Построение Организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую реформацию.
Данная тема – «Принципы построения структуры организации», была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.
“Совершенная” структура – это такая структура, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целенаправленно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность организации.
1.1 Сущность организации……………………………………………………….5
1.2 Характеристика и типы организационных структур……………………….8
1.3 Взаимосвязь организации с внешней средой………………………………15
2. Особенности построения организации.
2.1 Этапы построения организации…………………………………………….20
2.2 Место и роль подразделений в организационной структуре…………..…24
2.3 Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации……...…26
3. Виды структур управления.
3.1 Организационные структуры управления…………………………………30
3.2 Производственные структуры управления………………………………...33
4. Тенденции эволюции организационных структур………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..43
Приложение А………………………………………………………………….44
Приложение Б………………………………………………………………….45
Приложение В………………………………………………………………….46
Приложение Г………………………………………………………………….47
Приложение Д………………………………………………………………….48
Приложение Е………………………………………………………………….49
Приложение Ж………………………………………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)
  • длительные циклы жизни товаров;
  • наличие большого времени на разработку новых продуктов (технологий, услуг);
  • увеличение размеров компаний с пирамидальной структурой —содержание в составе компании собственных экспертных подразделений;
  • массовое производство;
  • содержание больших складских помещений для сырья и готовой продукции.

Изменчивая внешняя  среда. Те же авторы говорят, что примерно с конца 70?х, начала 80?х ситуация начала усложняться. Среди многих причин этого  был и стремительный научно-технический  прогресс.

Изменчивая (турбулентная) внешняя среда характеризуется  повышенной неустойчивостью, непредсказуемостью, а поведение менеджеров сильно усложняется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны действовать, быстро и непредсказуемо меняются. В таких турбулентных окружениях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию.

Глобальные изменения. В результате равномерного перехода внешней среды из «спокойного» состояния  в изменчивое, произошли глобальные изменения основных экономических показателей среды. Так, можно отметить:

  • резкое укорочение жизненных циклов товаров;
  • уменьшение сроков разработки товаров;
  • невыгодность содержания складов;
  • изменение требований к технической подсистеме организации;
  • усложнение продукции;
  • изменение отношений заказчик-изготовитель (уверенность в компетентности);
  • нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб;
  • потребитель диктует поставщику;
  • ужесточение конкурентной борьбы;
  • цены более не самое главное условие в кооперации.

Усложнение продукции, естественно, привело к усложнению разработки ее новых видов. Вместо разработки продукта как единого целого, фирмы производят его разделение на отдельные дискретные части или подсистемы, формулируют требования к работе каждого из них, а затем поручают дальнейшее тщательно продуманное описание и проектирование фирмам, специализирующимся в соответствующей области. За счет параллельного исполнения экономятся затраты и время проектирования.  Например, покупатель получает выгоду от специальных знаний и компетенции, которые специалист приобрел, решая проблемы других клиентов, и по выполнению заказа, оплачивает затраты на производство таких знаний, вместо того, чтобы брать эти затраты на себя целиком (это не единственное преимущество описанного подхода). Тут же содержится объяснение невыгодности содержания собственных экспертных служб.  Сейчас даже крупнейшие фирмы не могут позволить себе иметь собственные экспертные знания и инвестиционный капитал, достаточные для того, чтобы успевать идти в ногу со всеми нововведениями, соответствующими текущему и будущему спросу на продукцию.

Турбулентная среда предъявляет  именно требования, которым существующие в этой среде предприятия вынуждены  подчиняться. Условия «звучат» как  требования еще и потому, что если менеджеры компании, какой сильной она бы ни была, не «уловят» изменения в окружающей среде и вовремя не изменят свою компанию, то через некоторое, довольно небольшое время уже будет поздно что-либо предпринимать и прежние позиции будут проиграны более современным конкурентам.

Коротко эти требования таковы:

  • уменьшение размеров организации;
  • реорганизация (reengineering);
  • постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;
  • немедленная реакция на изменения внешней среды;
  • введение системы производства «in time».

При «in time» производстве части изготавливаются в точно назначенный момент времени так, что дефекты обнаруживаются, а их причины устраняются немедленно по ходу перемещения заготовки от позиции к позиции, в идеале, вообще без попадания на склад.

Заметим, авторы книги «Реорганизация корпорации» считают, что концепция реорганизации по своей значимости стоит в одном ряду с теорией Адама Смита. Даже более того, они утверждают, что теория Смита работала на практике более 200 лет, и сейчас полностью изжила себя. В свое время она произвела подлинную революцию в деловом мире. Реинжиниринг (реорганизация, reengineering) призван совершить подобную революцию в современных условиях, придя, таким образом, на смену ушедшей в историю теории Адама Смита. Авторы упомянутой работы не одиноки в подобных суждениях, с ними согласны ведущие ученые современности.

Граница системы. Если существует отдельная организация, существует среда вокруг нее, следовательно, должна быть граница, отделяющая организацию от не организации. Менеджеры должны управлять этой границей для того, чтобы создать условия воздействия на процессы внутри организации и ее взаимодействия со средой, что очень важно для нормального функционирования организации как живущей системы.  Граница создается как физическая составляющая (ограничивает рамки здания), так организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных условий), так и в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к организации).

Граница управляема, значит, она будет прозрачна для входов организации и ее выходов. Внутри границ происходит трансформация входов в выходы. Входом в процессы трансформации  организации могут быть материалы, люди, информация или любые их комбинации. Существующие входы могут быть неочевидны до тех пор, пока не определены процессы трансформации. Выходы организации — это ее продукция (товары, услуги).  Выходы организации экспортируются ею в среду. Ценность доходов организации от реализации ее выходов в том, что они дают доступ к новым партиям ресурсов (входов), необходимых для ее дальнейшего функционирования — жизни.

Для живых систем процесс  трансформации входов в выходы заключается  в изменении структуры потребляемой пищи (вход) путем ее переваривания (трансформация) в сохранение себя и продолжение своего рода (выход). В живущих системах, организациях, трансформация — это, например, переработка орехов в ореховое масло, природной нефти во множество других продуктов, карточек учета рабочего времени в чеки по их оплате, голодного человека на входе столовой в сытого на выходе, больного пациента клиники в здорового человека. Менеджмент управляет процессом трансформации, манипулирует входами и подстраивает выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды).

  1. Особенности построении организации.
    1. Этапы построения организации.

 

Существуют три главных  этапа в построении любой организации:

  1. определение характера выполняемой работы;
  2. распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
  3. классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.

Определение характера  выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ.  Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы). Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ:

    • деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
    • решений, какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
    • отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер; лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать; влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

Распределение работ  между отдельными элементами менеджмента.  Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

Классификация элементов  менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы  элементы управления были сгруппированы  согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как «принцип ориентации». Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.

Ниже приведены принципы создания хорошей организации, которые  были сформулированы А. Файолем.

    • Единство управления. Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий нести полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек.
    • Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
    • Единство подчинения. У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.
    • Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.
    • Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств, от характера выполняемой работы.
    • Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
    • Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
    • Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом, можно будет отсечь лишнюю, непригодную к использованию информацию.
    • Дифференциация работы. Различные виды работы имеют разные характеристики, что необходимо предусмотреть при создании организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный труд требует иных условий, чем полуквалифицированные повторяющиеся операции.
    • Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация. Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.
    • Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.
    • Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.
    • Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности, появлением новых технологий и ресурсов. Конечно, внесение значительных изменений требует всестороннего исследования.
    • Доступность всех уровней организации. Любой сотрудник (работник) организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место и роль подразделений в организационной

структуре.

Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных  производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

Методы распределения  обязанностей по отделам зависят  от положенных в основу признаков.

Во-первых, по принципу деления  на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному  признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.

В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен  в случаях, когда предприятие  осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ в настоящее  время получает все большее распространение  на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов  потребителя. В тех отраслях, где  покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

В крупных по масштабам  деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных  способов.

При формировании структур управления во внимание принимаются  следующие вопросы:

    • стратификация, то есть, сколько может потребоваться уровней управления;
    • формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
    • централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
    • сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.

Информация о работе Построение Организационных структур