Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:38, курсовая работа
Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и вещественных факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда - человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда.
Введение……………………………………………………………………………. 1.
Рабочая сила, труд и его производительность………………………………… 3.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами………………………….. 16.
Понятие заработной платы……………………………………………………… 22.
Основные теории мотивации труда………………………………………......... 30.
Человеческий фактор в условиях НТП………………………………………… 41.
Заключение………………………………………………………………….. …...51.
Список использованной литературы………………………
К мотиваторам Герцберг отнес:
К факторам контекста Герцберг отнес:
Проводя эксперименты и разного рода мероприятия, Герцберг совместно с другими экспертами выработали 15 критериев мотивирующей организации труда:
Теории процесса мотивации
Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотиваций сводится к следующим положениям.
Теория ожидания Врумена
Согласно теории ожидания Врумена – работник прикладывает усилия для достижения цели которые приведут к удовлетворению его потребностей и имеют по его представлению наивысшую вероятность успеха.
Теория ожидания подчеркивает важность взаимосвязи:
затраты труда – результаты – вознаграждение за труд
Исходя из всего этого, следует, что между работником и руководителем должен существовать негласный сговор. Работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предлагаемых вознаграждений. С другой стороны руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить потребности работника.
Теория постановки целей
Данная теория исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения цели он осуществляет определенные действия.
Теория постановки целей
утверждает, что уровень исполнения
работы непосредственно или
Эти четыре характеристики цели влияют как собственно на цель, так и на те усилия, которые человек готов затрачивать, что бы достичь поставленной перед ним цели.
Теория равенства
Данная теория предполагает, что в основе трудового поведения человека лежит стремление к справедливой оценке его усилий со стороны работодателя. Человек сравнивает собственные результаты и достижения коллег по работе, отношение к себе со стороны руководителя и к коллегам.
Основателем теории является Стейси Адамс, который на основе исследований проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал положение этой теории.
Исходя, из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что человек
осуществляет определенные действия в
соответствии с давлением на него
совокупности внутренних и внешних
по отношению к нему сил. Совокупность
этих сил, называемая мотивацией, вызывает
у людей далеко не одинаковую реакцию.
Поэтому невозможно однозначно описать
процесс мотивации. В то же время
на основе эмпирических исследований
было разработано несколько
Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные виды потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Человеческий фактор в условиях НТП.
Человеческий фактор –
это система физиологических, психологических,
социально-психологических
Речь идет, прежде всего,
о потребностях и способностях
человека, мотивах его поведения,
интересах и творческих
Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Непосредственным результатом
НТП являются инновации или нововведения.
Это изменения техники и
В своем развитии НТП прошел несколько этапов.
Первый этап – первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX века. Переход к машинному производству на научной основе.
Второй этап – вторая промышленная революция конца XIX – начала XX века. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.
Третий этап – третья промышленная революция середины XX века, переросшая в научно-техническую революцию (НТР). НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, непосредственную производительную силу.
В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа промышленной революции.
Его основные черты:
На всех этапах развития НТП осуществлялся в следующих формах: эволюционной, революционной и комбинированной.
Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего.
Главный результат
НТП – это повышение
Научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений.
Инновационный цикл состоит из ряда стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.
Каждая стадия характеризуется
специфическим объемом задач, особым
подходом к их решению, определенным
составом и уровнем подготовки и
квалификации участников, набором определенных
средств и предметов труда, материальными
и финансовыми ресурсами, различными
организационными формами объединения
исполнителей и управления их деятельностью.
Специфика стадий определяет характер,
структуру целей и задач
Фундаментальные и поисковые
исследования направлены на открытие
неизвестных ранее законов
Прикладные исследования
включают изучение технической возможности,
социально-экономической
Технико-экономические
Опытное производство включает изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию.
Подготовка производства включает выбор и обоснование наиболее важных объектов реконструкции и строительства предприятий производственной и непроизводственной сферы, распределение трудовых и материальных ресурсов, обеспечение инвестиций, определение путей наиболее быстрого сооружения новых предприятий и реконструкции действующих.
Серийное производство предполагает внедрение новой техники, технологий, материалов, существенно увеличивающих производительность труда во всех отраслях экономики, повышение эффективности производства за счет экономии материалов, энергии, лучшей организации труда, использования основных фондов, повышения качества выпускаемой продукции.
На стадии эксплуатации новая
техника поступает в
Анализ задач, решаемых на стадиях инновационного цикла, выявил их большое разнообразие. Они отличаются не только целями, но и характером показателей результатов деятельности. Из анализа задач можно установить, что формализация, структуризация и возможность математического моделирования соответствующих процессов возрастают от первой к последней стадии. В том же направлении повышается определенность принятия решения по внедрению разрабатываемого нововведения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что при выборе методов прогнозирования важным моментом является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение статистических и формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса следует применять статистические или другие формализованные методы.