Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 71.67 Кб (Скачать файл)

Всего к 2020 году площадь мелиорируемых  земель, введенных в эксплуатацию в результате технического перевооружения мелиоративных систем, составит 1059,9 тыс. гектаров.

Техническое перевооружение мелиоративных систем позволит частично восстановить существующий мелиоративный комплекс и обеспечить повышение эффективности использования водных и земельных ресурсов.

Реализация инерционного варианта возможна только при условии  высокой технической готовности мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая, что в настоящее время износ мелиоративных систем составляет более 70 процентов, выбор указанного варианта нецелесообразен.

Базовый вариант предусматривает  проведение за счет ассигнований федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников комплекса мелиоративных мероприятий, включающего строительство, реконструкцию оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также культуртехнические, агролесомелиоративные, фитомелиоративные, противопаводковые мероприятия и мелиоративные мероприятияна рыбоводных прудах.

Кроме того, предусматривается  выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке.

По результатам реализации базового варианта площадь мелиорируемых  земель за счет проведения строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем составит 840,96 тыс. гектаров. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится при проведении реконструкции на орошаемых землях до 7 тонн кормовых единиц на 1 гектар и на осушаемых землях - до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар.

Достижение планируемой  продуктивности мелиорируемых земель обеспечивается помимо внедрения инновационных технологий строительства и эксплуатации реконструируемых мелиоративных систем внедрением инновационных агротехнологий, использованием достижений агрохимии, средств защиты и селекции культур растениеводства.

Планируемая к введению в 2020 году за счет технического перевооружения, реконструкции и строительства новых систем площадь мелиорируемых земель составит 840,96 тыс. гектаров, в том числе орошаемых - 466,74 тыс. гектаров, осушаемых - 374,22 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания выполняется на площади 1000 тыс. гектаров.

Дополнительно к комплексу  мелиоративных мероприятий, проводимых на орошаемых и осушаемых площадях, планируется выполнение культуртехнических мероприятий на площади 330 тыс. гектаров, фитомелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий на других сельскохозяйственных угодьях на площади 1000 тыс. гектаров.

Преимущество базового варианта заключается в том, что в нем  предусмотрено проведение комплекса мелиоративных мероприятий (строительство, реконструкция, техническое перевооружение, противопаводковые мероприятия и другие мероприятия), в результате которых будет создана социально-экономическая база для инновационных преобразований в сфере мелиорации с учетом ее развития в долгосрочной перспективе, поэтому указанный вариант представляется наиболее оптимальным для реализации по сравнению с инерционным вариантом.

Устойчиво безопасный вариант  направлен на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений и мелиоративных систем путем проведения реконструкции инженерных сооружений, повышения экономической эффективности земледелия на мелиорированных землях за счет введения в эксплуатацию объектов нового строительства федеральной собственности, а также строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Основные ассигнования федерального бюджета будут направлены на реконструкцию  особо опасных и аварийных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, степень износа которых превышает 70 процентов, а также на проведение противопаводковых мероприятий, что обеспечит защиту населения от затопления, подтопления сельскохозяйственных угодий и других чрезвычайных ситуаций.

Планируемая к 2020 году площадь  реконструкции составит 3125,04 тыс. гектаров, площадь нового строительства - 32,42 тыс. гектаров, площадь технического перевооружения - 80,56 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 1500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания будет выполняться на площади 1000 тыс. гектаров.

Вместе с тем устойчиво  безопасный вариант может быть осуществлен  только при увеличении бюджетных ассигнований на его реализацию из всех источников финансирования. Так, по сравнению с базовым вариантом увеличение ассигнований федерального бюджета только по направлению "капитальные вложения" составит 91,9 млрд. рублей. При этом средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличатся на

121,9 млрд. рублей, а средства  внебюджетных источников - на 160,2 млрд. рублей. Учитывая, что реализация мероприятий устойчиво безопасного варианта сопряжена с увеличением объемов финансирования, оптимальным

для реализации представляется базовый вариант.

Реализация приведенных  в Концепции вариантов развития мелиоративного фонда сопряжена  с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально- технических ресурсах и других показателей.

К основным рискам относятся:

- природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, в том числе изменением климата, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;

- макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры банковской системы;

- операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой мелиорации, несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и отказами оборудования, производственным браком и другими явлениями, недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно-технических инновационных разработок, дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях;

- социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Предложенные варианты развития мелиоративного комплекса России подвержены макроэкономическим рискам в связи с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, природным рискам в связи с максимальными затратами водно-энергетических ресурсов, социальным рискам в связи со значительными затратами трудовых и материальных ресурсов на производство, хранение и переработку продукции, финансовым рискам в связи с возможными изменениями конъюнктуры рынка, возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, увеличением нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением финансирования из региональных и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

По сравнению с инерционным  и устойчиво безопасным вариантами базовый вариант является наиболее устойчивым к природным, техногенным и социальным рискам. Базовый вариант также отличают оптимальные сроки окупаемости затрат, интенсификация производства, обеспечивающая максимальный удельный (на 1000 рублей инвестиций) объем производства сельскохозяйственной продукции, снижение потребности в земельных ресурсах и меньшая потребность в воде для орошения по сравнению с инерционным вариантом, оптимальные трудоемкость и энергозатраты на производство продукции растениеводства.

 

1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Концепция в соответствии с положениями Доктрины продовольственной  безопасности Российской Федерации решает проблему повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов и повышения продукционного потенциала земель.

В составе Государственной  программы предусматривается завершение программы "Плодородие" в 2013 году.

В 2014-2016 годах в рамках Программы, разработанной в развитие программы "Плодородие", будут продолжены мероприятия по вводу в действие объектов программы "Плодородие". Мероприятия этого этапа предусматривают анализ существующего мелиоративного фонда в целях выбора наиболее перспективных с точки зрения эколого-экономической и социальной эффективности объектов и разработку для них проектно-сметной документации, в значительной мере направленной на создание условий, необходимых для эффективной реализации мероприятий Программы, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса.

В 2017-2020 годах намечены продолжение  работ по реконструкции, техническому перевооружению мелиоративных систем, строительству новых систем мелиорации, в том числе пилотных объектов мелиорации, разработке и внедрению инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств, повышению безопасности гидротехнических сооружений и водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, а также дальнейшее развитие научных исследований.

 

1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям,

позволяющим оценивать ход  реализации Программы по годам на вариантной основе

Инновационно ориентированное развитие мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса относится к национальным стратегическим приоритетам России по обеспечению продовольственной безопасности страны и сохранению природных ресурсов для будущих поколений.

Целями Программы являются повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных

изменений климата и природных  аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

Основные задачи Программы:

- восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель;

- повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий;

- достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;

- предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- создание новых и сохранение существующих рабочих мест;

- создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Для достижения целей и  решения задач необходимо проведение следующих мероприятий:

- строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем путем модернизации технических элементов гидромелиоративной сети, включая оснащение современной мелиоративной и поливной техникой с применением новых технологий и средств механизации, а также современных материалов;

- создание малоэнергоемких технологий и новых технических средств для восстановления и эксплуатации мелиоративных систем;

- научно-техническое обеспечение проведения комплекса мелиоративных мероприятий на землях, выбывших из сельскохозяйственного оборота, в целях их вовлечения в сельскохозяйственный оборот;

- разработка технологий и систем поддержки принятия решений, обеспечивающих эффективное управление водораспределением на мелиоративной системе;

- разработка методов и механизмов обеспечения экологически благоприятного и экономически эффективного функционирования мелиоративного комплекса в составе агропромышленного комплекса;

- культуртехнические, агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия для повышения плодородия почв и устойчивости агроландшафтов;

- противопаводковые мероприятия для обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод, защиты сельскохозяйственных угодий и сельских населенных пунктов от подтопления и затопления;

- мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах, находящихся в зоне действия мелиоративных систем.

Оценка выполнения мероприятий  Программы будет проводиться  ежегодно по контролируемым значениям целевых индикаторов и показателей, охватывающих все мероприятия, намеченные к выполнению, организационные, технические и технологические, в том числе:

- ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых гидромелиоративных систем (тыс. гектаров);

Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов