Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:11, курсовая работа
Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, отражала потребности общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.
Объектом государственной политики в сфере образования является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее и другие). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: государственная образовательная политика; образовательная политика институтов гражданского общества; региональная образовательная политика; муниципальная образовательная политика.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности муниципальных учреждений 5 1.1 Сущность и особенности деятельности муниципального учреждения 5
1.2 Функции и виды образования 8 1.3 Государственная политика в сфере образования РФ и РБ 14
1.4 Система образования в зарубежных странах 18
Глава 2. Анализ организации деятельности МП 26 2.1 Общая характеристика деятельности МБОУ СОШ №17 г.Уфа 26 2.2 Анализ системы среднего общего образования РБ 34
2.3 Система дополнительного образования г. Уфа 37
Глава 3. Пути совершенствования организации деятельности МП 41
3.1 Выявление проблем деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфы и пути их решения 41
3.2 Экономическая эффективность деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфа 50
3.3 Стратегические ориентиры развития образования в РБ 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Таким образом,
результаты анкетирования демонстрируют
недостаточное соотношение
В ходе анализа проблем деятельности школы были разработаны следующие пути их решения:
Меры, направленные
на повышение
Какими бы замечательными ни были программы нового поколения, учреждение дополнительного образования в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы непосредственных социальных заказчиков - родителей.
Решение данной задачи включает такие направления как: организация совместного сотрудничества на договорной основе; определение социального заказа на дополнительные образовательные услуги; ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг; оказание педагогами консультативной помощи родителям; организация развивающего досуга детей; реализация совместных проектов; развитие общественного управления в контроле качества оказываемых услуг.
3.2 Экономическая эффективность деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфа
Согласно Устава МБОУ СОШ № 17, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:
- бюджетные и внебюджетные средства;
- собственные средства Учредителя;
- средства, полученные
от родителей (законных
- доходы, полученные от
реализации продукции и услуг,
а также от других видов
разрешенной хозяйственной
- кредиты банков и других кредиторов;
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- имущество, переданное
школе собственником или
- другие источники, не запрещенные законом.
МБОУ СОШ № 17 может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные основными общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами.
К предпринимательской деятельности школы относится:
- реализация и сдача в аренду основных средств и имущества школы с разрешения учредителя;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в
других учреждениях и
- приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг.
В 2011 - 2012 г.г. МОУ СОШ № 17 получало доходы от сдачи в аренду помещений, за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, родительскую плату за пребывание воспитанников в дошкольных группах. С 01.01.2008 года организация питания воспитанников, обучающихся и работников в Школе, осуществляется на базе школьной столовой самостоятельно.
В Приложении 2 приведен анализ поступления средств из всех источников финансирования МОУ СОШ № 17 за 2011 - 2012 годы.
Анализ расходования выделенных ассигнований за 2011 - 2012 годы показывает, что исполнение смет расходов за счет бюджета близко к 100%, т.е. к полному освоению выделенных средств. Финансирование расходов за счет бюджетов разных уровней проведено в полном объеме и в соответствии с бюджетной росписью. На неисполнение сметы до 100% за счет средств, выделенных из бюджета МО города, объясняется тем, что муниципальный бюджет выделяет средства не только на функционирование учреждения, но и на реализацию городских целевых программ, исполнение которых осуществляется по результатам проведенных запросов котировок цен на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. Неиспользованные в рамках целевой программы средства не возможно перенести на другую статью расходов, что прямым образом влияет на выполнение плановых показателей по данному направлению.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 221 Бюджетного Кодекса РФ и Приказом 112н от 20.11.2007 года «Об общих требованиях к порядку составления утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» бюджетополучатели при согласовании с главным распорядителем вправе вносить изменения в смету расходов путем переноса ассигнований между кодами бюджетной классификации. МОУ СОШ № 17 в соответствии с Регламентом, утвержденным Финансовым управлением администрации МО города вносит в установленные сроки изменения в смету расходов, что приводит к наиболее полному исполнению ее расходной части.
Что касается бюджетных расходов, то в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась доля средств, выделяемых из бюджета МО и собственных доходов от предпринимательской деятельности. Доля средств, выделяемых из субвенции, в общей массе финансирования снизилась на 6,6%.
Доля внебюджетных средств в 2011-2012 годах увеличивается на 11 и 17,5% соответственно, что объясняется переходом с 1 января 2011 года столовой на условия самофинансирования и хозрасчета, этот вид деятельности активно развивается. Заинтересованность в увеличении поступления средств от деятельности столовой понятна -- данные средства служат дополнительным источником покрытия расходов (в, частности, тех, которые направлены для извлечения прибыли: коммунальные услуги, расходы на содержание имущества, расходы на услуги связи и прочие). Следовательно, часть бюджетных средств, которая ранее направлялась на покрытие вышеуказанных расходов, направляется на другие цели. Кроме того, за счет средств, полученных от деятельности столовой, обновляется материальная база данного структурного подразделения.
Темп прироста поступления средств из бюджета МО города увеличивается равномерно от года к году, что не характерно для средств субвенции. До 2008 года средства субвенции выделялись на основании проведенной на 1 сентября текущего года тарификации педагогических работников. С 1 января 2008 года вступили в силу изменения и дополнения к областному закону «Об образовании» от 3 апреля 1996 года №38-22-ОЗ с изменениями и дополнениями от 19 октября 2006 года №255-внеоч.-ОЗ. Средства субвенции на реализацию общеобразовательных программ выделяются на основании методики расчета субвенции местным бюджетам. При формировании объема выделяемых средств на одного обучающегося (в разрезе ступеней образования) учитываются: норматив финансовых затрат на реализацию общеобразовательных программ, стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги, расходы на обеспечение учебного процесса. Нормативная численность обучающихся в одном классе - 25 человек. На удорожание стоимости педагогической услуги влияет множество факторов, например, количество часов по базисному учебному плану, наличие программ дополнительного образования, виды классов (гимназические, лицейские, специальные коррекционные), среднее количество педагогических ставок в расчете на один класс, наполняемость классов. Важно отметить, что в расчете фонда оплаты труда педагогического персонала учитывается оклад по 12-му разряду ЕТС.
Применение данной методики расчета сказалось негативно на финансировании расходов МОУ СОШ 17, так как средняя наполняемость классов ниже нормативной. Кроме того, школа на протяжении 7 лет внедряет программы углубленного изучение предметов, что предусматривает увеличение количества часов по учебному плану и деление классов на группы. При формировании объема финансирования из областного бюджета главным распорядителем в 2008 году произведено перераспределение ассигнований между образовательными учреждениями с учетом их специфики и преемственности реализуемых образовательных программ. Уменьшение темпа прироста средств, выделенных из областного бюджета 2012 года к 2011 году, объясняется именно этим фактором. Начиная с 2012 года недостающие средства (между объемом финансирования по результатам тарификации и нормативом) выделяет бюджет МО.
Для реализации конституционных прав граждан РФ на бесплатное среднее (полное) общее образование из бюджетов разных уровней выделяются средства для функционирования учреждения и обеспечения его уставной деятельности. В этой связи интересно рассмотреть распределение расходов в зависимости от их экономического смысла.
Приведенные показатели информируют, что основными направлениями расходования средств являются заработная плата и ЕСН, (данные расходы составляют 72,29% от всего объема). Значительная доля расходов принадлежит статье 310 (Увеличение стоимости основных средств) - 12,49%, так как в 2012 году было окончено строительство пристройки овощного склада. На предоставление социальной поддержки населения (предоставление бесплатных завтраков и обедов детям из малообеспеченных семей, городских целевых программ социальной направленности) направлено 2,29% от общего объема средств, на приобретение материальных запасов - 1,11%. Прочие расходы, в которые вошли услуги по предоставлению связи, транспортные услуги, расходы по содержанию имущества, предоставление питания воспитанникам дошкольных групп составили 8,88% от общего объема средств.
Прослеживается планомерное увеличение объема расходов по следующим направлениям: заработная плата, ЕСН, пособия по соц. поддержке населения, что говорит о социальной направленности сметного планирования. Прочие расходы снижаются, что обусловлено повышением стоимости размера родительской платы и, как следствие, снижение расходов бюджета. Понижение расходов по коммунальным услугам обусловлено введением в действие целевой городской программы «Энергосбережение». В рамках этой программы в 2011 году установлены приборы учета потребления тепловой энергии, учреждение напрямую заинтересовано принимать меры по увеличению эффективности потребления этих ресурсов и стремиться сократить расходы за счет мероприятий внутреннего контроля (плановые проверки технического состояния оборудования, принятие мер по исключению аварийных ситуаций).
Начиная с 2012 года главным распорядителем в целью наиболее полной детализации расходов были введены продкоды кодов экономической классификации расходов (СубКЭСР). Очевидно, что Указания по применению бюджетной классификации (Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 №168н) группируют расходы по их экономическому смыслу, так сказать, «глобально», в результате чего бывает трудно отслеживать расходы по конкретному направлению.
3.3 Стратегические ориентиры развития образования в РБ
Отличительной
чертой современного этапа развития
общества является его модернизация,
в результате которой качественно
реформируются все социальные институты,
в том числе и система
В современных условиях образование становится той сферой духовной жизни общества, в которой воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный народами Башкортостана за многие века их консолидированного исторического развития. Поэтому ключевая задача образовательной практики состоит в оперативном реагировании на глубокие изменения, происходящие в политической, экономической, социально-гуманитарной сферах, а также духовной культуре народов Республики Башкортостан.
Становится очевидным, что Башкортостан, если он желает и в дальнейшем сохранять свой государственный суверенитет в составе демократической России, должен быть конкурентоспособным на российском и мировом рынках, обеспечивать своим гражданам достойный образ жизни, прежде всего, должен позаботиться о развитии системы образования.
В Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию «Время решительных действий» обозначено, что «формирование демократического правового Башкортостана неразрывно связано с осуществлением комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества».
Информация о работе Пути совершенствования организации деятельности МП