Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3

6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ  (МЭСИ)

ИНСТИТУТ ПРАВА И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Специальность  021100                                                                 Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему  Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

 

 

 

 

Студент           Минаева Татьяна Ивановна              ______________

 

Руководитель  Шабунина Инна Сергеевна              ______________

 

Рецензент       Нагаткин Николай Сергеевич          ______________

 

Заведующий

кафедрой         _____________________________  _______________

 

 

 

Москва 2005 г.

Содержание

 

Введение

Глава 1  Общие положения назначения и выплаты пенсии

за выслугу лет                                                                                                           

3

    

       6

1.1  Трудовые пенсии в Российской  Федерации : основные понятия

6

1.2  Правовое регулирование назначения  пенсий за выслугу лет

15

Глава 2  Специфика назначения пенсии за выслугу лет

35

2.1  Положение пенсии за выслугу  лет в системе пенсионного  обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика

 

     35    

2.2  Условия назначения и выплаты  пенсии за выслугу лет

37

2.3  Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

43

Заключение

55

Список использованных источников

59

Приложение А

66


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Социальное обеспечение –  одно из основных направлений  развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Основной закон Российской Федерации – Конституция [1] закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).

        На протяжении  уже более десяти лет и в  настоящее время в нашей стране  продолжается процесс формирования  двух основных форм осуществления  права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Появление вначале в союзном, а затем и в российском пенсионном законодательстве положения, допускающего возможность обжалования решений, принятых по вопросам пенсионного обеспечения, кардинальным образом изменило всю систему организации работы государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение Российской Федерации.

Теперь гражданам чаще приходится доказывать неправильность и необоснованность тех или иных решений, принимаемых Пенсионным Фондом Российской Федерации, в суде.

Переход к судебной защите пенсионных прав граждан был абсолютно неизбежным и необходимым шагом на пути формирования в России действительно правового социального государства.

На современном этапе развития нашего общества, когда конституционный принцип независимости судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону начал приобретать реальное воплощение в деятельности судебной системы, ведомственные правовые акты не имеют и не могут иметь для них обязательной силы.

В том случае, если судья считает, что акт любого государственного или иного

органа не соответствует закону, то он имеет право на основании части 2 статьи 120

Конституции Российской Федерации принять решение по делу в соответствии с законом.

В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны есть и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не успевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.

Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие - пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».

Итак, какие нововведения принес нам очередной виток пенсионной реформы? Какие правила определения назначения пенсии за выслугу лет закрепляют действующее законодательство? Эти и другие вопросы вызывают многочисленные проблемы на практике.

В этой связи, на наш взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет, ее правовых основ. Во-первых, необходимо рассмотреть пенсию за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения, во-вторых, важно проанализировать особенности порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

    • рассмотреть   общие     положения  о   трудовых   пенсиях  в        Российской

Федерации;

  • дать ключевые легальные понятия;
  • исследовать  особенности  правового  регулирования  назначения пенсий за выслугу лет;
  • определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
  • проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию, наметить нововведения и их значения в современной пенсионной реформе.

В работе будет использовано все новейшее законодательство, подзаконные нормативные и ведомственные акты. В исследовании, автор будет опираться на комментарии к пенсионному законодательству, а также периодику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1 Общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

    1. Трудовые пенсии в Российской Федерации:

основные понятия

 

За последнее 10-13 лет пенсионное законодательство Российской Федерации пережило несколько этапов реформирования. Первый этап связан с принятием постсоветского пенсионного законодательства. На наш взгляд, в настоящее время  можно говорить о втором этапе развития пенсионного законодательства, когда на смену законам, принятым в переходное время, приходит обновленное пенсионное и трудовое законодательство.

На данный момент, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий являются Федеральный Закон  от 15.12.2001 г.  № 166 “О Государственных пенсиях в Российской Федерации”[2, С.4831] и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” [3, С.4920]. 

Наряду с названными законами в систему пенсионного законодательства входят Федеральные Законы "Об основах обязательного социального страхования" [5, С.3686]  , "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" [4, С.1401] , иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Легальное определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению дается в ст. 2 Федерального Закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, согласно которой пенсия – это ежемесячная денежная выплата , право на получение которой определяется в соответствии с условиями и  нормами, установленными Федеральными Законами “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и которая предоставляется гражданам  в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленного законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации труда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потере кормильца, при достижении установленного законом возраста;  либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствии со ст.5 Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», лицам, имеющим право на пенсию, могут быть установлены различные виды пенсий:

    • пенсия за выслугу лет;
    • пенсия по старости;
    • пенсия по инвалидности;
    • социальная пенсия.

Гражданам, имеющим право получения пенсии  за выслугу лет , определяет ст.4 вышеуказанного закона , это:

  • федеральные государственные служащие;
    • военнослужащие.

Первую группу составляют пенсии, которые предоставляются в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности). Однако не ясно, как в данном случае употребленный термин "трудовая пенсия по старости (инвалидности)" соотносится с понятийным аппаратом Закона о трудовых пенсиях.

Вторую группу образуют пенсии военнослужащим при прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, ФСБ России и др.), в частности, за выслугу лет, по инвалидности и пенсии по случаю потере кормильца, за исключением лиц проходивших воинскую службу по призыву.

Гражданам   не  имеющим  по  каким -  либо   причинам   права   на   трудовую

пенсию,    устанавливается   социальная   пенсия   на    условиях     и      в   порядке,

определяемым Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[2].

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная денежная выплата , право на получение которой определяется в соответствии с условиями и  нормами, установленными Федеральным Законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и которая предоставляется гражданам  в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленного законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации труда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потере кормильца, при достижении установленного законом возраста;  либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
  • стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера пенсии;
  • федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих определенные Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”[6, С.2990] ;
  • военнослужащие  –  граждане,  проходившие  военную  службу  в  качестве

офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах  правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет