Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie_otvety_k_ekzamenu.docx

— 257.40 Кб (Скачать файл)

Принципами финансового планирования с точки зрения их оптимизации  и обеспечения реальности планов являются:

- принцип финансового соотношения  сроков - использование и получение  финансовых средств должно совпадать  по срокам;

- комплексности - предполагает  разработку системы финансовых  планов в определенной последовательности, взаимоувязке, согласованности;

- платежеспособности - обеспечение  ликвидности и платежеспособности  предприятия на любом отрезке  времени;

- рентабельности - предполагает привлечение  заемных средств только в том  случае, если увеличивается рентабельность  собственного капитала;

- сбалансированности рисков, предполагающий  финансирование наиболее рисковых  вложений производить за счет  собственных средств;

- приспособления к потребностям  рынка - предопределяет учет конъюнктуры  рынка, в том числе инвестиционного,  при выборе источников ресурсного  обеспечения, включая учет зависимости  от предоставленных кредитов;

- предельной рентабельности, обеспечивающий  оптимизацию объема капитала, в  том числе заемного, структуру  капитала и т. д.;

- оптимизации налоговых выплат  за счет рационального выбора  вида деятельности, учетной политики, порядка отнесения затрат на  себестоимость.

30. Контроль выполнения  плановых заданий, его значение, функции,  организация и оценка  эффективности. 

31. Баланс доходов  и расходов предприятий – его  место в финансовом планировании.

Баланс доходов и расходов - это  план финансовых результатов, в котором  на основе сопоставления сумм доходов  и расходов определяется сумма прибыли, а в последующем рассчитывается рентабельность.

План доходов и расходов необходим  для следующих целей:

- сопоставления изменения доходов  и расходов по периодам времени  и по структурным подразделениям;

- определения и контроля рентабельности  бизнеса;

- установления лимитов условно-постоянных  затрат по отдельным структурным  подразделениям или видам бизнеса;

- установления нормативов условно-переменных  или других расходов (например, материальных) и контроля за их соблюдением  по структурным подразделениям  и видам бизнеса;

- определения покрытия затрат  и выявления узких мест в  формировании доходов.

При составлении баланса доходов  и расходов учитываются:

- план объема деятельности, включая  план реализации и план валовых  доходов;

- план затрат и себестоимости,  включая прямые затраты (сырье,  материалы и другие) и накладные  (условно-постоянные);

- план по налоговым выплатам  с учетом налогового режима, системы  налогообложения;

- мероприятия по оптимизации  доходов и затрат.

При планировании доходов и расходов целесообразно брать во внимание не только общий оборот (выручку) по реализации товаров и услуг, но и  чистый оборот (нетто-продажи, т. е. выручка  минус сырье по ценам покупки), а именно - валовые доходы. Это  необходимо, во-первых, для сопоставимости доходов и расходов вне зависимости  от затрат и цен на сырье, во-вторых, для определения затратности (издержкоемкости) продукции и услуг по времени или по видам деятельности (оценка экономической целесообразности тех или иных проектов, мероприятий).

При составлении баланса доходов  и расходов и обоснования прибыли, рентабельности необходимо предварительно:

- составить план по текущим  затратам и издержкам с распределением  их на прямые и накладные;

- обосновать план по объему  реализации и валовым доходам;

- определить объем резерва по  расчетам с бюджетом от объема  реализации;

- выделить критические затраты  и установить по ним лимиты (целевые показатели).

Форма плана доходов и расходов может быть различной: в виде баланса  или другом виде, но при этом необходимо учитывать принятый в налогообложении  порядок расчета прибыли.

32. Стратегическое  планирование на предприятиях: сущность, методы обоснования, место в  системе планов.

Стратегическое планирование формирует  план на долгосрочную перспективу (свыше 3-5 лет в зависимости от стабильности и неопределенности внешней среды) и определяет стратегию развития предприятия как базовую основу стабильного и устойчивого долгосрочного  функционирования компании. В соответствии с этим в стратегическом планировании выявляются и учитываются экономические  закономерности по взаимодействию множества  внутренних и внешних экономических  процессов, факторов и явлений.

Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление  следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной перспективы,  основных идеалов, целей и задач  развития предприятия;

2) создание условий надежного  и стабильного долговременного  развития предприятия;

3) формирование предпосылок эффективной  деятельности предприятия на  основе реализации стратегии  через комплекс текущих и среднесрочных  планов.

В соответствии с этим в процессе стратегического планирования осуществляется обоснование:

- перспективной цели развития  предприятия, ее уточнение с  учетом изменения условий его  деятельности;

- стратегии развития предприятия,  в которой формулируется концепция  и основные направления развития;

- плана долгосрочного (стратегического)  развития предприятия.

Стратегический план выявляет задачи, которые в соответствии с концепцией необходимо решить для достижения целей  на каждом этапе развития предприятия. В нем указывают основные параметры  развития, укрупненные количественные и качественные показатели. Стратегический план совмещает два аспекта планирования - целевой и ресурсный, т. е. увязывает  цели с возможностями их достижения, что предполагает внутреннюю согласованность  его показателей и разделов. Поскольку  на каждом этапе развития предприятия  ресурсы могут быть ограничены, в  стратегическом плане не только предусматривается  достижение целей с их помощью, но и разрабатываются методы для  расширения видов и увеличения объемов  этих ресурсов.

Стратегическое планирование позволяет  превратить долговременное, стабильное и конкурентное развитие деятельности любого предприятия в управляемый  процесс целенаправленного движения от исходного состояния дел (если оно не удовлетворяет руководство) к намеченной цели. Траектории такого движения могут быть различными, каждой из них соответствует определенный вариант развития, и выбор наиболее эффективного варианта - одна из задач  стратегического планирования.

В основе разработки любого плана  лежит определение исходного  и конечного состояний, на которых  и сосредоточено внимание в процессе составления плана.

В стратегическом планировании при  определении конечного состояния  предприятия в долгосрочной перспективе  применяется два подхода: планирование от достигнутого уровня в соответствии со сложившимися закономерностями и  тенденциями развития предприятия и планирование от конечных целей. В первом случае предполагается, что сложившиеся темпы роста и механизм управления деятельностью предприятия существенно не изменяются в течение планируемого периода.

При этом учитываются ресурсные  возможности, их расширение и качественное совершенствование в пределах сложившихся  темпов и пропорций. Важной задачей, решаемой при данном подходе, является достижение соответствующих параметров сбалансированности между ресурсами (материальными, финансовыми и трудовыми) и объемами деятельности предприятия. Методологически этот подход состоит  в том, что исходя из ожидаемых  ресурсов оптимизируются темпы роста  объема реализации и производства товаров  и услуг, а также пропорции  развития подразделений предприятия. Эти процедуры завершаются разработкой  мероприятий по повышению эффективности  использования ресурсной базы. Подход, учитывающий ресурсные возможности, необходимо рассматривать в комплексе  с целевым подходом.

Планирование от конечных целей  предполагает:

- уточнение цели и задач деятельности  предприятия с учетом прогнозных  показателей, относящихся к внутренней  и внешней среде;

- обоснование желаемого (идеального) состояния предприятия в долгосрочной  перспективе с учетом внешних  условий его функционирования;

- анализ основных условий и  особенностей внутренней среды,  анализ этапов и закономерностей  развития деятельности предприятия  в перспективе по достижении  желаемого уровня, оценку возникающих  при этом проблем, уточнение  степени обеспеченности необходимыми  материальными и трудовыми ресурсами  целевого варианта развития предприятия;

- уточнение и взаимоувязку показателей стратегического плана предприятия с учетом ресурсных ограничений, возможного изменения поведения конкурентов, а также изменения предпочтений потребителей товаров и услуг (по видам деятельности предприятия).

33. Бюджетирование  на предприятиях сферы услуг:  назначение, методы обоснования  бюджетов по структурным подразделениям.

Внутрифирменное бюджетирование можно  рассматривать в широком (как  методология) и узком (как процесс) смысле этого понятия.

Бюджетирование как методология  включает принципы, логику, методы обоснования  бюджетов в системе управления предприятием по структурным подразделениям, видам  деятельности с последовательной их ориентацией на получение высоких  конечные результатов (при этом оценка вида деятельности или подразделения  осуществляется по вкладу в достижение общих целей, прибыльности).

Как управленческая технология бюджетирование обеспечивает повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на основе планирования, учета  в системе бюджетов комплекса  оптимальных показателей будущего развития предприятия, его структур и видов бизнеса. Бюджетирование как процесс включает этапы и  процедуры разработки, исполнения, контроля и анализа системы бюджетов, позволяя сопоставить затраты и  полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в  целом, по видам деятельности и структурным  подразделениям.

Цель бюджетирования - это повышение  эффективности (прибыльности) работы предприятия  за счет детального и адресного планированиям  контроля доходов и расходов, получаемых от тех или иных видов деятельности на всех уровнях управления (при  условии формирования и поддержания  финансовой устойчивости предприятия  на всех этапах его развития).

Бюджетирование как подсистема финансового планирования - это процесс  разработки финансовых планов и смет по структурным подразделениям предприятий  и по основным видам деятельности.

С помощью бюджетирования решается комплекс задач, основными из которых  являются:

- планирование и принятие управленческих  решений на основе оценки и  сопоставления конечных финансовых  результатов по видам бизнеса  и в целом по предприятию;

- оценка финансовой состоятельности  предприятия и его структурных  единиц как в настоящем, так  и в будущем;

- укрепление финансовой дисциплины  и подчинение интересов отдельных  структурных подразделений интересам  предприятия;

- обеспечение роста эффективности  использования ресурсного потенциала, находящегося в распоряжении  предприятия или его отдельных  структурных единиц, повышение ответственности  руководителей различного уровня  за рациональное использование  ресурсов;

- оптимизация структуры вложения  капитала (инвестиционных ресурсов);

- оценка экономической целесообразности  осуществления того или иного  вида бизнеса не только в  настоящем, но и в будущем,  что позволяет своевременно реструктурировать  бизнес.

В процессе разработки системы бюджетов на предприятии выполняются следующие  виды работ:

- прогнозирование финансовых результатов  и установление целевых показателей  финансовой эффективности и рентабельности  для отдельных структурных единиц, по видам бизнеса, а также  в целом по предприятию;

- установление лимитов наиболее  важных расходов (особенно это  важно по подразделениям - центрам  затрат);

- обоснование экономической целесообразности  того или иного бизнеса, вида  деятельности;

- установление границ финансирования  различных видов бизнеса по  источникам с учетом правил  соотношения предельных доходов  и предельных затрат;

- обеспечение постоянного контроля (мониторинга) за финансовым состоянием  предприятия за счет оперативного  обеспечения информацией руководителя  об эффективности предпринимаемых  решений в структурных подразделениях;

Информация о работе Планирование на предприятии