Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 71.67 Кб (Скачать файл)

- предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ (тыс. гектаров);

- защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления (тыс. гектаров);

- защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания (тыс. гектаров);

- сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

Базовые значения целевых  индикаторов и показателей, используемых для оценки реализации Программы, отражающие текущее состояние мелиоративных систем и мелиорируемых земель, формируются нарастающим

итогом по годам реализации Программы.

 

1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за

формирование и реализацию Программы

Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ответственными за реализацию мероприятий Программы являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также организации различных форм собственности. Координацию и управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

 

1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе

 

Сроки реализации Программы  предусматриваются с 2014 по 2020 год.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией, предлагается в 2 этапа:

первый этап - с 2014 по 2016 год;

второй этап - с 2017 по 2020 год.

Мероприятия первого этапа (2014-2016 годы) предусматривают проектирование, строительство иреконструкцию объектов мелиорации, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса, анализ существующего мелиоративного фонда в целях выбора объектов наиболее перспективных с точки зрения эколого-экономической и социальной эффективности, разработку проектно-сметной документации, в значительной мере направленной на создание условий, необходимых для эффективной реализации мероприятий Программы. В качестве первоочередных  мероприятий первого этапа планируется проведение мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, а также реконструкция мелиоративных систем, повышение водообеспеченности, выбор и проектирование новых мелиоративных объектов с преимущественным проведением гидротехнических мелиораций. Также будут проводиться работы по повышению плодородия почв путем проведения культуртехнических, агролесомелиоративных и других мероприятий.

В ходе второго этапа (2017-2020 годы) намечено продолжение работ  по реконструкции и техническому перевооружению мелиоративных систем, строительству мелиоративных систем нового поколения, повышению безопасности гидротехнических сооружений и водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, противопаводковым, противоэрозионным и другим мероприятиям, обеспечивающим предотвращение деградационных процессов и устойчивость агроландшафта, а также дальнейшее развитие научных исследований, разработка и внедрение инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств. [ 4 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ  КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений  и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей  организации, предприятия. Современное  стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу  предприятия принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического  планирования - обеспечить нововведения в организации, необходимые для  достижения целей в изменяющейся среде.

В рамках стратегического  планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация  к внешней среде, внутренняя координация  и формирование стратегической организационной  культуры.

Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение  ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры - управленческий персонал и специалисты; технологии; производственные фонды; финансовые ресурсы.

Адаптация к внешней среде  представляет собой действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  компании с ее окружением. Компаниям  необходимо адаптироваться к благоприятным  внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности - альтернативы, и обеспечить эффективное  приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия  с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Обеспечение эффективных  внутренних операций в организациях является важнейшим фактором планирования.

Стратегическая организационная  культура предполагает систематическое  развитие мышления управленческого  персонала путем формирования структуры  организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:

1. Формулировка миссии организации;

2. Постановка целей;

3. Анализ внешней среды;

4. Управленческое обследование организации;

5. Анализ стратегических альтернатив;

6. Выбор стратегии;

7. Реализация стратегии;

8. Оценка результатов.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план обосновывается исследованиями и фактическими данными. Предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегические планы должны быть целостными в течение длительного времени, но достаточно гибкими, чтобы при  необходимости можно было осуществить  их переориентацию. [ 5 ]

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ  ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА

 

Демография – это наука  о закономерностях воспроизводства  населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демографический прогноз  – это расчет ожидаемой численности  и половозрастной структуры населения  мира, региона, страны или ее части  на основе фактической структуры  и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в разных возрастах, а также тенденций  миграции.

Демографическое прогнозирование  производится на основе принципов демографического прогнозирования:

- учёт особенностей демографического  развития в прошлом и настоящем;

- учёт специфик социально-экономической  ситуации;

- использование достоверной  информации (базы демографического  прогноза);

- использование научных  методов построения демографического  прогноза и др.

Этапы демографического прогнозирования  можно представить в следующем  виде:

1. Определение объекта  прогнозирования.

2. Выбор периода прогнозирования.

3. Установление базы прогноза.

4. Определение сценария  и гипотезы прогноза.

5. Выбор метода прогнозирования  и модели прогноза.

6. Расчёт модели и анализ  результатов прогнозирования.

В демографическом прогнозе определяется также средняя продолжительность  предстоящей  жизни, соотношение  между браками и разводами, средний  возраст вступления в брак, распределение  населения на находящееся в трудоспобном и нетрудоспобном возрасте, устанавливаются сроки начала трудовой деятельности и выхода на пенсию и т.д.

В составе базовых условий  социально-экономического развития страны показатели демографической ситуации имеет особое значение.

Рост численности населения  оказывает непосредственное влияние  на степень освоения территории страны, ее регионов. Для России это особенно актуально, так как хозяйственная  освоенность  значительной части  ее территориии крайне недостаточна. В результате большой объем природных ресурсов не используется, что отрицательно влияет на темпы экономического и социального развития страны.

Не меньшее влияние  на характер социально-экономического развития оказывает качество населения, которое проявляется как совокупность свойств отдельных личностей. На уровне всей массы населения они  трансформируются в качественные характеристики его интеллектуальных, творческих и  физических способностей.

Параметры качественного  состояния населения определяют уровень эффективности хозяйственно-трудовой деятельности, производительности труда. А динамика эффективности труда  влияет на социально-экономические  результаты, численность населения.

Огромное влияние на развитие экономики, социальной сферы оказывает  возрастная структура населения. С  увеличением доли лиц трудоспособного  возраста в общей численности  населения увеличиваются, при прочих равных условиях, темпы, масштабы социально-экономического развития, и наоборот.

Это происходит потому, что  влияние демографического фактора  проявляется прежде всего посредством реализации трудового потенциала населения, который определяется численностью трудовых ресурсов, их составом, структурой – профессиональной, квалификационной, образовательной и др. Формирование трудового потенциала осуществляется в процессе воспроизводства населения. Управление воспроизводством населения осуществляется посредством разработки и реализации демографической политики, основу которой образуют демографические прогнозы. Демографическая политика – это совокупность социальных, экономических, юридических и других мероприятий, направленных на изменение процесса воспроизводства населения. Например, меры поощрения деторождения (пособия и др.) или его сдерживание. Демографическая политика тесно связана с социальной политикой. [ 5 ]

 

4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ  ДЕГРАДАЦИИ

 

В нашей стране накоплен богатый научный и производственный опыт защиты земель от деградации и  повышения их продуктивности в условиях централизованной и плановой системы  управления агропромышленным комплексом, бесплатного землепользования, монополии  государственной собственности  на землю с преобладанием крупных  сельскохозяйственных предприятий.

В процессе социально-экономических  преобразований в стране создана  новая экономическая система, основанная на рыночных отношениях: введено многообразие форм собственности и платность  землепользования; на основе бывших колхозов и совхозов созданы АО, КФХ, СПК, ООО; земля приобрела статус недвижимости и включена в оборот. В ходе реформ сокращены объемы работ по мелиорации земель и защите почв от эрозии, ослаблено  внимание сохранению и повышению  плодородия почв. В результате этого  происходит деградация земель: эрозия и засоление почв, подтопление, переувлажнение, заболачивание, зарастание сельскохозяйственных угодий лесом и кустарником, снижение продуктивности естественных кормовых угодий. Продолжается интенсивное загрязнение  земель промышленностью, автомобильным  и железнодорожным транспортом, неорганизованными бытовыми и промышленными  отходами. Все это приводит к сокращению площади сельскохозяйственных угодий, снижению плодородия почв, урожайности  возделываемых сельскохозяйственных культур и снижению качества продукции.

В этих условиях совершенствование  организационно-экономического механизма  защиты земель сельскохозяйственного  назначения от деградации имеет исключительно  большое научное и практическое значение. Значительный опыт по защите пашни от деградации накоплен в Республике Башкортостан.

Термин «деградация» происходит (от латинского слова degradation), буквально означающего «снижение». В Большой Советской Энциклопедии деградация определяется как «движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества».

В разработанной Роскомземом  и Минприроды РФ «Методике определения  размеров ущерба от деградации почв и  земель» выделены следующие основные типы и виды деградации почв и земель:

- эрозия почв (водная и  ветровая);

- технологическая (нарушение  земель, физическая деградация и  агроистощение);

- засоление почв (собственно  засоление и осолонцевание); заболачивание.

Более половины (51,3%) всего  земельного фонда Республики Башкортостан занимают сельскохозяйственные угодья, а в составе земель сельскохозяйственного  назначения - 86,7%.

Экономическая роль продуктивных сельскохозяйственных угодий в обеспечении  населения продовольствием неуклонно  возрастает. В то же время площади  сельскохозяйственных угодий и их продуктивность постоянно сокращается. Поэтому  организационно-экономический механизм защиты земель сельскохозяйственного  назначения от деградации должен включать и меры по защите их от негативных воздействий  и необоснованных изъятий. Так, при  использовании сельскохозяйственных угодий вдоль автомобильных дорог  не учитывают, что негативному влиянию  тяжелыми металлами выхлопных газов  подвергается полоса шириной в 200 метров по обе стороны дорожного полотна. Кроме того, собственники инженерных сетей и коммуникаций (линии электропередач, трубопроводы и газопроводы) вообще не компенсируют убытки сельскохозяйственных предприятий за создание неудобств в процессе использования их земель.

Экономической основой механизма  защиты земель от деградации является оценка их продуктивности на основе доброкачественных  материалов почвенного обследования и  мониторинга земель. Программа осуществления  государственного мониторинга земель на 2003-2010 годы утверждена Госкомземом РБ от 7 июля 2003 года № 43.

Организационной основой  защиты сельскохозяйственных угодий от деградации являются долгосрочные программы, схемы и проекты землеустройства.

В частности, по Республике Башкортостан в разные годы были разработаны  Генеральная схема использования  земельных ресурсов, Генеральная  схема противоэрозионных мероприятий, Генеральная схема развития мелиорации земель, Комплексная программа повышения  плодородия почв, схемы использования  земель в водоохранных зонах рек и водоемов, схемы и проекты землеустройства по всем сельскохозяйственным предприятиям республики. Анализ этих документов показал, что они были разработаны применительно к условиям централизованного планирования крупных сельскохозяйственных предприятий при монополии государственной собственности на землю. В условиях перехода к земельно-рыночным отношениям, при многообразии форм хозяйствования и прав на землю они нуждаются в совершенствовании. В диссертации обоснована необходимость этих работ и способы их совершенствования.

Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов