избранной темы

 

    1. Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования

            Торговля является крупной отраслью  народного хозяйства любой страны  и играет важную роль в ее  экономической жизни; она осуществляет  связь между производством и  потреблением и доводит до  потребителей продукцию промышленности  и сельского хозяйства. Торговля  оказывает существенное влияние  на объем и структуру производства  товаров, улучшение их ассортимента  и повышение качества, стимулируя  выпуск товаров высокого качества  и соответствующего спросу населения  ассортимента товаров.

           Торговля активно воздействует  на потребителей, воспитывает разумные  потребности и их вкусы, широко  пропагандирует новые товары. Она  связана с денежным обращением  и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется основная  масса товаров путем обмена  их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают  в Госбанк.

            Обособление торговли в отдельную  отрасль экономики связано с  общественным разделением труда  и выделением торгового капитала  как части промышленного капитала. Торговля является посредником  в системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного  хозяйства торговля осуществляет обмен между сферами производства и потребления.

              Торговля — особая деятельность  людей, связанная с осуществлением  актов купли-продажи и представляющая  собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных  операций, направленных на обслуживание  процесса обмена. Экономическая  сущность торговли заключается  в посреднической деятельности  по продвижению товаров от  производителей к потребителям  посредством купли-продажи.

              Таким образом, торговля — это вид хозяйственно-экономической деятельности, где объектом действия являются товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе доставки, хранения и подготовки товаров к продаже.

            Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

1. Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.

2. Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).

3. Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.

4. Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.

5. Маркетинг — разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.

Существуют следующие виды торговли: оптовая; розничная; общественное питание.

               Форма осуществления торговли  — технология проведения операций  и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования  с учетом направлений деятельности. 

               В Беларуси в качестве форм  осуществления торговли определены:

•    комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);

•    торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);

•    торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);

•    торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);

• торговля с использованием автоматов;

• выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);

• посылочная торговля;

•    биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);

•    торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);

Информация о работе Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений