Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie_otvety_k_ekzamenu.docx

— 257.40 Кб (Скачать файл)

Каждому простому риску по вероятности  его возникновения и влияния  на результаты финансово-хозяйственной  деятельности присваивается весовой  коэффициент (Кв), который равен

коэффициенту вероятности наступления  события (риска) - Кр, умноженному на уровень изменения результатов хозяйственно-финансовой деятельности (Ус):

Этот коэффициент необходимо использовать для корректировки плана и  определения устойчивости предприятия  к возникновению рисковых ситуаций.

22. Порог рентабельности, запас финансовой прочности: методы  расчета и использования в  планировании.

Расчет точки самоокупаемости и запаса финансовой прочности. Точка самоокупаемости (порог рентабельности, точка безубыточности) - это такой объем продаж (выручки, валовых доходов), который обеспечивает безубыточную работу предприятия, но не приносит прибыли (в этой точке прибыль равна 0).

Цель расчета этого показателя - аналитическо-информационная, т. е. определение  минимально допустимого объема реализации продукции и услуг, обеспечивающего  безубыточную работу предприятия.

Формула расчета точки самоокупаемости  для предприятий сферы услуг  имеет следующий вид:

При этом уровень условно-переменных затрат может определяться:

или

В зависимости от того, что стоит  в знаменателе при определении  уровня условно-переменных затрат, этот же показатель будет определять экономическое  содержание точки самоокупаемости (сумма выручки или валовых  доходов). Этот расчет дает общее представление  относительно того, какой объем реализации требуется для того, чтобы предприятие  окупало себя.

Для предприятий, где возможно измерить прямые переменные затраты на единицу  продукции (услуг) при выпуске и  реализации нескольких их видов (в пределах 10), расчет точки самоокупаемости  имеет следующий вид:

где Ц- цена единицы i-й продукции или услуги;

Перi - переменные затраты (прямые) на единицу i-й продукции или услуги;

K- доля выручки от реализации каждого вида продукции или услуги в общем объеме реализации;

Т- точка самоокупаемости (критическое число единиц продажи продукции (услуг), обеспечивающее безубыточную работу предприятия).

Например, эта формула приемлема  для расчета минимально допустимой заполняемости номерного фонда  в гостиницах (расчет ведется по категорийности и цене номеров, и при расчете точки безубыточности определяется необходимое число продаваемых номеров, обеспечивающих по сложившейся структуре безубыточную работу предприятия). Эта формула актуальна и для производственных предприятий выпускающих ограниченный ассортимент продукции.

При расчете точки самоокупаемости  принимаются следующие положения:

- деление на условно-постоянные  и условно-переменные затраты  осуществляется исходя из их  долей, сложившихся в текущем  периоде, а также изменения  условно-постоянных расходов в  плановом периоде;

- условно-постоянные затраты определяются  в сумме в плановом периоде  с учетом уровня инфляции, а  также договорных отношений на  содержание материально-технической  базы предприятия (аренда, коммунальные  услуги и т. д.);

- уровень условно-переменных затрат  можно фиксировать как сложившийся  в текущем периоде и экстраполировать  его на плановый период.

Рассчитанный таким образом  минимально допустимый объем реализации продукции и услуг в точке  безубыточности сравнивается с планом реализации (плановой выручкой или  валовыми доходами), и определяется запас финансовой прочности (%):

Полученный процент (Зфп) означает: на сколько процентов можно снизить плановый (фактический) объем реализации

продукции и услуг, оставаясь в  зоне прибыльности, т. е. предприятие  в этой зоне работает без убытков. Поэтому, чем выше рассчитанный процент, тем устойчивее предприятие и  меньше зависит от негативных изменений  рыночной ситуации.

23. План по реализации  продукции и услуг, его обоснование  с учетом емкости рынка, методов  продвижения и рентабельности  продаж.

План объёма реализации товаров  и услуг, исходной базой которого служат прогнозные расчеты. План разрабатывается  на 1-2 года, т е на срок меньше чем  прогнозы. За основу плана принимаются  наиболее вероятный вариант прогноза, хотя не исключаются и другие варианты. Порядок расчета плана объёма реализации включает:

- уточнение емкости рынка  и доли предприятия на этом  рынке

- анализ конкурентных  позиций и разработку мер по  повышению конкурентоспособности  предприятия, его продукции и  услуг в плановом периоде

- обоснование маркетинговой  стратегии и мер по стимулированию  сбыта

- определение ассортимента  реализуемой продукции с учетом  спроса, потребительских предпочтений, возможностей предприятия по  диверсификации ассортимента

- обоснование ценовой  политики (скидок, наценок)

- разработку производственной  программы предприятия с учетом  возможного объёма и ассортимента  реализации продукции при ограничениях  по вместимости предприятия, его  потенциала, повышение коэффициента  использования мощностей, оптимизации  режима работы предприятия и  др факторов

- обоснование цен реализации  продукции и определение возможного  объема реализации с учетом  предоставляемых скидок и мер  по стимулированию продаж

- сравнение расчетных  величин с прогнозными вариантами  и уточнение плана реализации  продуктов или услуг в целом  и по основным видам 

План по реализации продукции  и услуг определяется в целом  по сумме на плановый период, затем  этот план разукрупняется в ассортиментном разрезе: по сумме и по объему реализации с учетом отпускных цен реализации. Такое разукрупнение и детализация  производится для обоснования необходимого объема производства товаров и услуг, которые могут быть проданы на рынке плановой цене.

 

24. Логика и  порядок разработки комплексных  целевых программ. Типовые формы  программ.

Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой  директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных  и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере  сферы услуг):

1. Оценка существующего  состояния сферы услуг и ее  развития на перспективу с  учетом сложившихся в настоящем  и прошлом темпов и пропорций  (прогноз показателей на основе  экстраполяции).

2. Разработка модели идеального  состояния сферы услуг (по отраслям  и сферам деятельности) с точки  зрения оптимального удовлетворения  потребностей в ее продукции  и услугах и обеспечения ее конкурентоспособности с учетом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).

3. Сопоставление идеального  и возможного развития сферы  услуг по ее отраслям (видам  экономической деятельности) и определение  разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение  наиболее важных с точки зрения  достижения запланированных целей.  Описание наиболее важных проблем  под программную разработку (для  обоснования проблем можно использовать  данные стратегического плана,  а их описание осуществляется  в рамках разработки программы).

4. Определение цели, задач  и наиболее важных мероприятий,  решающих поставленную программную  проблему. На этом этапе используются  методы построения "дерева целей", теории "графов", которые позволяют  разукрупнить цель до комплекса  мероприятий, обеспечивая единую  целевую направленность всех  заданий и мероприятий.

5. Формирование концепции  решения проблемы, разработка вариантов  развития объекта программно-целевого  планирования, обоснование необходимых  экономических и структурных  преобразований в развитии сферы  услуг при условии обеспечения  максимального приближения ее  развития к общественно-необходимым  потребностям (идеальному состоянию).

6. Определение необходимых  ресурсов для реализации программы  в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей  ресурсной базы на предмет  возможности реализации программных  мероприятий на базе имеющихся  ресурсов.

7. Взаимная увязка потребностей  и возможностей ресурсного обеспечения  программ и определение оптимального  ресурсного потенциала для эффективного  и запланированного развития  сферы услуг в рамках реализации  программы.

8. Разработка макета программы  и обоснование конкретных мероприятий,  заданий, сроков их осуществления,  необходимых ресурсов и их  номенклатуры для реализации  программных заданий. 

9. Сопоставление возможных  и необходимых ресурсов по  номенклатуре и объему (материальных, финансовых, трудовых), по количеству  и качеству; формирование условий  по оптимальному и первоочередному  обеспечению программы необходимыми  ресурсами. Расчет эффективности  программы (социальный, экономический,  экологический и т. д.).

10. Уточнение программы  и приведение ее в соответствие  с утвержденным макетом. Согласование  программных заданий с исполнителями,  уточнение и разукрупнение основных  показателей. Составление графика  выполнения работ.

11. Утверждение программы  как директивного документа и  организация доведения заданий  программы до исполнителей. Определение  системы отчетности.

12. Организация реализации  программы (создание координационных  советов и т. д.). Контроль за  ходом реализации (определение форм  контроля и их периодичности,  определение ответственности за  выполнение показателей программы).

 

25. Содержание  и значение плана себестоимости  продукции и услуг и порядок  его разработки.

Планирование предполагает определение общих затрат с выделением расходов, включаемых в себестоимость  в целях налогообложения, производственную себестоимость, полную себестоимость, в том числе на единицу продукции (услуги); издержек производства и обращения  по сумме и по уровню. Определение  и оптимизацию затрат (издержек) целесообразно осуществлять по статьям  расходов, по номенклатуре в соответствии или с НК РФ, или с положением о бухгалтерском учете, или самостоятельно определяемой номенклатуре по расширенному перечню статей.

В научной и учебной  литературе расчеты по планированию охватывают обоснование: себестоимости, издержек, оптимизацию общих затрат и их управление. Вышеперечисленные  экономические категории, хотя в  определенной мере и отражают траты  ресурсов, но имеют и разное содержательное наполнение. Поэтому для адекватного  восприятия логики рассмотрения тех  или иных категорий и соответственно обоснования показателей плана  приведены их отличительные особенности.

Отличие категорий "затраты", "издержки", "себестоимость" заключается в  следующем:

- затраты связаны с тратой (расходами)  ресурсов независимо от источника  их финансирования (собственные  или заемные, из прибыли или  включены в себестоимость). Они  представляют собой стоимостную  оценку ресурсов, используемых в  процессе производства продукции  и услуг;

- издержки производства и обращения  связаны, во-первых, не только  с фактической, но и с рыночной  оценкой расходов ресурсов с  позиции наиболее эффективного  их использования, во-вторых, касаются  только тех ресурсов, которые  находятся в собственности (распоряжении) предприятия. Издержки предприятий  сферы услуг (торговли, общественного  питания, туризма и других) меньше  затрат и полной себестоимости  на величину стоимости сырья.  Издержки производства и обращения  предприятий измеряются в сумме  и по уровню (по отношению к  выручке в %);

- себестоимость продукции и  услуг - это денежное выражение  затрат на производство и реализацию  продукции и услуг. Различают  полную себестоимость, включающую  все виды затрат в их полном  объеме (прямые, косвенные, накладные), производственную (прямые и косвенные)  и себестоимость в целях налогообложения  (часть затрат не включается  в последнюю из-за превышения  предельного размера расходов  в соответствии с НК РФ, а  также если эти расходы выплачиваются  из прибыли). Кроме того, рассчитывают  себестоимость в целом по предприятию,  по отдельным видам и направлениям  деятельности и на единицу  продукции (услуги). Расчет себестоимости  на единицу продукции (услуги) позволяет проводить расчеты  рентабельности продаж отдельных  видов продукции (услуги) и при  необходимости исключать из реализации  нерентабельные виды.

Себестоимость и издержки относятся  к категории управляемых показателей  и напрямую влияют на величину прибыли, которая является расчетным показателем. Абсолютные и относительные показатели затрат, себестоимости, издержек показывают уровень и эффективность использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию продукции и услуг, качество работы всех сотрудников и системы управления. В соответствии с этим очень важно  не только определить возможные затраты  в плановом периоде, но и предусмотреть  меры по их оптимизации. Оптимизация  затрат - это не столько их сокращение, а прежде всего формирование условий  экономической целесообразности (выгодности) затрат, когда каждый затраченный  рубль приносит прибыль не ниже сложившегося уровня рентабельности.

Информация о работе Планирование на предприятии