Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка
Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.
- учитывает специфику
сезонных колебаний (особенно
характерных для сферы услуг)
и обеспечивает меры по
- формирует условия
Каждая из этих функций
реализуется в плановых заданиях.
Поэтому обоснованные планы, их четкость,
системность, конкретность и реалистичность
служат залогом эффективных
4. Методы планирования деятельности предприятий и их характеристика.
Метод планирования - это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.
Основные методы планирования на предприятиях:
1. Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объемов использования ресурсов с источниками их поступления(баланс доходов и расходов, баланс инвестиций).
Баланс - это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.
2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (налоги) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, численности работников и др.). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли, и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).
3. Метод экстраполяции (обоснование показателей "от достигнутого") предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе.
4. Метод технико-экономических расчетов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утвержденного (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определенную стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведется расчет условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал).
5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учетом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем. С помощью программно-целевого метода (комплексных целевых программ как результата использования этого метода) можно решать наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными средствами планирования и управления.
6. Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары; изменения цен на сырье, услуги сторонних организаций, при прогнозировании конкурентной ситуации на рынке и т. д. При этом целесообразно в прогнозах и планах показатели, определяемые этим методом, представлять в предельных величинах ("от и до"). Этот метод используется в основном в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании и планировании.
Планирование этим методом
осуществляется на основе суждения эксперта
(группы экспертов) относительно поставленной
задачи. Экспертом выступает
Так называемый метод «мозгового штурма» Форсайта.
5. Оценка конкурентоспособности предприятий: методы, показатели.
Конкурентоспособность предприятия - это комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятию стабильное получение прибыли не ниже среднеотраслевого уровня независимо от изменений внешних условий деятельности предприятия.
Планирование
- оценка конкурентоспособности
предприятия, его продукции и
услуг (с использованием
- выделение управляемых
показателей
- расчет ресурсов и
затрат, необходимых для реализации
намеченных мероприятий, их
- разработка плана повышения
конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности в системе разработки плана носит аналитический характер. Поэтому оценку необходимо осуществлять несколькими методами для получения наиболее развернутой и полной информации о положении предприятия на рынке.
Наиболее распространенными
системами оценки
Вторым способом оценки конкурентоспособности предприятия является балльная оценка конкурентных позиций по наиболее важным факторам (показателям).
Для удобства все показатели,
характеризующие
I группа - показатели, характеризующие конкурентные позиции внутреннего потенциала предприятия и его деятельности:
1) квалификация управленческого персонала;
2) квалификация
3) автоматизация и
4) инновационность технологических и управленческих процессов;
5) функциональность производимой
продукции и услуг и их
II группа - показатели, характеризующие привлекательность предприятия для потребителей, партнеров по бизнесу:
1) местоположение предприятия;
2) номенклатура предоставляемых покупателю услуг (основных и дополнительных);
3) торговая марка;
4) ценовая политика предприятия;
5) маркетинговая стратегия, система продвижения товара и условия сбыта;
6) реклама и ее действенность;
7) имидж (репутация) предприятия.
Значимость данных показателей
для различных отраслей, предприятий
и сфер деятельности различна. Кроме
того, это наиболее общие показатели,
которые целесообразно
Эти показатели конкурентных позиций оцениваются по 10- или 5-балльной системе и сравниваются по этим же позициям с конкурентами. Конкурентов выделяют по следующим признакам: один и тот же уровень (классность) производства; обслуживают одну и ту же рыночную нишу и находятся в территориальной близости, позволяющей потенциальному потребителю осуществлять реальный выбор между конкурентами по приобретению того или иного товара или услуги.
Третий способ оценки конкурентоспособности предприятия осуществляется по группе показателей, к которым относятся:
1) финансовое положение предприятия;
2) наличие передовой технологии в производстве, реализации товаров и услуг, а также в управлении предприятием;
3) обеспеченность
4) способность к продуктовому и ценовому маневру;
5) наличие сбытовой сети;
6) уровень технического
обеспечения процессов
7) платежеспособность и
ликвидность по основным
По этим факторам также
можно провести оценку по 10-балльной
системе. В отличие от предыдущего
способа при оценке по этим факторам
возможны трудности с получением
информации, так как здесь в
основном делается упор на внутреннее
состояние предприятия и
В основе четвертого способа оценки конкурентоспособности отечественных предприятий по сравнению с иностранными лежит использование методики французских экономистов А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе, которые считают, что предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
2) качество, выражающее соответствие
продукта высокому уровню
3) цена товара (услуги);
4) обеспеченность финансами, как собственными, так и заемными;
5) организация коммерческой деятельности с точки зрения методов и средств реализации товаров и услуг;
6) комплексность обслуживания,
обеспечивающая предприятию
7) выход на внешний рынок, позволяющий учитывать предприятию мировые тенденции;
8) предпродажная подготовка,
которая свидетельствует о
6. Система планов
предприятий, их классификация.
Система планов - это:
Система планов представляет собой совокупность различных видов планов, увязанных между собой по временному горизонту планирования, ресурсам, технологическим, финансовым потокам, направленности на достижение цели функционирования предприятия.
Классификационный признак |
Вид плана |
По времени |
- стратегические (формирующие идеологию развития предприятия на 5 и более лет;) - долгосрочные (обосновывающие вероятностные параметры развития на 3-5 лет (конкретизируют цель развития предприятия, определяют наиболее благоприятные условия, методы и направления развития)) - среднесрочные (описывающие перспективы развития и характеризующиеся укрупненными количественными показателями функционирования предприятия на 1-3года (эти планы дают характеристику условиям устойчивого и поступательного развития предприятия);) - краткосрочные (описывают развитие объекта планирования по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок до 1 года (конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству; обеспечивают управленческие действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей)) - оперативные (разукрупняют текущие планы по видам деятельности, структурным подразделениям на срок от 10 дней до 1 года (планы-графики выполнения запланированных работ, привязка системы мотивации и стимулирования труда работников к обеспечению выполнения плановых заданий; описание плановых действий подразделений по достижению плановых показателей)) |
По объектам хозяйствования |
- государственные - внутрифирменные |
По степени определения параметров |
- детерминированные (с четко определенными параметрами) - вероятностные (когда показатели определяются в интервале "от и до" и описывают условия достижения этих параметров с учетом внешней среды и внутреннего потенциала ) |
По признаку временной ориентации |
- реактивные, закрепляющие достижения прошлого - инактивные, инертные по планируемым действиям - преактивные (предусматривающие существенные изменения в деятельности на основе использования современных технологий, техники, организации (инновационный тип развития)) |
По директивности |
- директивные, обязательные для выполнения - индикативные, рекомендательные - избирательные (избирательные, предусматривающие директивные плановые задания или только для наиболее проблемных в данный период времени сторон деятельности объекта планирования, или только для наиболее перспективных (наукоемких, инновационных) видов деятельности) |
По конкретной установке |
- целевые (решающие наиболее важную стратегическую задачу, имеющие приоритетность в обеспечении ресурсами, особенно финансовыми) - общехозяйственные - социально-ориентированные |
По масштабности |
- общегосударственные (включающие федеральный бюджет, федеральные целевые программы, федеральные инвестиционные проекты и т. д.) - региональные (включающие региональные бюджеты, целевые региональные программы по наиболее приоритетным направлениям развития региона, региональные инвестиционные проекты и т. д.) - корпоративные - внутрифирменные - индивидуальные (по самосовершенствованию, повышению профессиональных знаний и умений, адаптивности личных интересов к задачам, решаемым коллективом;) |
По видам деятельности |
- по выполняемым функциям внутри предприятия (планы по реализации, по маркетингу, по труду и заработной плате и т. д.) - инновационные и инвестиционные планы |