Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития 5 торговли
1.1 Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования 6
1.2 Закон «О торговле», его содержание и назначение для развития 16
торговли
2. Анализ основных направлений развития торговли на примере 20
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.1 Экономико-организационные характеристики предприятия 21
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.2 Анализ условий деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 24
на современном этапе
3.Пути совершенствования деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 27
Заключение 30
Список источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

 

5.В непродовольственных  ма­газинах товары, размещенные на прикассовых стойках, должны иметь основную точку продажи в торго­вом зале. В непродовольственных магазинах, где торговля организована по принци­пу свободного доступа, нет линейки касс - узел расчета располагается в углу торгового зала или у стены на выходе. При этом нередко допускают такую ошибку: где касса, там и им­пульсный товар (мелкоразмерный, сопутствующий, акционный). Полу­чается, что этот импульсный товар видят только люди, которые оплачи­вают покупку, а в магазинах бытовой техники процент покупателей может составлять 30-40% от количества посетителей; в магазинах строитель­ных и отделочных материалов - еще меньше (40% считается весьма хоро­шим показателем). В магазины одеж­ды и отделы универмага даже до 80% людей могут зайти «просто по­смотреть», и многим покупателям не придет в голову спрашивать на кассе колготки, носки или средства по уходу за обувью. Импульсный товар потому и импульсный, что о нем не думают и часто не помнят. Поэтому если блок касс расположен «островом» или в углу торгового зала, импульсные товары надо размещать не только рядом с ним, но и в хорошо заметных всем посетителям местах зала.

 

6. В прикассовой зоне особое вни­мание - детскому мерчендайзингу. Многие детские товары специаль­но задуманы для прикассовой зоны.

 

 К панелям и демонстрации  ре­кламных роликов в прикассовой зоне отношение неоднозначное. С одной стороны, это источник получения дополнительный прибыли магази­ном. Но опасность состоит в том, что движущиеся изображения на экране сразу притягивают внимание покупа­телей, отвлекая от товаров в прикас­совой зоне. Но экраны и панели очень хороши для мест бесцельного ожида­ния. Реклама новых моделей на экране поможет покупателю от­влечься, а заодно и спланировать покупки на будущее [6, с.44].

3.3.Перспективность электронной  коммерции

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним их важнейших факто­ров, влияющих на развитие общества. Их воздействие касается политической, экономической и социальной сфер, науки, образования, культуры и образа жизни людей. Прогнозы экспертов по оценке нового столе­тия сходятся на том, что главной его особенностью станет создание так называемой цифровой экономи­ки, основанной на ИКТ, которые кардинально повли­яют на количественные и качественные параметры развития государств во всем мире.

 

Информационно-коммуникационный сектор становится решающим условием для повышения доходности бизнеса в результате сокращения издер­жек, снижения потерь и упрощения процедур тор­говли, а также более рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. В настоя­щее время тысячи компаний ведут торговлю в Ин­тернете, строят интерактивные каталоги, которые доступны для миллионов людей во всем мире и мо­гут немедленно модифицироваться и настраивать­ся на клиента.

 

Электронная коммерция (ЭК) стремительно развивается. Об этом свидетельствуют мировые тенденции: по прогнозам компании «Andersen Consul-ting)), в 2008 г. около 90% продаж товаров и предоставления услуг и 83% поставок будут осу­ществляться с помощью технологий ЭК. По рас­четам исследовательской компании Forrester Research, в ближайшие два года объем онлайн-продаж в США увеличится более чем в два раза, достигнув к 2010 г. 316 млрд. долл. Способствовать этому будет как увеличение количества покупате­лей в электронных магазинах (ЭМ), так и стрем­ление предприятий торговли предоставить своим клиентам более разнообразный и качественный сервис (причем второе будет превалировать). Мировой тенденцией будет являться рост продаж с помощью сети Интернет за счет посто­янно возрастающего потребительского спроса на все виды товаров: от простых до дорогостоящих. Основными задачами ЭМ являются: по­вышение функциональных возможностей сай­та; обеспечение прозрачности работы в режиме реального времени; обеспечение многообразия вариантов оплаты и доставки и пр.

 

На путь развития ИКТ, ЭК стала и Республика Беларусь. Наша страна заняла 13-е место среди стран мира по количеству Интернет-пользователей. Такие данные приведены в Докладе об информаци­онной экономике, составленном Комиссией ООН по торговле и развитию. В частности, согласно докла­ду, в Беларуси в 2006 г. насчитывалось порядка 3,39 млн. пользователей. В первую «тройку» стран по числу Интернет-пользователей вошли США - около 200 млн., Китай - 111 млн. и Япония - 85,29 млн. человек. В России число пользователей «всемирной паутины» в 2006 г. составляло 21,8 млн. человек, увеличившись за год на 17,8 %. По этому показателю Россия находится на 11-м месте в мире: Украина заняла 12-е место (4,5 млн.) [17, с.156].

 

Точное количество ЭМ в Республике Беларусь за 7 лет существования рынка не подсчитано: по од­ним оценкам, их порядка 400, по другим, - от 700 до 1500. По предварительным расчетам, годовой обо­рот Интернет-торговли в Беларуси составляет по­рядка 50 млн. долл. Постепенно улучшается информационное наполнение (контент) белорусского сегмента сети Интернет, повышаются качество, объем и актуальность представленной информации. В Байнете представлено около 20 тысяч Интернет-сайтов, причем ежедневно открываются новые. Крупнейшие белорусские предприятия и организа­ции - Белтелерадиокомпания, BelSwissBank и Velcom, Минский завод безалкогольных напитков, «Криница», «Фрост», «Онега», Гродненская табачная фабрика «Неман», «Полесье», «МАЗ-МАН», «Мин-Газ», «Мир фитнеса», «Лодэ», «Яровит», «Юкола» и тысячи других организаций из совершенно различ­ных областей деятельности - обратили свои марке­тинговые усилия в сторону Интернет.

 

Выросло число информационных и новостных сайтов самого разного профиля, постоянно появляются новые Интернет-сервисы. Посещаемость белорусских сайтов растет в 2-4 и более раз ежегодно; при этом объем продаж Интернет-рекламы в Беларуси ежегод­но увеличивается примерно вдвое. В Интернет-рек­ламе наметились тенденции к «кастомизации» и интерактивности, т.е. «подстройке» под посетителя и усилению обратной связи с ним [17, с.157].

 

Интернет-магазины используют различные проверенные инструменты продвижения товаров в Сети, при этом безусловной является необходимость интегрировать свою витрину в другие онлайн-магазины, а также в такие агрегаторы, как Shop.by, onliner.by и др. Они отличаются высокой посещаемостью в том числе потому, что пользователь имеет возможность сравнить цены на товары, не уходя с сайта [3, с.72].

 

Для развития электронной коммерции в респуб­лике созданы определенные предпосылки: разрабо­тана законодательная база, интенсивно развивается необходимая технологическая основа. Тем не ме­нее, существует ряд нерешенных проблем, препят­ствующих надлежащей работе организаций в данной сфере деятельности. Как следствие, пред­приятия, занимающиеся электронной коммерцией, функционируют в условиях низкой прибыли либо ее отсутствия с целью удержания на рынке, заня­тия торговой ниши, приобретения необходимого опыта. Чаще всего электронная коммерция исполь­зуется как дополнительный источник дохода в торговой организации с налаженной системой поставок и сбыта, существующей информационно-техниче­ской инфраструктурой. Руководители организаций вынуждены работать в этой области, опираясь на собственный опыт, субъективные представления о перспективах развития, последовательности реше­ния задач и др.

 

Согласно оценке электронной готовности рес­публики, проведенной Национальной академией наук Беларуси, республика занимает только 61-е место по индексу сетевой готовности среди 76 стран, 64-е место - в области электронной ком­мерции: В2С - 28, В2В - 32, B2G - 75-е место. Развитие платежных систем - 67-е, коммерческих сайтов - 62-е место. Распространение бизнеса че­рез Интернет среди населения - 70-е место.

 

Первоначальные исследования, проведенные в области развития ЭК на предприятиях Беларуси, показали, что недостаточная эффективность данного вида бизнеса вынуждает руководителей от­казаться от его продолжения и ведет к негативным последствиям - безвозвратной потере средств, рас­пространению отрицательного отношения к ЭК как среди поставщиков, так и среди потребителей ее товаров, работ, услуг. В этих условиях экономи­ческая эффективность не является объективным показателем состояния ЭК, так как не учитывает оценку потребителей, являющуюся ключевым кри­терием уровня ее развития.

 

В ЭК именно потребитель предоставляемых товаров, работ, услуг определяет направление и эффективность развития хозяйствующего субъекта, так как высокая конкуренция дает возможность выжить предприятиям, не просто ориентирующим­ся на рыночную среду, но досконально изучающим потребности каждой группы потенциальных поку­пателей и ставящим данные потребности во главу угла своей стратегии развития. Поэтому выявление проблем, связанных с их обслуживанием, качеством сервиса потребителей, является важной составля­ющей эффективной работы торговой организации [17, с.157].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы и предложения:

 

1. Формирование социально  ориентированной рыночной экономики  в Российской Федерации основной  своей целью ставит повышение  уровня качества жизни населения. Немаловажное значение в ее  достижении принадлежит торговой  сфере. В определение понятия «торговой сферы муниципальных структур» необходимо рассматривать такие категории как торговая сеть (система взаимосвязанных торговых предприятий), торговая инфраструктура (специализированный транспорт, хранилища, информационные, рекламные, сервисные центры, тарное хозяйство и т.п.) и потребители. Сущность ее деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Основными функциями торговой сферой при этом являются:

 

функция количественного выравнивания (между спросом и предложением);

 

преодоление расстояний;

 

хранение;

 

регулирование производства;

 

консультирование и информация.

 

При формировании системы муниципального управления торговой сферой необходимо учитывать, во-первых, специфику отрасли как посредника в товародвижении, основные закономерности ее хозяйственного механизма и управления им; во-вторых, принципы местного самоуправления и муниципального менеджмента, и, естественно, особенности переходного периода развития российской экономики.

 

2. Состояние и основные  тенденции развития потребительского  рынка указывает на существенные  проблемы в их организации  и управлении.

 

Происходящие экономические преобразования наиболее контрастно проявились именно в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продажи товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен. На товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения муниципальных структур оказали негативное влияние на организацию товароснабжения местного населения. Данная ситуация, очевидно, нуждается в исправлении и регулировании именно на муниципальном уровне.

 

3. Одной из мер, позволяющих  смягчить негативное влияние  кризисного состояния российской  экономики на организацию товароснабжения  населения муниципальных структур, является кооперация торговых  предприятий. При этом под кооперацией понимается сотрудничество нескольких самостоятельных (с правовой и хозяйственной точек зрения) предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности и более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе.

 

Основными сферами кооперации, очевидно, могут стать следующие:

 

закупочная кооперация;

 

кооперация в сфере складского и транспортного хозяйства;

 

сбытовая кооперация;

 

управленческая кооперация и др.

 

Развитие интеграции, кооперации и самоорганизации торговых предприятий нуждается в развитии и поощрении со стороны местных органов власти.

 

4. В условиях становления  рыночных отношений программному  методу регулирования экономики  принадлежит важное место. Он  предполагает разработку и реализацию  системы комплексных мер целевого  назначения как эффективного  способа направленного воздействия  органов местного самоуправления  на процессы экономического и  социального развития и формирования  местных, региональных и межрегиональных  пропорций и связей. Программный  метод выступает в качестве  основного механизма реализации  политики развития потребительского  рынка муниципальных структур  и, в частности, их торговой сферы.

 

Программные мероприятия по регулированию потребительского рынка должны быть направлены на оздоровление финансового положения местных предприятий, и, следовательно, стабилизацию доходной части бюджетов, без наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем муниципальной структуры. Так, с учетом ситуационных характеристик конкретной территории, программные мероприятия в данном направлении могут включать:

 

осуществление мер протекционизма по отношению к местным товаропроизводителям;

 

создание нормальной конкурентной среды, защита от недобросовестной конкуренции, борьба с теневым оборотом;

 

регулирование цен на основные продукты питания;

 

реализацию мер государственной поддержки предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих социально значимые функции на муниципальном уровне;

Информация о работе Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений