Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:57, дипломная работа
Цель дипломной работы, повышение эффективности мероприятий по охране лесного фонда на примере Территориального Управления Иркутской области по Илимскому Лесничеству.
Исходя из целей, поставленных в дипломной работе, были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
1. Произвести оценку современного состояния лесного хозяйства России и Иркутской области.
2. Изучить организационную характеристику ТУ АЛХ Илимского лесничества и провести анализ его деятельности.
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия в сфере охраны лесного фонда.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ 8
1.1. Проблемы охраны лесов России от пожаров 12
1.1.1. Основные причины пожарной катастрофы 12
1.1.2. Финансирование борьбы с лесными пожарами 13
1.1.3. Средства получения оперативной информации о лесных пожарах 16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ. 19
2.1. Характеристика Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству 19
2.1.2. Анализ состояния лесного фонда и его динамика 25
2.1.3 Анализ поступления и расходования денежных средств из бюджета субъекта по Илимскому лесничеству 29
2.2. Общая характеристика АУ «Илимский лесхоз» 32
2.2.1. Анализ обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами 37
2.2.2.Анализ выполнения основных видов лесохозяйственных работ 38
2.2.3. Анализ систем, средств предупреждения лесных пожаров 40
2.2.4. Анализ по обеспечению охраны лесов от пожаров и защите леса43
2.2.5. Анализ лесных пожаров на территории ТУ «Илимского лесничества» 44
2.2.6. Анализ процесса подготовки к пожароопасному сезону 48
2.2.7. Анализ себестоимости продукции 51
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛЕЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 56
3.1. Обоснование и оценка эффективности предлагаемых мероприятий 56
3.2. Показатели эффективности до и после внедрения мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ СТРУКТУРА АГЕНСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 75
Ситуация по обеспечению воспроизводства лесов посевным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов работающих на питомниках.
Недопустимо низкой остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 1 % от общей площади их создания. В ряде районов Иркутской области, где сосредоточены значительные площади не покрытых лесной растительностью земель, имеет место дефицит районированных семян.
Устранение перечисленных проблем возможно только на основе системного подхода, требующего разработки комплекса мероприятий, взаимоувязанных по финансовым, материальным и организационным ресурсам, реализуемых на основе программно-целевого метода планирования бюджетных расходов.
На основании выше изложенного Министерством лесного комплекса Иркутской области, агентство лесного хозяйства Иркутской области разработало программу развития и поддержки на 2012-2016 годы. Данная программа предполагает организацию проведения мероприятий по поддержке и развитию лесного хозяйства Иркутской области. Программа отражает цель, повышение эффективности использования лесов с учетом их сохранения и восстановления.
Достижение цели возможно при решении следующего ряда задач:
- обеспечение пожарной
- обеспечение устойчивого
- своевременное воспроизводство
хозяйственно ценных древесных
пород в лесах, на землях лесного
фонда (осуществление лесовосстановле
Для решения первой задачи необходимо провести ряд мероприятий, а именно:
- подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров, работников авиапожарной службы, обучение специалистов тактике и технике тушения лесных пожаров, предупреждение возникновения лесных пожаров, лесопожарная пропаганда (изготовление, прокат видеороликов на противопожарную тематику;
- проведение анализа природно-климатических условий горимости лесов, выполнение проектирования мероприятий по предупреждению лесных пожаров;
Для решения второй задачи необходимо:
- увеличение мониторингов по
лесопатологическому
- проведение мероприятий по
определению лесных кварталов, лесотаксационных
выделов, а также объемов подлежащих
заготовке древесины в
Для решения задачи три важно:
- произвести естественное восстановление лесов на площадях 9,8 тыс. га;
- осуществить искусственного восстановления леса на площади 4,04 тыс. га.
При этом осуществление естественного восстановления лесов проектируется за счет проведения мер содействия естественному возобновлению леса.
Экономический эффект от реализации программы обусловлен долгосрочной перспективой, так как использование лесов для промышленной заготовки древесины возможно через 80 - 90 лет.
Иркутская область, как и многие другие, страдает от недостаточного финансирования в пожароопасный период, на эти нужды в рамках реализации программы планируется выделить из Федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники Иркутской области планируется выделение средств в сумме 599 033,1 тыс. руб., в том числе 2012 год – 299 516,6 тыс. руб., 2013 год – 299 516,5 тыс. руб., что позволит:
- укрепить материально-
- уменьшить среднюю площадь
одного пожара с 58,6 до 51,0 га в
результате проведенных
Отсутствие реальной государственной лесной охраны, способной противостоять массовым нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, а также своевременно выявлять пожары.
Разрушение в результате реформ последнего десятилетия экономически жизнеспособных лесохозяйственных предприятий, способных мобилизовать значительное количество профессионалов на борьбу с лесными пожарами.
Отсутствие единой системы борьбы с природными пожарами на землях разных категорий, разной ведомственной принадлежности и находящихся в разных формах собственности.
Большое количество бесхозных лесов с неясным правовым статусом, которые вообще никто не охраняет от пожаров и лесонарушений, особенно в густонаселенных регионах Европейской России.
Отсутствие прямого запрета на выжигание сухой травы, стерни, соломы и тростника, и отсутствие системы борьбы с выжиганием сухой растительности на природных территориях.
Отсутствие централизованной системы охраны лесов от пожаров и возможности быстрой переброски средств и квалифицированных работников в наиболее горящие регионы.
Безответственность чиновников, искажающих информацию о ситуации с пожарами на природных территориях и о готовности к тушению пожаров.
Чрезмерная реклама МЧС, убеждающая наивных людей, что «в случае пожара МЧС всех спасет», ведущая к самоуспокоению и отсутствию должных мер по защите себя от пожаров.
Большие площади осушенных и брошенных торфяников, за пожарной безопасностью на которых практически никто не следит.
Чрезвычайная засуха, охватившая регионы центра и юга Европейской России и Урала.
Первые девять причин в полной мере связаны с деятельностью человека, и лишь одна, последняя - с влиянием сил природы, человеку неподконтрольных.
Главная проблема: введение нового лесного законодательства разрушило систему самофинансирования лесного хозяйства (обеспечивавшего, в числе прочего, охрану лесов от пожаров), не предоставив взамен равноценного финансирования из федерального бюджета.
Фактическое разрушение системы самофинансирования лесного хозяйства произошло в начале 2008 года в результате неправильного разделения функций и полномочий бывших лесхозов, а также введения системы размещения государственных заказов на выполнение лесохозяйственных работ на краткосрочной (ежегодной) основе.
Тем самым подавляющее большинство лесохозяйственных организаций, созданных на основе старых лесхозов, было автоматически поставлено на грань банкротства. Основной источник финансирования борьбы с лесными пожарами - собственные средства лесхозов, получаемые от ведения хозяйственной деятельности - был практически полностью ликвидирован.
В результате этих действий количество людей, занятых в государственных органах управления лесами и лесохозяйственных организациях (т.е. квалифицированных работников, которые при необходимости могли быть быстро мобилизованы на борьбу с лесными пожарами) за четыре года сократилось примерно в 3-4 раза.
Количество должностных лиц, хотя бы формально выполняющих полномочия, связанные с государственным лесным надзором, контролем и охраной леса, сократилось за 2005-2010 года более чем в шесть раз.
Рисунок 1. Динамика финансирования лесного хозяйства в 2007-2011 гг.
Реальный уровень финансирования организаций, на которые возложена охрана лесов от пожаров, в 2011 году будет ниже, чем в 2007 году, в 4-9 раз (в зависимости от того, учитывать или не учитывать субсидии на приобретение новой противопожарной техники).
Наличие у работников леса времени для охраны лесов от пожаров.
Главная проблема: руководители и специалисты лесного хозяйства вынуждены тратить почти все время на поддержание отраслевого бумагооборота, участие во всевозможных совещаниях, обслуживание комиссий и проверок.
Результаты опросов 2010 и 2011 года - сколько времени руководителей и специалистов лесного хозяйства уходит на «бумагописание» (подготовку разнообразных планов, отчетов, справок, отписок для вышестоящих организаций и разнообразных проверяющих). 3/4 рабочего времени руководителей и специалистов уходит на «бумагописание», причем у руководителей и специалистов высшего звена эта доля еще больше. С течением времени ситуация ухудшается - документооборот растет, проверок становится больше.
Наличие у работников леса ресурсов для охраны лесов от пожаров.
Главная проблема: существующий уровень оплаты труда и материально-технического обеспечения работников леса не позволяет им эффективно заниматься охраной лесов, в том числе от пожаров.
Результаты опроса - чем достаточно обеспечены лесничие и помощники лесничих в нашем регионе (приводятся лишь некоторые примеры; в процентах указывается доля обеспеченных):
61,4 % - авторучками, бумагой и прочими офисными расходными материалами;
20,1 % - средствами современной мобильной связи, соответствующими условиям лесничества;
18,8 % - форменной одеждой, свидетельствующей о принадлежности к государственной службе;
16,6 % - ГСМ в количестве, достаточном для регулярного инспектирования лесов;
10,7 % - достойной зарплатой, позволяющей жить не в бедности и содержать семью;
10,3 % - техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров на ранних стадиях;
9,1 % - грамотным руководством со стороны вышестоящих органов и организаций;
6,3 % - грамотной юридической помощью и защитой со стороны вышестоящих органов;
5,3 % - страхованием от несчастных случаев и другими социальными гарантиями;
5,3 % - грядущей сменой - молодым поколением, на которое не страшно оставить свое дело;
3,8 % - служебным жильем, пригодным для постоянного проживания;
3,8 % - пониманием смысла и целей действий государства в области лесного хозяйства;
1,6 % - служебным оружием и условиями для его законного хранения и использования.
В 2005 году Федеральным агентством лесного хозяйства и Институтом космических исследований РАН была создана Информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз. За период с 2005 по 2009 года. на ее модернизацию и эксплуатацию было потрачено 382 миллиона руб.
С августа 2010 года Рослесхоз перестал публиковать оперативные данные о ситуации с пожарами на территории Российской Федерации. Фактически система ИСДМ-Рослесхоз превратилась во внутренний инструмент лесной службы, бесполезный для общества.
1 апреля 2011 года, в условный день начала пожароопасного сезона в лесах, было объявлено о том, что система ИСДМ-Рослесхоз не будет работать «до специального решения Рослесхоза».
Есть как минимум две бесплатных и общедоступных информационных системы (FIRMS и SFMS), предоставляющих ту же информацию в менее удобном для лесного хозяйства формате, но возникает вопрос - где «полезный остаток» от 0,4 млрд. руб.?
Скорее всего, погодные условия лета 2012 года будут потворствовать
распространению лесных пожаров. «Анализ климатических данных и прогностических разработок НИУ РОСГИДРОМЕТА, выполненный в Гидрометцентре России, позволяет с вероятностью 69-72 % сделать вывод о том, что в большинстве районов страны в апреле-сентябре 2012 года ожидается температурный режим, близкий к средним многолетним значениям и превышающий их».
Июнь 2012 г
Июль 2012 г
Рисунок 2. Вероятностный прогноз температуры и осадков в России
на вегетационный период (апрель - сентябрь) 2012 г.
Действие всех причин (кроме погодных), вызвавших пожарную катастрофу в лесах в 2010 году, к началу пожароопасного сезона 2011 года сохранилось или усилилось. Время для устранения или существенного смягчения большинства из них безнадежно упущено. Развитие пожарной обстановки в лесах в 2012 году будет определяться преимущественно погодными факторами, а не действиями органов государственной власти.
2. Принятые по итогам пожарной катастрофы 2011 года меры не только не улучшили ситуацию с охраной лесов от пожаров, но по некоторым параметрам даже существенно ухудшили ее (в первую очередь за счет увеличения объемов планово-отчетной деятельности, количества проверок и комиссий, и соответствующего сокращения той части рабочего времени руководителей и специалистов, которая может быть потрачена на организацию борьбы с лесными пожарами).
Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия в сфере охраны лесного фонда