Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития 5 торговли
1.1 Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования 6
1.2 Закон «О торговле», его содержание и назначение для развития 16
торговли
2. Анализ основных направлений развития торговли на примере 20
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.1 Экономико-организационные характеристики предприятия 21
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.2 Анализ условий деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 24
на современном этапе
3.Пути совершенствования деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 27
Заключение 30
Список источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

•    электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);

• торговля на рынке и иные формы, не запрещенные законодательством.

            В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась  устойчивая тенденция увеличения  числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.

             Переход к рынку обусловил  кардинальные изменения во всех  сферах экономики, в том числе  и в торговле. В торговле, наиболее  приспосабливающейся к рыночным  процессам, произошла широкая демонополизация, глубокая структурная перестройка, возникла конкурентная среда. По  мере углубления рыночных отношений  роль торговли возрастает. Усиливается  влияние торговли и на эффективность  общественного производства благодаря  улучшению ее экономических показателей, что способствует улучшению показателей  деятельности в других отраслях  экономики и повышению уровня  жизни населения.

            Во-первых, в стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Только после того как созданный продукт пройдет сферу обращения и поступит в потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального производства и т.д.

           Всякая задержка в реализации  товаров населению замедляет  процесс воспроизводства, что в конечном счете снижает его эффективность. Замедление оборачиваемости и возрастание товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только приводит к омертвлению вложенных в товар средств, но и вызывает дополнительные затраты на обеспечение сохранности товаров. Эти средства отвлекаются из общественного оборота и не могут быть использованы для дальнейшего расширения производства. Таким образом, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства.

          Во-вторых, в торговле сосредоточены  значительные материальные, трудовые  и денежные ресурсы, постоянно  увеличивается численность работников  и основных фондов отрасли.

          Затраты, связанные с реализацией  произведенного общественного продукта, прямо отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходуется на эти цели, тем меньше часть чистого дохода общества, направляемая на развитие производства (рис. 2.1).

          В-третьих, торговля как составная  часть единого хозяйственного  комплекса страны участвует в  создании валового внутреннего  продукта и национального дохода, а также в их реализации. Следовательно, влияет на эффективность общественного  производства.

          В-четвертых, торговля воздействует  на эффективность общественного  воспроизводства, способствуя созданию  условий для воспроизводства  рабочей силы. Каждая отрасль  действует бесперебойно, только  если бесперебойно поступают  предметы потребления для работников  этой отрасли.

           4/5 всех материальных благ население  получает через торговлю. Через  организованную торговлю (кроме  рынков) население покупает 58% непродовольственных  товаров и 67% продовольственных.

            Естественно, обеспечение населения  предметами потребления в первую  очередь зависит от производства. Однако в решении вопросов  объема продаж товаров, их ассортимента, видов, фасонов ведущую роль играет торговля.

            Таким образом, торговля оказывает  все возрастающее влияние на  повышение эффективности общественного  производства. Это в совокупности  с изменением главных факторов  экономического роста в экономике  в целом и необходимостью перевода  экономики на интенсивный путь  развития требует существенного  повышения эффективности данной  отрасли.

            Основные тенденции развития  торговли характеризуются следующим.

1. Увеличивается доля  частной формы собственности  в количестве торговых объектов  и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес  потребительской кооперации в  товарообороте. Более трети всего  розничного товарооборота составляет  реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках  индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется  на основании данных обследования  домашних хозяйств.

2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.

3. Наблюдается рост общего  объема розничного товарооборота  и розничного товарооборота на  душу населения в сопоставимых  ценах.

4. Опережающими темпами  растет розничный товарооборот  по сравнению с ростом располагаемых  денежных доходов населения. Например, в 2003 г. розничный товарооборот на  душу населения составлял 1474,8 тыс.р. Он вырос по сравнению с 1995 г. в 3,4 ра­за. За этот же период реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2,369 раза, в том числе заработная плата в 2,45 раза. Это свидетельствует об увеличении охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и об увеличении вклада торговли и общественного питания в удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления.

5. Сохраняется тенденция  снижения удельного веса непродовольственных  товаров в розничном товарообороте.

6. Изменяется распределение  розничного товарооборота между  городом и селом за счет  возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного  веса сельского населения в  численности на­селения республики. В Республике Беларусь за последние  годы наблюдается устойчивая  тенденция снижения удельного  веса сельского населения.

          В настоящее время в торговой  отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:

•      ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения;

•      совершенствования типизации, специализации торговой сети;

•      открытия дополнительных мини-магазинов;

•      реализации программы «Холод»;

•      развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;

•      восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;

•      формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.

Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2015 г.:

• развитие:

- розничного товарооборота  и потребления важнейших продовольственных  и непродовольственных товаров  народного потребления, расширение  их ассортимента и повышение  качества;

-    инфраструктуры  и совершенствование розничной  торговли и общественного питания;

-    инфраструктуры  и совершенствование оптовой  торговли, складского хозяйства  и систем товародвижения;

- науки, технической и  технологической политики;

•    реформирование собственности и совершенствование управления;

•    совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;

•    государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;

•    развитие кооперативной торговли.

           Развитие инфраструктуры розничной  торговли в свою очередь предусматривает  следующее:

• универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;

•    развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

•    создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;

•    формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;

•    создание сети дисконтных магазинов;

•    выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

•    формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

            Развитие инфраструктуры и совершенствование  оптовой торговли предполагает:

•    развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

•    создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);

•    развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;

•    типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

•    дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы [9, с.11].

              Основные задачи, поставленные перед  работниками торговли: наращивание  объемов товарооборота, улучшение  культуры обслуживания населения, повышение доходности работы  торговых предприятий. Эти задачи  неотделимы одна от другой. Их  конечная цель — наиболее полное  удовлетворение покупательского спроса потребителей. В развитии внутренней торговли проявляются как положительные, так и отрицательные тенденции.

           Положительные проявления тенденций:

- торговля является основным  источником поступления денежных  средств в государственный бюджет;

- быстро сформировалась  богатая конкурентная среда;

- ликвидирован дефицит  потребительских товаров, рынок  отличается высокой насыщенностью;

- система распределения  полностью заменена отношениями  свободной купли продажи.

          Негативные проявления тенденций:

- значительный объем теневого  оборота;

- происходит неоправданный  рост цен реализации из-за роста  звенности товародвижения;

- очень сложная система  контроля качества товаров и  сертификации товаров;

- диспропорции в развитии  отдельных звеньев торговых систем;

- невысокий уровень концентрации  капитала, что приводит к функционированию  мелких и средний организаций;

- дезорганизация информационной  системы, что приводит к усилению  рыночной неопределенности.

         Вышеназванные тенденции обозначили  стратегическую цель развития  внутренней торговли.

          Основная стратегическая цель  внутренней торговли: разработка  адекватного рыночной экономике  организационно-правового механизма  доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие  внутреннего рынка в целом.

         Из этой стратегии вытекают  следующие задачи:

- обеспечение для абсолютного  большинства населения доступности  потребительского рынка в цивилизованных  формах его организации;

- обеспечение прав граждан  на безопасность и качество  товара;

- формирование развитой  системы товародвижения, создающей  благоприятные условия для отечественных  товаропроизводителей, способствующей  оптимизации на рынке соотношений  отечественных и импортных товаров;

- финансовый контроль  над товарооборотом, на основе  существующего ограничения для  теневого оборота;

- восстановление оптимального  соотношения магазинных и внемагазинных  форм продажи товаров;

- укрепление нормативно-правовой  базы развития торговли;

- восстановление единой  информационной системы внутренней  торговли.

          Средствами решения вышеназванных  задач должны стать:

Информация о работе Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений