Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка предложений для повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;
– провести анализ и оценку эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»;
– изучить зарубежный и отечественный опыт совершенствования СМК.
– определить пути повышения СМК на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА………
6
1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества…………..
6
1.2 Принципы эффективности управления качеством…………………..
12
1.3 Показатели оценки эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………..

17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО НПО «МОСТОВИК»…………………………………………………


28
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия………………….
28
2.2 Система управления качеством на предприятии…………………….
34
2.3 Оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………………………..

34
ВЫВОД ……………………………………………………………………..
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Принципы эффективности управления качеством

 

По вопросам определения и оценки эффективности как управления качеством, так и управления производством  в целом известны различные методические подходы. При этом все они на первом этапе учитывали, в основном, только экономические последствия управленческих решений. На таком подходе базировались практически все традиционные методики. Однако, начиная примерно с 1950—1960-х гг. ученые и практики пришли к выводу о необходимости учета, помимо экономического эффекта, сначала социальных, а затем и экологических последствий. На устранение их воздействий в расчетах стали учитывать дополнительные затраты. При невозможности полностью ликвидировать последствия в расчеты закладывали затраты на их компенсацию. Именно этот подход суммирования всех затрат и компенсаций на социальные и экологические последствия был положен в модернизированные методики определения эффективности.

Попытки выразить различные виды экономической, социальной, экологической и научно-технической  эффективности в универсальных  единицах измерения (в данном случае в стоимостных) определили бесперспективность такого подхода. Это связано с игнорированием качественной противоречивости и неравнозначной приоритетности рассматриваемых сторон эффективности.

При определении эффективности  системного управления качеством следует  учитывать, в первую очередь, общечеловеческие требования, направленные на обеспечение  необходимой безопасности каждого  потребителя, всего общества, их экологического благополучия и научно-технического развития человечества. Данные стороны результатов системного управления должны стать приоритетными по сравнению с экономической эффективностью. Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социальной и научно-технической направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению [12].

Определение эффективности управления качеством должно основываться на принципах, учитывающих приоритетные общечеловеческие ценности и адаптированные к условиям рыночных отношений. В соответствии с таким подходом рассматриваемая задача может решаться на базе определенных принципов:

1. Принцип приоритетности социальных и экологических эффектов, который означает, что при оценке эффективности управления качеством необходимо учитывать в первую очередь социальные и экологические эффекты с одновременной их проверкой по критериям безопасности и экологичности.

2. Принцип комплексного подхода, определяющий необходимость учета при определении эффективности всех возможных затрат и ресурсов при системном управлении качеством, а также все возникающие результаты (последствия) создания и использования продукции и предоставляемых услуг (результатов деятельности организации) на всех стадиях их жизненного цикла и уровнях управления.

При этом необходимо учитывать все  эффекты, получаемые не только во внутренней, но и внешней среде. Таким образом, расчет эффектов в результате реализации системного управления качеством необходимо проводить относительно всей системы  организации и внешней среды. Не следует забывать о том, что  в рамках конкретной подсистемы, как  правило, выполняется только определенная технологическая операция, составляющая всего лишь часть общей работы по удовлетворению определенной потребности.

Эта потребность полностью удовлетворяется  лишь в результате совместного действия всех подсистем, т.е. в рамках всей системы  управления

качеством. Кроме того, надо иметь  в виду эффекты, получаемые за счет решений по управлению во всех элементах, а также в других взаимосвязанных  с ними системах (например, выполнения плана поставок, охраны окружающей среды и др.). Реализация принципа комплексного подхода при определении  эффективности системного управления качеством требует рассмотрения всего состава подсистем системы управления организации в целом и комплекса компонентов внешней среды.

3. Принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации, означающий снижение до возможного минимума отрицательного ее влияния на принимаемые решения по управлению качеством и результаты деятельности всей социально-экономической системы.

4. Принцип сопоставимости результатов, означающий необходимость обеспечения сравнимости достигаемых социальных, экологических и экономических эффектов за счет функционирования системы управления качеством по следующим признакам:

– социальным последствиям;

– экологическим последствиям;

– объемам удовлетворения потребностей разработчиков и изготовителей (продавцов) продукции;

– объемам и диапазонам (взаимозаменяемости) удовлетворения

потребностей потребителей продукции;

– признаваемости и авторитетности сертификатов на системы

управления качеством и продукцию;

– временному фактору, приводя разновременные эффекты к условиям их соизмеримости и ценности к определенному времени (с учетом инфляции и т.п.);

– неопределенности и рисков, связанных с достижением эффектов.

Оценка эффективности управления качеством должна производиться  сопоставлением данных с учетом принимаемых  и реализованных мер и без  них.

Принцип обязательного учета и  анализа затрат на обеспечение и управление качеством. Без реализации данного принципа практически невозможно определить экономическую эффективность управления качеством. Основные положения проведения учета и анализа затрат на качество на предприятии целесообразно регламентировать, например, в методической инструкции «Учет и анализ затрат на качество на предприятии».

Помимо указанных правил определения  эффективности следует учитывать  ряд других принципов:

– прогрессивности и максимума эффекта, т.е. при обосновании эффективности того или иного мероприятия по управлению качеством предпочтение следует отдавать тому, который позволяет получить наибольшее значение положительного эффекта;

– учет фактора времени; это обусловливает обязательность учета изменения эффектов с течением времени, стоимости разновременных результатов и затрат с предпочтением получения более быстрых результатов и поздних затрат, влияния на них инфляции и возможности использования в расчетах нескольких валют;

– учет эффектов, получаемых только от рассматриваемых мер по УК, то есть прошлые или настоящие, но не связанные с ними результаты и затраты не должны учитываться;

– многоэтапность определения эффективности управления качеством, что означает необходимость расчета (с различной глубиной) на каждой стадии разработки, внедрения и реализации мер по системному УК;

– количественный учет влияния неопределенностей и рисков реализации мер по управлению качеством.

Функционирование системы управления качеством может создать разнообразные  источники эффектов, определяющие эффективность  этой системы. Каждый из эффектов может  носить реальный или потенциальный  характер. Реальными, как правило, являются экономические виды эффектов. Остальные же виды эффектов несут, в основном, в себе только потенциальный экономический эффект.

Например, разработанное изобретение  как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после  его реализации. Или, например, повышение  степени удовлетворения физиологических  потребностей управленческих работников может сократить потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, качество воспроизводства трудовых ресурсов и т.д., что не рассчитаешь  сразу в форме экономического эффекта. Снижение выбросов вредных  компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увеличивает  продолжительность жизни человека и т.д. Этот эффект невозможно сразу  перевести в стоимостные категории (доход, прибыль и т.п.).

Таким образом, приведенные примеры  позволяют сделать следующий  вывод: экономический эффект разработки и внедрения каких-либо мер по улучшению качества и управления (по существу новшеств и инноваций) может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму, как правило, только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения мер по улучшению системы управления качеством, то любой результат можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в качество результатов предприятия).

 

1.3 Показатели оценки  эффективности и результативности  системы менеджмента качества

 

В настоящее время на многих предприятиях и организациях внедряются системы  управления качеством по стандартам ИСО серии 9000. После внедрения  системы существует заинтересованность в оценке ее результативности и эффективности. Но существует сложность этой задачи, связанная с тем, что оценку результативности и эффективности можно рассматривать  применительно к продукции или  услуге, процессу или системе в  целом, а также для всей компании или структурного подразделения, рабочего места или бизнес-процесса.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 дает следующие определения:

«Результативность (п. 3.2.14) - степень  реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность (п. 3.2.15) – соотношение  между достигнутым результатом  и использованными ресурсами».

Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008, результативность СМК необходимо: обеспечивать (п. 5.6.1), анализировать (п. 5.6.3), демонстрировать (п. 8.4), постоянно улучшать (пп. 4.1, 5.1) и постоянно повышать (пп. 5.3, 5.6.3, 6.1, 8.1, 8.4, 8.5.1). Помимо этого, п.4.2.4 требует предоставлять свидетельства результативности. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т. е. она по своей природе отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

В качестве основных аргументов в  пользу результативности и эффективности  СМK обычно высказываются следующие:

– сокращение затрат на всех стадиях  жизненного цикла продукции;

– увеличение доходов (увеличение доли рынка и соответствующего объема продаж, в том числе за счет оправданного повышения цен);

– улучшение управляемости компаний благодаря повышению обоснованности и оперативности принимаемых  решений.

Многие специалисты полагают, что  эффективность СМK следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи между внедрением СМK и финансовыми показателями деятельности компаний. Интересно отметить, что разные специалисты совершенно по-разному понимают эту проблему и соответственно выбирают способы ее решения. Традиционные «экономисты» ищут возможности определения экономической эффективности СМK в рамках логики традиционных подходов, сложившихся в тот период, когда у нас в стране действовали многочисленные типовые методики определения экономической эффективности (капитальных вложений, новой техники, АСУ, НОТ, стандартизации и т. д.). Согласно этой логике экономическая эффективность определяется двумя основными способами:

1) экономический эффект = результаты - затраты;

2) экономическая эффективность = результаты/затраты (или срок окупаемости затрат).

 

Сегодня для большинства специалистов по СМK очевидно, что эффективность и результативность для разных заинтересованных сторон - различна, что это всегда вопрос некоторого баланса их интересов и возможного компромисса. Что считать результатом и эффектом - это, прежде всего, вопрос стратегии компании. В принципе, любые показатели могут быть использованы для оценки результативности и эффективности систем управления [10].

При оценке результативности СМК следует  установить:

– степень реализации запланированной  деятельности;

– степень достижения запланированных  результатов в области качества.

Первая оценка дает представление  о степени выполнения положений  СМК организации и степени  реализации документов по планированию и осуществлению процессов жизненного цикла продукции. Анализ этой оценки производится на основе определения  степени достижения установленных  выходов процессов, а так же степени  выполнения требований стандарта ИСО 9001:2008 и характеристик процессов. Вторая оценка характеризует степень  достижения поставленных целей в  области качества на различных уровнях  организации, в том числе в  подразделениях.

Значения выходов технологических  процессов регламентируются стандартами, техническими условиями, документацией  на продукцию, контрактом. Выходы бизнес-процессов  управления регламентируются планами  качества организации подразделений, положениями о подразделениях. Характеристики технологических процессов регламентируются в технологической документации, планах качества, бизнес-процессов  управления – в планах качества подразделений, положениях о подразделениях.

В качестве характеристик процессов  могут использоваться стоимостные, технические показатели и показатели сроков.

Для повышения эффективности и  результативности деятельности предприятия  в целом и обеспечения повышения  конкурентоспособности продукции  необходимо периодически оценивать  результативность СМК.

В результате оценки уточняется процессная модель организации, налаживаются взаимоотношения  между процессами, определяются области  для улучшения и собираются объективные  данные о состоянии процессов [11].

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 направлен на применении «процессного подхода» при улучшении результативности СМК, поэтому определение результативности каждого из процессов, а затем их общей оценки из наиболее распространенных подходов.

В зависимости от специфики процесса и имеющихся данных, необходимо разработать  список показателей, которые наиболее полно могут охарактеризовать состояние  процесса.

Информация о работе Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»