Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка предложений для повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;
– провести анализ и оценку эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»;
– изучить зарубежный и отечественный опыт совершенствования СМК.
– определить пути повышения СМК на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА………
6
1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества…………..
6
1.2 Принципы эффективности управления качеством…………………..
12
1.3 Показатели оценки эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………..

17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО НПО «МОСТОВИК»…………………………………………………


28
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия………………….
28
2.2 Система управления качеством на предприятии…………………….
34
2.3 Оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества……………………………………………………………………..

34
ВЫВОД ……………………………………………………………………..
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)

Необходимо, чтобы выбранная система  показателей процессов была:

а) достаточно полной, чтобы адекватно оценивать результаты процессов и процедур;

б) стоимость ее должна быть адекватна  ценности информации;

в) достаточно наглядной и простой  для анализа и сопоставления  информации.

Необходимо также решить вопрос о целевых значениях показателей, источниками которых являются политика и цели в области качества, стратегические планы предприятия и его подразделений.

Расчетная формула для определения  текущего значения показателя должна отражать смысл понятия «результативность». Полученное значение необходимо сравнить с нормированным и целевым  значениями показателя результативности процесса и определиться, какие действия надо предпринять в отношении этого показателя.

Если текущее значение показателя результативности меньше его нормированного значения (Рm < Рн), то необходимо срочно разработать корректирующие и предупреждающие действия.

Если текущее значение показателя результативности больше нормированного значения, но меньше целевого (Рн ≤ Рm ≤ Рц), то необходимо разработать мероприятия по улучшению, а также повысить степень реализации запланированных мероприятий.

Если текущее значение показателя результативности больше его целевого значения (Рm > Рц), то необходимо установить новые нормированные и целевые значения.

После того, как все показатели данного процесса рассмотрены, необходимо рассчитать общую результативность процесса с учетом весомости ее показателей  и оценить.

Если (Рm < Рн), то процесс не результативен. Требуется анализ со стороны руководства с целью выявления причин неэффективности процесса, а также разработка действий корректирующего, предупреждающего и улучшающего характера для немедленного налаживания критической ситуации.

Если (Рн ≤ Рm ≤ Рц), то это ожидаемый уровень результативности. В целом процесс результативен, необходимо проведение мероприятий для предупреждения появления несоответствий, а также повышать степень реализации улучшений с помощью анализа текущих проблем и принятия решений по их устранению.

Если ( Рm > Рц), то это высокий уровень результативности процесса. поставленные цели и задачи практически достигнуты, необходимо проведение исследований для разработки мероприятий, направленных на улучшение процесса.

Следует рассмотреть все процессы организации и с учетом важности каждого процесса определить результативность всей СМК (Рсмк, %) (форм.1):

где, n – количество процессов организации,

Рi – результативность i-го процесса СМК,%,

Кi – коэффициент весомости i-го процесса СМК.

Коэффициенты весомости определяются экспертным методом. В роле экспертов  выступают представители высшего  руководства, руководители структурных  подразделений, главные специалисты. Эксперты оценивают важность процессов  СМК по десятибалльной шкале по мере возрастания важности и заполняют  анкету, обрабатываемую по методам  и правилам квалиметрии.

Коэффициент весомости i-го процесса определяется по следующей формуле (2):

где Аi – важности i-го процесса, измеренные экспертным методом.

Особенностью процесса является его  непосредственная связь со всеми  другими процессами предприятия. Для  него были сформулированы следующие  показатели результативности:

– привлечение квалифицированных  специалистов;

– обучение персонала;

– приобретение нового оборудования и инструмента для производственных помещений;

– состояние производственного  оборудования;

– постоянный состав персонала;

– отсутствие производственных травм;

– отсутствие больного персонала [10].

Наиболее часто при оценке результативности используют обобщенный показатель F (1):

где fi , i=1, n – частные показатели результативности СМК;

ai - коэффициенты важности частных показателей (весовые коэффициенты).

Реже используется обобщенный показатель вида (4):

Объединяет обобщенные показатели следующее:

– необходимость нормализации значений частных показателей fi , т.е.

привидения их, во-первых, к единому, чаще безразмерному, виду (без этого  невозможно значения показателей суммировать  и перемножать), а во-вторых, к  единому масштабу (диапазону), например, от 0 до 1;

– необходимость устанавливать  значения коэффициентов важности (весовых  коэффициентов) ai.

Однако о чем говорит полученное значение обобщенного показателя, например, F = 0,75? Хорошо это или плохо (а может  быть, удовлетворительно, отлично, очень  плохо или очень хорошо)? Чтобы  сделать такой вывод, необходимо провести классификацию состояний (определить группы состояний) результативности СМК (низкая, удовлетворительная, высокая  и т.д.) и критерии (правила принятия решений) отнесения реального состояния  результативности СМК к той или  иной группе, например:

F < 0,5 – низкая (неудовлетворительная);

F Є [0,5 – 0,7] – удовлетворительная(средняя);

F Є [0,7 – 0,9] – хорошая;

F > 0,9 – высокая (отличная).

Именно этот подход реализован в 90 % методик оценки результативности СМК и на первый взгляд вызывает полное доверие и одновременно подкупает своей «солидностью» из-за присутствия математической формулы, наличия некой классификации, множества умных слов [8].

Рассмотрим виды критериев удовлетворительного  состояния результативности СМК.

Одним из главных являются критерии для краткосрочных целей 1-ой группы:

– достижение всех целей;

– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям;

– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n);

– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям, а по остальным (n - m) целям – не менее 90 %;

– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n), а по остальным, в том числе конкретным, – не менее 90%;

– по каждой цели критерий установлен индивидуально.

Так же бывают критерии для краткосрочных  целей 2-ой группы:

– достижение всех целей;

– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям;

– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n);

– по каждой цели критерий установлен индивидуально.

Критерии (ежегодные) для долгосрочных целей:

– определенный процент достижения цели – индивидуально для каждой цели;

– любое приращение по каждому  показателю с установленным целевым  значением (цель);

– достижение определенного числа  целей, а по другим – не менее 90 % достижения целей;

– по каждой цели критерий установлен индивидуально.

Самые последние критерии (окончательные, т.е. для последнего года):

– для долгосрочных целей: аналогично критериям для краткосрочных  целей 1-ой группы [9].

Также оценку результативности и эффективности  СМК можно производить различными методами, наиболее распространенные следующие методы:

1. Сравнение запланированных Qi план и достигнутых Qi рез значений выходов, характеристик, целей процессов СМК. Если с ростом значения показателя (например, дохода организации) оценка СМК возрастает, может быть принята следующая шкала сравнения Qi план и Qi рез (таблица 1).

 

Таблица 1. Шкала сравнения Qi рез и Qi план

Соотношение Qi рез и

Qi план (Qi рез /Qi план)

Оценка процесса

Качественная

Количественная (баллы)

>1,0

отлично

10

0,8 – 1,0

хорошо

8

0,5 – 0,8

удовлетворительно

5

0 – 0,5

неудовлетворительно

1


 

Если с ростом значения показателя (например, доля брака продукции) оценка СМК уменьшается, должна быть принята  обратная шкала соотношения Qi рез и Qi план по сравнению со шкалой в таблице 1.3.1.

Достоинствами данного метода являются объективность, простота реализации. Однако он не пригоден для показателей, для  которых не ясно, что является предпочтительным: Qi рез > Qi план или Qi рез < Qi план. Этот метод не пригоден и для оценки показателей, которые трудно оценить количественно. Например, удовлетворенность потребителей, владельцев и т.п. Этих недостатков лишен второй метод.

2. Метод экспертной балльной  оценки.

Экспертная балльная оценка в общем  случае строится на выборе оценочных  показателей, присвоении показателям  определенных балльных значений; на разработке методики подсчета значения каждого  показателя; на составлении шкалы  оценочных баллов для каждого  показателя и подсчете итоговой бальной  оценки конкретного вида работ.

Для проставления баллов создаются  экспертные группы, а организация  всех работ, в том числе подсчет  баллов, возлагается на рабочую группу.

Оценку результативности СМК предлагается проводить по определенным выбранным  оценочным показателям нескольких уровней.

Первый уровень включает один показатель, а именно, показатель, характеризующий  итоговую оценку результативности и  эффективности СМК.

Второй уровень включает два  показателя, формирующие итоговую оценку:

– обобщенный показатель, характеризующий  степень реализации запланированной  деятельности;

– обобщенный показатель, характеризующий  степень достижения запланированных  результатов.

Третий уровень включает показатели, формирующие обобщенные показатели, то есть показатели второго уровня.

Четвертый уровень включает показатели, формирующие показатели третьего уровня (количество показателей четвертого уровня определяются самой организацией).

Учитывая обстоятельство, что оценка результативности и эффективности  СМК является не единовременным (разовым) действием, а постоянным процессом, проводимым через установленные  промежутки времени, результаты которого должны использоваться при рассмотрении состояния в организации процесса улучшения, желательно, чтобы оцениваемые показатели не менялись [7].

Оценка результативности и эффективности  СМК осуществляется на основании  анализа:

– результатов внутренних аудитов (проверок) СМК, проводимых в соответствии с требованием МС ИСО 9001:2001;

– данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений характеристик  продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции;

– данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений процессов  с целью проверки и/или подтверждения  способности процессов достигать  запланированных результатов;

– достижения результатов, установленных  целями в области качества в соответствующих  подразделениях и на соответствующих  уровнях;

– данных, полученных по обратной связи  от потребителей;

– данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности и эффективности  СМК;

– принятых и реализованных в  течение анализируемого периода  предупреждающих и корректирующих действий.

Первую оценку результативности и  эффективности СМК необходимо проводить  только по истечении определенного  периода (желательно не менее полугода с момента начала функционирования СМК). В дальнейшем оценку необходимо проводить через установленный  руководством организации период (1 раз в квартал или полугодие), но не реже 1 раза в год.

Оценка результативности и эффективности  СМК может осуществляться и в  процессе ее анализа со стороны руководства. Также она тесно связана с  проведением и результатами внутреннего  аудита (проверки).

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО НПО «МОСТОВИК»

 

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия

 

В 1982 г. на кафедре «Мосты» Сибирского автомобильно-дорожного института  было создано студенческое бюро (СКБ), которое получило название «Мостовик».     

В 1983 г. СКБ «Мостовик» возглавил 28-летний кандидат наук О.В. Шишов, осуществивший  вместе с группой студентов проектирование и строительство экспериментальной  конструкции сталежелезобетонного моста через р.Оша в Омской области. С этого моста началась история НПО «Мостовик».

В период с 1983 г. по 1989 г. СКБ запроектировало  более 30 мостов. Своими силами были построены 22 моста – все индивидуальной конструкции.  В эти годы определился основной почерк «Мостовика» - выполнение всего комплекса работ от проектирования и изготовления конструкций до строительства, как потом стало модно говорить, «под ключ».      

В 80-х гг. была создана научная  и проектная основа «Мостовика». Под руководством О.В. Шишова разработано  программное обеспечение для  ЭВМ, позволяющее автоматизировать проектирование мостовых конструкций. Главным достижением стал программный  комплекс DIXI, с помощью которого полностью автоматизировано проектирование сталежелезобетонных мостов. DIXI получил  признание во всех проектных институтах, проектирующих сталежелезобетонные  мосты. До сих пор он остается лучшим программным средством в этой области. 

В своей работе проектировщики «Мостовика»  также используют расчетный комплекс «CosmosM» - современный программный продукт, освоенный пока немногими российскими предприятиями, позволяющий с большой точностью прогнозировать поведение конструкций. Выбор и использование подобных программных продуктов позволяет проектировщикам без ошибок и в короткие сроки создавать архитектурно привлекательные, технологичные на монтаже конструкции НПО "Мостовик" является единственным в России лицензированным пользователем программного комплекса Z_SOIL для коммерческого применения. Комплекс позволяет определять напряжённо-деформированное состояние подземных сооружений в трёхмерной постановке задачи, с учётом всего спектра инженерно-геологических условий.

Опыт и авторитет, накопленные  за годы работы, позволили СКБ расширить  направления и объемы своей деятельности. Предприятие переросло рамки  СКБ, и в 1989 г. руководители и сотрудники «Мостовика» учредили научно-производственную фирму.  

Информация о работе Повышения эффективности и результативности СМК ООО НПО «Мостовик»