Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка предложений для повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;
– провести анализ и оценку эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»;
– изучить зарубежный и отечественный опыт совершенствования СМК.
– определить пути повышения СМК на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА………
6
1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества…………..
6
1.2 Принципы эффективности управления качеством…………………..
12
1.3 Показатели оценки эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………..

17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО НПО «МОСТОВИК»…………………………………………………


28
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия………………….
28
2.2 Система управления качеством на предприятии…………………….
34
2.3 Оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………………………..

34
ВЫВОД ……………………………………………………………………..
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА………

6

1.1 Сущность и содержание системы  менеджмента качества…………..

6

1.2 Принципы эффективности управления качеством…………………..

12

1.3 Показатели оценки эффективности  и результативности системы менеджмента  качества……………………………………………………..

 

17

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА ООО НПО «МОСТОВИК»…………………………………………………

 

 

28

2.1 Общая характеристика деятельности  предприятия………………….

28

2.2 Система управления качеством на предприятии…………………….

34

2.3 Оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………………………..

 

34

ВЫВОД ……………………………………………………………………..

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная  конкурентная борьба, как на национальных, так и на мировых рынках обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и  в практике возникла необходимость  выработки объективных показателей  для оценки способностей фирм производить  продукцию с необходимыми качественными  характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.

Однако со временем для поддержания  своего конкурентного статуса организациям уже было недостаточно доказательств  того, что организованный ими процесс  производства продукции способен обеспечить оговоренный уровень качества. Этому  способствовало дальнейшее ужесточение  конкуренции, направление развития которой во многом было предопределено новой методологией управления качеством  продукции и услуг.

Современный этап развития методологии  качества охватывает не только проблемы качества продукции и услуг, но и  качество самого управления, которое  непосредственно отвечает за процесс  формирования соответствующего уровня качества продукции.

Следствием этого являются получившие широкое распространение системы  менеджмента качества (СМК), которые, как правило, становятся управляющей  подсистемой любого производства, охватывая  все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты МС ИСО серии 9000 имеют статус формализованной  концентрации методологии Всеобщего  управления качества (TQM). Развитие МС ИСО  серии 9000 происходит довольно динамично. Благодаря этому методологическая терминология TQM обогащается категориями, применение и исследование которых  ранее практически не осуществлялось в рамках данной методологии. Одной  из таких категорий является эффективность и результативность СМК. В последней версии МС ИСО серии 9000, на которых строится большинство сертифицированных СМК в мире, одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества является измерение эффективности и результативности действующей СМК. Поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости.

Целью работы является разработка предложений  для повышения эффективности  и результативности СМК ООО НПО  «Мостовик».

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;

– провести анализ и оценку эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»;

– изучить зарубежный и отечественный опыт совершенствования СМК.

– определить пути повышения СМК  на предприятии.

Объектом исследования работы является СМК ООО НПО «Мостовик»

Предметом исследования – комплексный  анализ и оценка эффективности и  результативности СМК на примере  ООО НПО «Мостовик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества

 

СМК – это система, созданная  на предприятии для постоянного  формирования политики и целей в  области качества, а так же для  достижения этих целей с целью  постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых  услуг.

СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия .

СМК является частью системы менеджмента  организации, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с  целями в области качества. Цели в области качества дополняют  другие цели организации, связанные  с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда  и безопасностью. Различные части  системы менеджмента организации  могут интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующие общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких, как ИСО 9001, ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно.

Системы менеджмента качества содействуют  организациям в повышении удовлетворенности  потребителей и становятся социальной необходимостью.

Системный подход к менеджменту  качества побуждает организации  анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для  потребителей. СМК может быть основой  постоянного увеличения вероятности  повышения удовлетворенности, как  потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой  организации потребителям в ее способности  поставлять продукцию, полностью соответствующую  потребительским требованиям.

Обоснование необходимости систем менеджмента качества преимущественно  сосредоточено в выявлении общественной потребности, потребности и ожиданий заинтересованных сторон.

СМК как система состоит из следующих  элементов: организация, процессы, документы  и ресурсы.

По определению ИСО, организация  – это группа сотрудников и  необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а так же персонал, отвечающий за качество.

Процесс – совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов  деятельности, преобразующие «входы»  и «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правили, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).

Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны – это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.

Документ – информация (значимые данные), размещенная на соответствующем  носителе. С документами системы  качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы  предприятия, например «Положения о  подразделениях» и «Должностные инструкции».

К основным документам СМК относятся:

– приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании  системы качества», «О представителе  руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»);

– политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством;

– процедуры системы качества;

– руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества;

– рабочие инструкции, связанные  с качеством;

– контрольные инструкции, связанные  с качеством.

СМК повышает прозрачность предприятия  в части его организационной  структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной  с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как  обязательства, полномочия и взаимоотношения), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность  за выполнение процедур. В большинстве  процедур предусмотрено ведение  записей (отчетов), о качестве, которые  формируют ответственные лица после  выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные  и рабочие инструкции. Это так  же повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено  несколькими факторами. К ним  относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности  производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а так же улучшение отношений  с потребителями и поставщиками. Наиболее явно сертификация и эффективное  функционирование СМК влияют на конкурентоспособность  предприятия. Наличие сертификата  значительно поднимает авторитет  предприятия, его торговой марки. Это  позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция  должна стоить дороже). Наличие сертификата  увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и  тендерах. В некоторых случаях  оно даже является обязательным условием конкурса и тендера.

Один из шагов на пути улучшения  менеджмента — внедрение СМК, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Сформулированные в  них принципы менеджмента и критерии качества вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса. Нам  осталось всего лишь внедрить эти  стандарты таким образом, чтобы они эффективно работали на наших предприятиях.

СМК представляет собой модель менеджмента  многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией (рис. 1.). Предназначена она для постоянного улучшения деятельности, а следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.







 

 

 

 

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества

 

В версии стандартов ИСО серии 9000 сделан акцент на процессный подход к организации  и управлению работами, главная цель которого — избавиться от разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим  организациям. В соответствии с этим подходом для управления организацией целесообразно оперировать системой из четырех групп показателей: удовлетворенность  персонала; результативность и эффективность  внутренних бизнес-процессов; удовлетворенность  потребителей; финансовые результаты. Последние — это только «вершина айсберга», его надводная часть. Обеспечивает получение желаемых финансовых результатов только удовлетворенный персонал посредством оптимизированных процессов, направленных на удовлетворение потребителя! Выход результативных и эффективных процессов — продукция или услуга того качества, за которое организации платят ее потребители. Все перечисленные показатели взаимосвязаны (рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимосвязь сбалансированных показателей

 

Такой подход дает руководителям возможность  сконцентрировать усилия всех подразделений  организации на выработке стратегий, направленных на достижение долгосрочных результатов. При этом цели всех четырех  групп показателей взаимосвязаны  с долгосрочными финансовыми  результатами. Задачи подразделений, команд и сотрудников соответствуют  стратегическим задачам организации. Распределение ресурсов, стратегические инициативы и годовые бюджеты  подчинены стратегии, а совещания  по подведению итогов дают возможность  установить четкую обратную связь и  получить достоверную текущую информацию о ходе реализации стратегии. Для  достижения целей надо, чтобы все  работники организации действовали  как один слаженный организм. Этого  можно достичь, существенно улучшив  качество менеджмента, основанного  на уважении личности и мотивации, ориентированной  на природу человека, знания и информацию.

Таким образом, СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

И именно СМК будет объединять одинаковые процедуры для разных процессов  в единую систему управления организацией. Вот почему действительно работающая СМК выполняет в любой организации  роль интегратора (объединителя). С  другой стороны, отсюда вытекает, что  СМК — вовсе не «довесок» к  традиционной системе управления, а  просто способ создания хорошей системы  управления предприятием.

Информация о работе Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»