Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа
Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………
Залогом эффективного использования земель является наличие доброкачественной информации о состоянии и использовании земель. Такая информация формируется в результате проведения аэрофотогеодезических и картографических изысканий, почвенно-геоботанических обследований, инвентаризации земель, землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.
Основу экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации в современных условиях составляют экономическое стимулирование и экономическая ответственность за нарушения установленных режимов охраны и использования земель.
Экономическое стимулирование охраны земель включает:
- возмещение затрат
- обязательное возмещение
ущерба за загрязнение земли,
утрату плодородия почв, других
ее полезных качеств, за
- предоставление льгот
по налоговым и арендным
Экономическая ответственность
за нарушение установленных
- наложение штрафных санкций
за использование земли не
по назначению, снижение почвенного
плодородия, развитие эрозионных
процессов, нарушение
- компенсацию убытков и упущенной выгоды смежным владельцам, землепользователям и арендаторам;
- пени за несвоевременное внесение платы за землю.
В Республике Башкортостан с 1996 года проводится большая целенаправленная и планомерная работа по выявлению и залужению деградированных земель и переводу её в сенокосы и пастбища. Залужение деградированных земель снижает развитие эрозии почв, потерю гумуса и питательных веществ почвы, улучшает структуру земельных угодий и тем самым способствует повышению урожайности возделываемых культур, снижению затрат на их возделывание, улучшению кормовой базы хозяйств и повышению эффективности всего производства. В то же время сокращение посевных площадей приводит к сокращению валового сбора сельскохозяйственных культур и отражается на уровне обеспечения населения продуктами питания. [ 8 ]
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ
Основной целью земельной
реформы в постсоветской России
было разгосударствление земли, создание
условий для возникновения
Известно, что в советский
период союзное государство обладало
монополией собственности на землю,
возникшей в результате ее национализации
и закрепленной в Конституции
СССР: «В исключительной собственности
государства находятся: земля, ее недра,
воды, леса». Первая попытка изменить
эти положения была предпринята
в конце 1980-х годов в рамках
реформирования социалистической системы.
Закон «О собственности в СССР»
и Основы законодательства Союза
ССР и союзных республик о
земле, вступившие в силу в 1990 году,
ликвидировали монополию
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.
На этом начальном этапе
реформы основной задачей правительства
было перераспределение земельного
фонда в пользу граждан и создание
нового типа сельскохозяйственных производителей
-- индивидуальных фермерских хозяйств.
Однако, вопреки ожиданиям, массового
исхода крестьян из коллективных хозяйств
не произошло. Те, кто решился вести
индивидуальное хозяйство, столкнулись
с немалыми трудностями: часто им
выделялись не самые качественные или
неудобно расположенные земельные
участки, не было кредитов, не хватало
техники. Начинающие фермеры испытывали
противодействие и негативное отношение
не только со стороны колхозных и
местных властей, но и самих колхозников.
Со временем государственная поддержка
фермеров практически сошла на нет,
многие из вновь созданных индивидуальных
хозяйств разорялись и банкротились.
Основной рост фермерства наблюдался
в период с 1992 по 1994 год, когда число
хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а
в 1996 году оно достигло своего «пика»:
279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих
12 001 гектаром сельхозугодий. Затем
это число стало сокращаться
при некотором возрастании
С целью ускорения аграрных
преобразований в 1991 году был издан
указ президента «О неотложных мерах
по осуществлению земельной
К середине 1995 года многие субъекты
РФ из политических или иных соображений
задерживали (а некоторые и вовсе
не начинали) выдачу свидетельств на земельные
доли. При этом местными законодателями
нередко вводились
В июле 2002 года был принят
внесенный правительством компромиссный
вариант закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост сегодня является наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться - как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост).
Модели и методы прогнозирования
экономического роста. Наибольшее распространение
для прогнозирования
Наиболее приемлемой для анализа динамики экономического роста на макроуровне является двухфакторная модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала и труда:
Уt = Аt (Ktа Ltв)
где: Уt- объем валового внутреннего продукта в году t;
Аt- нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства;
Кt - объем основного капитала (производственных фондов);
Lt- объем занятого в народном хозяйстве живого труда;
а - характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики производственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Кt (при Lt = const);
в - характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики затрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Lt (при Кt = cons);
а и в - расчетные показатели. Так, расчеты по обрабатывающей промышленности СССР в 70-80-е годы дали следующие значения этих показателей эластичности: а = 0.28; в = 0.72.
Используя эти показатели, можно определить объем ВВП в интересующем нас году. При помощи логарифмического дифференцирования производственную функцию можно выразить в показателях среднегодовых темпов прироста.
Уt = а Кt + в Lt
где: Уt- среднегодовой прирост ВВП за период времени t;
Кt - прирост основного капитала (производственных фондов) за период времени t;
Lt - прирост затрат живого труда за период времени t.
В зависимости от величины суммы показателей а и в могут иметь место три типа экономического роста.
1. Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в n раз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат факторов. Это случай интенсивного роста, при всём этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в > а, то - трудосберегающий рост.
2. Выражение а + в <
1 означает, что выпуск продукции
увеличивается медленнее по
3. Выражение а + в = 1
означает, что выпуск продукции
увеличивается пропорционально
затратам факторов
На базе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический рост с учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную модель:
У t = At* Kt* Lt* e,
где е - основание натуральных логарифмов (е = 2.718);
r- коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t.
Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста общественного продукта за период времени t
Уt = a Kt + В*L + r
При этом принимается, что а + в = 1.
Наиболее полно выражает
зависимость результатов
Всего учтено 23 фактора.
По расчетам американского экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годов реальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого из указанных факторов составил:
- прирост затрат труда - 32 % ВВП;
- рост производительности труда - 68 % ВВП;
в том числе: НТП - 28 % ВВП, затраты капитала - 19 % ВВП, образование и квалификация работников - 14 % ВВП; экономия на масштабах производства - 9% ВВП; улучшение распределения ресурсов - 8 % ВВП; законодательно- институциональные и др. факторы - 9 % ВВП.
Эти данные показывают, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта.
Большой вклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р. Солоу - лауреат Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П., Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А.
Р. Солоу, например, на базе аппарата производственных функций предложил модель экономической динамики, которая позволяет математически выразить наиболее важные процессы и результаты экономического роста. Она позволяет определять тенденцию макроэкономического развития с требуемой капиталовооруженностью и оптимальной нормой накопления, моделировать виды технического прогресса.
Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например, модели Е.Домара и Р.Харрода. Модель Домара базируется на использовании мультипликатора, а в основе модели Харрода лежит теория акселератора.
Рассмотренные модели далеко
не исчерпывают весь перечень разработанных
и описанных в экономической
теории моделей и методов, применяемых
при прогнозировании
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ
В системе землеустройства
на верхнем уровне находится Генеральная
схема землеустройства
достоверной информацией
общегосударственного значения о приоритетных
направлениях развития землепользования
и землеустройства в стране на
перспективу. Процесс составления
Генеральной схемы
охраны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов:
- подготовка научно-технической концепции, в которой излагаются задачи и основные пути реорганизации землевладений и землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики государства;
Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов