Персонал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и вещественных факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда - человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 1.
Рабочая сила, труд и его производительность………………………………… 3.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами………………………….. 16.
Понятие заработной платы……………………………………………………… 22.
Основные теории мотивации труда………………………………………......... 30.
Человеческий фактор в условиях НТП………………………………………… 41.
Заключение………………………………………………………………….. …...51.
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.69 Кб (Скачать файл)

К мотиваторам Герцберг отнес:

  • Достижения
  • Признание успеха
  • Интерес к работе как к таковой
  • Ответственность
  • Продвижение по службе
  • Возможность профессионального роста.

К факторам контекста Герцберг отнес:

  • Способ управления
  • Политику администрации
  • Условия труда
  • Межличностные отношения на рабочем месте
  • Заработную плату
  • Неуверенность в стабильности
  • Влияние работы на личную жизнь.

Проводя эксперименты и разного  рода мероприятия, Герцберг совместно с другими экспертами выработали 15 критериев мотивирующей организации труда:

  1. Любые действия должны быть осмысленными.
  2. Большинство людей испытывает радость от работы.
  3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен.
  4. Каждый стремиться выразить себя в труде.
  5. Практически каждый имеет свою собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию.
  6. Людям нравиться ощущать свою значимость.
  7. Каждый человек стремиться к успеху.
  8. Успех без признания приводит к разочарованию.
  9. По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость.
  10. Сотрудникам не нравиться, чтобы решения об изменениях в работе и на рабочих местах, даже если эти решения позитивны, принимались без их ведома, не учитывая их знания и опыт.
  11. Каждому требуется информация о качестве собственного труда.
  12. Для всех людей контроль со стороны неприятен.
  13. Большинство людей в процессе работы стремятся приобрести новые знания.
  14. Сотрудники резко реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают работой.
  15. Позволяет ли работа быть самому себе шефом?

 

Теории  процесса мотивации

Существует целый ряд  теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации  и как можно осуществлять мотивирование  людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая  концепция мотиваций сводится к  следующим положениям.

Теория  ожидания Врумена

Согласно теории ожидания Врумена – работник прикладывает усилия для достижения цели которые приведут к удовлетворению его потребностей и имеют по его представлению наивысшую вероятность успеха.

Теория ожидания подчеркивает важность взаимосвязи:

затраты труда  – результаты – вознаграждение за труд

Исходя из всего этого, следует, что между работником и  руководителем должен существовать негласный сговор. Работник должен иметь такие потребности, которые  могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предлагаемых вознаграждений. С другой стороны руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить потребности работника.

Теория  постановки целей 

Данная теория исходит  из того, что поведение человека определяется теми целями, которые  он ставит перед собой, так как  именно ради достижения цели он осуществляет определенные действия.

Теория постановки целей  утверждает, что уровень исполнения работы непосредственно или опосредованно  зависит от четырех характеристик  целей:

  • Сложность
  • Специфичность
  • Приземлённость
  • Приверженность

Эти четыре характеристики цели влияют как собственно на цель, так и на те усилия, которые человек готов затрачивать, что бы достичь поставленной перед ним цели.

Теория  равенства

Данная теория предполагает, что в основе трудового поведения  человека лежит стремление к справедливой оценке его усилий со стороны работодателя. Человек сравнивает собственные  результаты и достижения коллег по работе, отношение к себе со стороны  руководителя и к коллегам.

Основателем теории является Стейси Адамс, который на основе исследований проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал положение этой теории.

 

Исходя, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек  осуществляет определенные действия в  соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних  по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать  процесс мотивации. В то же время  на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют  тому, как различные виды потребностей оказывают влияние на поведение  человека. Широко признанными концепциями  этой группы являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.   

 

Человеческий  фактор в условиях НТП.

Человеческий фактор –  это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств  и возможностей человека, которые  проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и  орудиями труда и которые оказывают  существенное влияние на эффективность  общественного труда.

 Речь идет, прежде всего,  о потребностях и способностях  человека, мотивах его поведения,  интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и  эмоциях, воле и характере,  сознании и самосознании, формировании  социальных установок и ценностной  ориентации и т.д. Это комплекс  свойств человека и социальной  среды, в которой реализуется  его деятельность.

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный  процесс открытия и использования  новых знаний и достижений в хозяйственной  жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств  и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом  НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные  знания.

В своем развитии НТП прошел несколько этапов.

Первый этап – первая промышленная революция конца XVIII –  начала XIX века. Переход к машинному  производству на научной основе.

Второй этап – вторая промышленная революция конца XIX –  начала XX века. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение  энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход  к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.

Третий этап – третья промышленная революция середины XX века, переросшая в научно-техническую  революцию (НТР). НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки  в ведущий фактор производства, непосредственную производительную силу.

В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа промышленной революции.

Его основные черты:

  • преобразование технологии производства на основе электроники;
  • регулирование в возрастающих масштабах биологических процессов и систем;
  • комплексная автоматизация производства;
  • новые виды энергетики;
  • технология изготовления новых материалов и др.

На всех этапах развития НТП осуществлялся в следующих  формах: эволюционной, революционной и комбинированной.

Обобщающее выражение  влияния НТП на процесс воспроизводства  – это изменение соотношения  между экстенсивным и интенсивным  ростом в пользу последнего.

 Главный результат  НТП – это повышение экономической  эффективности, которая формируется  и материализуется в производстве.

Научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания  нововведений.

 Инновационный цикл  состоит из ряда стадий: фундаментальные  и поисковые исследования; прикладные  исследования; технико-экономические  разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.

Каждая стадия характеризуется  специфическим объемом задач, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем подготовки и  квалификации участников, набором определенных средств и предметов труда, материальными  и финансовыми ресурсами, различными организационными формами объединения  исполнителей и управления их деятельностью. Специфика стадий определяет характер, структуру целей и задач прогнозирования  и выбор методов их решения.

Фундаментальные и поисковые  исследования направлены на открытие неизвестных ранее законов природы, общества и человеческого мышления, предполагают выявление, изучение и  систематизацию объективных явлений  и закономерностей развития естественно-научных и общественных процессов.

Прикладные исследования включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности  и путей практического использования  результатов фундаментальных и  поисковых исследований в конкретной области (отрасли).

Технико-экономические разработки предусматривают выбор наиболее перспективных конструкторских, технологических, проектных и экономических разработок, позволяющих обеспечить создание новых  или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления, существенно влияющих на рост производительности труда, сокращение расхода материалов на единицу продукции, рациональное использование природных ресурсов.

Опытное производство включает изготовление первых образцов изделий  или их оригинальных узлов с целью  испытания их качества и соответствия техническому заданию.

Подготовка производства включает выбор и обоснование  наиболее важных объектов реконструкции  и строительства предприятий  производственной и непроизводственной сферы, распределение трудовых и  материальных ресурсов, обеспечение  инвестиций, определение путей наиболее быстрого сооружения новых предприятий  и реконструкции действующих.

Серийное производство предполагает внедрение новой техники, технологий, материалов, существенно увеличивающих  производительность труда во всех отраслях экономики, повышение эффективности  производства за счет экономии материалов, энергии, лучшей организации труда, использования основных фондов, повышения  качества выпускаемой продукции.

На стадии эксплуатации новая  техника поступает в производственное или личное потребление. После морального и физического устаревания изделия  снимаются с серийного производства и эксплуатации, тем самым завершается  жизненный цикл нововведения. Современные условия НТП существенно сокращают не только время цикла “исследование – разработки”, но и время всего жизненного цикла нововведения. Вместе  с тем ограничение материальных, финансовых, сырьевых ресурсов выдвигает задачу увеличения сроков эксплуатации, созданных средств производства.

Анализ задач, решаемых на стадиях инновационного цикла, выявил их большое разнообразие. Они отличаются не только целями, но и характером показателей  результатов деятельности. Из анализа  задач можно установить, что формализация, структуризация и возможность математического  моделирования соответствующих  процессов возрастают от первой к  последней стадии. В том же направлении повышается определенность принятия решения по внедрению разрабатываемого нововведения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что при выборе методов прогнозирования важным моментом является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение статистических и формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса следует применять статистические или другие формализованные методы.

Информация о работе Персонал предприятия