Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 71.67 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4

1.1 Характеристика и прогноз  развития сложившейся проблемной  ситуации в рассматриваемой сфере  без использования программно-целевого  метода……………………………………………………………………………………….……...4

1.2 Возможные варианты  решения проблемы, оценка преимуществ  и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8

1.3 Ориентировочные сроки  и этапы решения проблемы программно-целевым  методом…………………………………………………………………………………………...14

1.4 Предложения по целям  и задачам Программы, целевым  индикаторам и показателям, позволяющим  оценивать ход реализации Программы  по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15

1.5 Предложения по участию  федеральных органов исполнительной  власти, ответственных за формирование  и реализацию Программы………………………..……….18

1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации  Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ  КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21

3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23

4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ  ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25

5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В  РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29

6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32

7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА  ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………..42

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время прогнозирование  становится одной из наиболее важных функций управления. Под прогнозированием использования земельных ресурсов понимают вероятностное суждение о  возможном состоянии изучаемого объекта в будущем, а так же о путях и сроках достижения определенных целей и результатов. Прогнозирование  использования земельных ресурсов представляет собой предплановую предпроектную стадию выполнения земельно-кадастровых работ.

Организация работ по прогнозированию  использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, направленных на оптимизацию  всего прогнозного процесса.

Задачами организации  работ по прогнозированию использования  земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ  ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ  ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ  В НАШЕЙ СТРАНЕ

    1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

 

Проблема повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечения  населения продуктами питания отечественного производства в России решается различными методами, в том числе освоением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, внедрением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, травопольных, пропашных и других севооборотов, мелиорацией земель, химизацией и механизацией сельскохозяйственного производства.

В 1990 году площадь мелиорированных  сельскохозяйственных угодий достигла своего максимума и составила 11,5 млн. гектаров, в том числе площадь орошаемых земель - 6,1 млн. гектаров, осушаемых земель - 5,4 млн. гектаров, а по состоянию на 1 января 2012 г. площадь мелиорированных сельскохозяйственных угодий сократилась до 9,1 млн. гектаров, в том числе орошаемых - до 4,3 млн. гектаров, осушаемых - до 4,8 млн. гектаров.

Основные фонды осушительных и оросительных систем в среднем  по Российской Федерации изношены более чем на 60 процентов. Наиболее изношены водоприемники, коллекторная и регулирующая сети. Так, например, износ оросительных систем до 77,6 процента отмечен в Северо-Западном федеральном округе и до 72,6 процента в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе. Коэффициент полезного действия инженерных оросительных систем, построенных, как правило, до 1980 года, остается низким и составляет менее 0,65 на 40 процентах общей площади орошения, 0,65 - 0,8 - на 26 процентах и более 0,8 – только на 9 процентах площадей орошаемого клина, что вызывает существенные потери воды. Так, потери воды в оросительной сети, являющиеся одной из основных причин ухудшения экологической обстановки на орошаемых землях, составляют 25-60 процентов от величины водозабора на орошение. Более 70 процентов оросительных и осушительных систем нуждаются в проведении работ по модернизации, техническому улучшению, перевооружению и восстановлению. В исправном состоянии находится не более 50 процентов широкозахватной

дождевальной техники.

Реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем  на 5-10 процентов площадей от потребности. На федеральном балансе остались только крупные гидротехнические сооружения, магистральные каналы и межхозяйственные системы, а мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, находящиеся в зоне их влияния, перешли в пользование субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые оказались неготовыми к эффективному использованию ранее мелиорированных земель и квалифицированной эксплуатации мелиоративных систем.

Фактически мелиоративные  системы общего и индивидуального  пользования пришли в упадок, в  том числе в связи с тем, что у сельхозпроизводителей не хватает средств на их восстановление. При наметившихся тенденциях сельскохозяйственное производство на орошаемых площадях в количестве 2,2 млн. гектаров и осушаемых – на площади 0,9 млн. гектаров без проведения мероприятий по восстановлению и реконструкции

инженерных гидромелиоративных систем может привести к их выбытию  из сельскохозяйственного оборота, что повлечет полную утрату инвестиций прошлых лет в систему мелиорации.

Указанные обстоятельства привели  к тому, что орошаемые и осушаемые  земли используются недостаточно эффективно. В настоящее время на значительной части мелиорированных земель, составляющей свыше 9 млн. гектаров, наблюдается неудовлетворительное состояние, вызванное заболачиванием (833 тыс. гектаров), подтоплением и затоплением земель (1291 тыс. гектаров), вторичным засолением и осолонцеванием (364 тыс. гектаров), зарастанием кустарником и сорняком (700 тыс. гектаров), а также повышенной кислотностью почв (1680 тыс. гектаров).

Развитие животноводства требует создания гарантированной  кормовой базы. По состоянию на 1 января 2012 г. сельхозпредприятиями производится чуть больше 17 млн. тонн кормовых единиц грубых и сочных кормов, в то время как предусмотренные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года объемы производства мяса и молока требуют увеличения производства грубых и сочных кормов в 5 раз - до 87,7 млн. тонн кормовых единиц.

Такие показатели могут быть достигнуты в том числе при  восстановлении мелиоративного комплекса  и последующем внедрении инновационных аграрных технологий. Продуктивность кормовых, зерновых, овощных и плодово-ягодных культур при недостаточной площади орошаемых и осушенных земель будет характеризоваться низкой устойчивостью, а урожайность - сильной зависимостью от складывающихся погодных условий.

Затраты на выполнение всего  комплекса мероприятий программы "Плодородие" с 2006 по 2013 год с учетом прогноза на 2012-2013 годы составят 508,5 млрд. рублей, в том числе ассигнования федерального бюджета - 79,4 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 70,8 млрд. рублей и средства внебюджетных источников - 358,3 млрд. рублей.

Финансирование и реализация мелиоративных мероприятий в  настоящее время осуществляются в рамках федеральных целевых программ "Плодородие", "Юг России (2008-2013 годы)", "Развитие водохозяйственного

комплекса Российской Федерации  в 2012-2020 годах", Федеральной целевой  программы развития Калининградской области на период до 2015 года, а также бюджетных ассигнований, направляемых в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, расположенные на территории Чеченской Республики, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Объемы финансирования указанных  федеральных целевых программ в 2012 году составят за счет ассигнований федерального бюджета порядка 6,53 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 5,80 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Кроме того, в 2012 году предусмотрена поддержка реализации мелиоративных мероприятий в рамках экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в виде предоставления субсидий за счет ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, в объеме 1,268 млрд. рублей.

В 2013 году на реализацию мелиоративных  мероприятий, предусмотренных в  рамках федеральных целевых программ, планируются расходные обязательства Российской Федерации в объеме 8,2 млрд. рублей, за

счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 7,3 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Финансирование мелиоративных мероприятий вне рамок действующих федеральных целевых программ расходными обязательствами Российской Федерации, а также расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не предусматривается.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе подтопления и затопления территорий, а также наводнений, представляющих угрозу жизни и имуществу людей, является одним из важнейших приоритетных направлений программы "Плодородие" и Программы.

Засухи и процессы опустынивания, которые наиболее характерны для  Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей, наносят ущерб агропромышленному комплексу страны. Существующая оросительная сеть не обеспечивает своевременные и качественные поливы сельскохозяйственных культур. В этой связи реконструкция и техническое перевооружение изношенных более чем на 60 процентов гидротехнических сооружений (дамб, каналов и насосных станций) и мелиоративных систем являются основными мероприятиями Программы.

Основываясь на анализе и  прогнозе сложившейся ситуации в  мелиоративном комплексе, можно предположить, что без государственной поддержки аварийная опасность на гидротехнических сооружениях, построенных до 90-х годов прошлого века, будет увеличиваться, что может привести к непредсказуемым чрезвычайным ситуациям и техногенным катастрофам, а без восстановления существующих мелиоративных систем, их реконструкции и модернизации ежегодный ущерб от недобора продукции будет составлять не менее 20 млрд. рублей, а в засушливые годы - до 50 млрд. рублей.

При отсутствии программно-целевого подхода к развитию мелиорации и  предлагаемым Концепцией мероприятиям по техническому перевооружению, реконструкции существующих мелиоративных систем, а также увеличению площадей орошаемых и осушаемых земель в комплексе с другими видами мелиорации земель ситуация будет характеризоваться дальнейшим износом основных фондов мелиоративных и водохозяйственных объектов и снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений.

 

1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при

различных вариантах решения  проблемы

Реализация Программы  позволит повысить продуктивность и  устойчивость сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-ресурсного потенциала. С учетом объемов финансирования, предусмотренных в Государственной программе, в Концепции рассмотрены варианты, обеспечивающие снижение удельного веса импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов.

В Концепции рассматриваются  три варианта развития мелиоративного комплекса России до 2020 года. Общие объемы финансирования за счет всех источников составляют:

-по инерционному варианту - 141,16 млрд. рублей;

-по базовому варианту - 185,78 млрд. рублей;

-по устойчиво безопасному варианту - 560 млрд. рублей.

Инерционный вариант предусматривает  восстановление мелиоративного комплекса  только за счет технического перевооружения действующих мелиоративных систем путем замены существующей поливнойтехники и средств механизации поливов на современные. Техническое перевооружение проводится на мелиоративных системах за счет ассигнований федерального бюджета, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Инновацией является использование  технологий точечного орошения, микроорошения и дифференцированного внесения с поливной водой удобрений, микроэлементов и средств защиты растений. При реализации указанного варианта будут обеспечены повышение технического уровня мелиоративных систем, экономия водных и энергетических ресурсов до 20 процентов, повышение производительности труда на 20-30 процентов. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар на орошении и до 3 тонн кормовых единиц на 1 гектар на осушении.

Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов