Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 71.67 Кб (Скачать файл)

Залогом эффективного использования  земель является наличие доброкачественной  информации о состоянии и использовании  земель. Такая информация формируется  в результате проведения аэрофотогеодезических  и картографических изысканий, почвенно-геоботанических  обследований, инвентаризации земель, землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

Основу экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации в современных условиях составляют экономическое стимулирование и экономическая ответственность за нарушения установленных режимов охраны и использования земель.

Экономическое стимулирование охраны земель включает:

- возмещение затрат собственников,  землевладельцев, землепользователей  и арендаторов земельных участков  на освоение и улучшение малопродуктивных  и деградированных земель;

- обязательное возмещение  ущерба за загрязнение земли,  утрату плодородия почв, других  ее полезных качеств, за выведение  земель из сельскохозяйственного  оборота;

- предоставление льгот  по налоговым и арендным платежам, а также финансовой и кредитной  поддержки собственникам, владельцам  и землепользователям на инвестиции  в сохранение и повышение плодородия  почв.

Экономическая ответственность  за нарушение установленных режимов  охраны и использования земель включает:

- наложение штрафных санкций  за использование земли не  по назначению, снижение почвенного  плодородия, развитие эрозионных  процессов, нарушение земельного  законодательства;

- компенсацию убытков  и упущенной выгоды смежным  владельцам, землепользователям и  арендаторам;

- пени за несвоевременное  внесение платы за землю.

В Республике Башкортостан с 1996 года проводится большая целенаправленная и планомерная работа по выявлению  и залужению деградированных земель и переводу её в сенокосы и пастбища. Залужение деградированных земель снижает развитие эрозии почв, потерю гумуса и питательных веществ почвы, улучшает структуру земельных угодий и тем самым способствует повышению урожайности возделываемых культур, снижению затрат на их возделывание, улучшению кормовой базы хозяйств и повышению эффективности всего производства. В то же время сокращение посевных площадей приводит к сокращению валового сбора сельскохозяйственных культур и отражается на уровне обеспечения населения продуктами питания. [ 8 ]

 

5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В  РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ

 

Основной целью земельной  реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка  земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной  собственности. Для легализации  такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет  дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.

Известно, что в советский  период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате ее национализации и закрепленной в Конституции  СССР: «В исключительной собственности  государства находятся: земля, ее недра, воды, леса». Первая попытка изменить эти положения была предпринята  в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности в СССР»  и Основы законодательства Союза  ССР и союзных республик о  земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность  субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось  легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса  был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути завуалированной  формой ограниченного права частной  собственности. 

Официальный старт денационализации земли и земельной реформы  в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в  силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных  форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.

На этом начальном этапе  реформы основной задачей правительства  было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей -- индивидуальных фермерских хозяйств. Однако, вопреки ожиданиям, массового  исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести  индивидуальное хозяйство, столкнулись  с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или  неудобно расположенные земельные  участки, не было кредитов, не хватало  техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение  не только со стороны колхозных и  местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка  фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число  хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а  в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем  это число стало сокращаться  при некотором возрастании общей  площади земельных наделов.

С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан  указ президента «О неотложных мерах  по осуществлению земельной реформы  в РСФСР» и ряд постановлений  правительства по реорганизации  колхозов и совхозов, обязывавших  последние в установленные сроки  принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы  и т. д.) либо о сохранении прежней. За 1992-1994 годы большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений. В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным -- в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.

К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений  задерживали (а некоторые и вовсе  не начинали) выдачу свидетельств на земельные  доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные  доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, -- 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились правами на свои земельные доли.

В июле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный  вариант закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который носил «рамочный» характер и наделял широкими властными  полномочиями по созданию рынка земли  субъекты Федерации. Предполагалось, что  законодательные собрания регионов примут соответствующие законы и  определят сроки их введения исходя из своих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей. [ 6 ]

 

6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Под экономическим ростом принято понимать качественное и  количественное изменение результатов  функционирования народного хозяйства. Экономический рост сегодня является наиболее употребляемым критерием  экономического развития. Экономический  рост может измеряться - как в  физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной  рост).

Модели и методы прогнозирования  экономического роста. Наибольшее распространение  для прогнозирования экономического роста получили факторные модели, то есть модели, в которых прирост  продукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или нескольких факторов.

Наиболее приемлемой для  анализа динамики экономического роста  на макроуровне является двухфакторная модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала и труда:

 

Уt = Аt (Ktа Ltв)

 

где:   Уt- объем валового внутреннего продукта в году t;

Аt- нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства;

Кt - объем основного капитала (производственных фондов);

Lt- объем занятого в народном хозяйстве живого труда;

а - характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики производственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Кt (при Lt = const);

в - характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики затрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Lt (при Кt = cons);

а и в - расчетные показатели. Так, расчеты по обрабатывающей промышленности СССР в 70-80-е годы дали следующие  значения этих показателей эластичности: а = 0.28; в = 0.72.

Используя эти показатели, можно определить объем ВВП в  интересующем нас году. При помощи логарифмического дифференцирования  производственную функцию можно  выразить в показателях среднегодовых  темпов прироста.

Уt = а Кt + в Lt

где:   Уt- среднегодовой прирост ВВП за период времени t;

Кt - прирост основного капитала (производственных фондов) за период времени t;

Lt - прирост затрат живого труда за период времени t.

В зависимости от величины суммы показателей а и в  могут иметь место три типа экономического роста.

1. Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства  возрастают в n раз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат факторов. Это случай интенсивного роста, при всём этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в > а, то - трудосберегающий рост.

2. Выражение а + в < 1 означает, что выпуск продукции  увеличивается медленнее по сравнению  с ростом затрат факторов производства. При этом снижается их суммарная  эффективность и происходит деинтенсификация роста, то есть его падение.

3. Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции  увеличивается пропорционально  затратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая  эффективность остается неизменной  и происходит чисто экстенсивное  расширение производства.

На базе динамической факторной  модели может быть спрогнозирован экономический  рост с учетом влияния НТП на объем  производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную  модель:

У t = At* Kt* Lt* e,

где    е - основание натуральных логарифмов (е = 2.718);

r- коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t.

Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста общественного продукта за период времени  t

Уt = a Kt + В*L + r

При этом принимается, что  а + в = 1.

Наиболее полно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемых факторов производства многофакторная модель экономического роста. В ней  используются следующие факторы: прирост  затрат труда; рост производительности; НТП; затраты капитала; образование  и квалификация работников; экономия на масштабах производства; улучшение  распределения ресурсов; законодательно-институциональные  и др. факторы.

Всего учтено 23 фактора.

По расчетам американского  экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годов реальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого из указанных факторов составил:

- прирост затрат труда  - 32 % ВВП;

- рост производительности  труда - 68 % ВВП;

в том числе: НТП - 28 % ВВП, затраты капитала - 19 % ВВП, образование  и квалификация работников - 14 % ВВП; экономия на масштабах производства - 9% ВВП; улучшение распределения  ресурсов - 8 % ВВП; законодательно- институциональные  и др. факторы - 9 % ВВП.

Эти данные показывают, что  повышение производительности труда  является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта.

Большой вклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р. Солоу - лауреат Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П., Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А.

Р. Солоу, например, на базе аппарата производственных функций предложил модель экономической динамики, которая позволяет математически выразить наиболее важные процессы и результаты экономического роста. Она позволяет определять тенденцию макроэкономического развития с требуемой капиталовооруженностью и оптимальной нормой накопления, моделировать виды технического прогресса.

Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста  в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например, модели Е.Домара и Р.Харрода. Модель Домара базируется на использовании мультипликатора, а в основе модели Харрода лежит теория акселератора.

Рассмотренные модели далеко не исчерпывают весь перечень разработанных  и описанных в экономической  теории моделей и методов, применяемых  при прогнозировании экономического роста. [ 5 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА  ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ

 

В системе землеустройства  на верхнем уровне находится  Генеральная  схема землеустройства территории Российской  Федерации. Эта схема  имеет долговременный предплановый характер с расчетным периодом осуществления  до 20 лет и разбивкой по очередям. Материалы схемы предназначены  для обеспечения  органов государственной  исполнительной власти и управления 

достоверной информацией  общегосударственного значения о  приоритетных направлениях развития землепользования и  землеустройства в стране на перспективу. Процесс составления  Генеральной схемы использования  и 

охраны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов:

- подготовка научно-технической концепции, в которой  излагаются задачи и основные пути реорганизации землевладений и землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики  государства;

Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов