Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практиче-ской. В первой части, раскрыт вопрос ценообразование в современном предприятии. Подробно рассмотрены такие вопросы как: цели принципы и методы ценообразования. Во второй части курсовой работы рассчитаны и выполнен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год.
Цель теоретической части курсовой работы изучить ценовую политику на предприятии, её формирование и направления ее совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить задачи ценовой политики на предприятии;
- разобрать формирование цены и проведение ценовой стратегии на предприятии;
- рассмотреть направления совершенствования ценообразования в современных условиях;
- сделать анализ методики ценообразования в ОАО «АвтоВАЗ»;

Содержание

Введение 2
1. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 6
1.1 Цели, принципы и методы ценообразования. 6
1.2 Совершенствование подходов к системе ценообразования 17
1.3 Особенности ценообразования на предприятии ОАО «АвтоВАЗ» 19
2. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.1 Исходные данные для расчетной части курсовой работы 30
2.2. Выполнение расчетов 37
2.2.1. Расчет трудоемкости годовой производственной программы 37
2.2.2 Расчет потребности в основных производственных средствах 39
2.2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах 44
2.2.4 Расчет потребности в материальных ресурсах 48
2.2.5 Расчет годовых затрат на производство продукции (по экономическим элементам) 49
2.2.6 Расчет затрат на единицу продукции (по статьям калькуляции) 51
2.2.7 Проверка правильности произведенных расчетов 55
2.2.8 Расчет отпускных цен 58
2.2.9 Сводные экономические показатели 59
2.2.10 Анализ безубыточности 62
Заключение 65
Список литературы 68

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать2.docx

— 217.86 Кб (Скачать файл)
  1. Постановка целей ценообразования. Определяя цену на свой товар, предприятие должно четко определить цели, которые оно преследует. Цели могут быть краткосрочными (тактическими) и долгосрочными (стратегическими). От выбора целей зависят уровень и структура цен, которые в свою очередь влияют на размер прибыли, получаемой предприятием, структуру производства, издержки.
  2. Определение спроса на продукцию. Спрос на продукцию является одним из основных внешних для предприятия факторов ценообразования. Спрос отражает потребность покупателей в товаре, желание и возможность его приобрести. Подкрепленный бюджетным ограничением потребителей спрос определяет максимально возможную цену, по которой предприятие способно продать свой товар. Спрос – подвижный элемент рынка, на него оказывают влияние такие факторы, как цена товара, его качество, покупательная способность, вкусы и предпочтения потребителей.
  3. Оценка издержек производства. Эта оценка зависит от того, какой метод ценообразования выбирает предприятие. Но в любом случае величина издержек определяет максимальный уровень цены товара и услуги. Предприятие исчисляет следующие издержки производства:
  • постоянные издержки, величина которых не меняется при изменении объема производства (затраты на аренду помещения, амортизацию основного капитала, оплату труда управленческого персонала, отчисления на социальное страхование);
  • переменные издержки, величина которых зависит от объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, оплату труда производственного персонала и пр.);
  • валовые (суммарные) издержки – издержки на партию продукции;
  • средние валовые издержки в расчете на единицу производственной продукции, которые складываются из средних переменных и постоянных издержек производства;
  • предельные издержки – прирост издержек при увеличении производства продукции на единицу.
  1. Анализ цен и качества товаров конкурентов. Цена и качество товара являются основными экономическими параметрами его конкурентоспособности. Сравнение своего товара с товарами-аналогами, производимыми конкурентам, помогает предприятию выбрать политику и стратегию ценообразования, предвидеть возможную реакцию потребителей на изменения цен, определить свою роль с точки зрения возможности влияния на процесс ценообразования на данном рынке.
  1. Выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара. В связи с тем, что существует большое количество методов ценообразования, предприятие должно выбрать такой метод, который наиболее полно отражал бы специфику данного товара на рынке.
  2. Установление окончательной цены. На этом этапе происходит уточнение всех параметров ценообразования. Помимо издержек предприятие должно учитывать влияние политики конкурентов, возможную реакцию потребителей, государства, посредников, участников каналов товародвижения на товар, а также застраховать цену от возможных рисков. Требуется привести цену в соответствии с едиными условиями и сроками поставки, формами и валютой оплаты товара.

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования – на учете технико-эконмических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.

 

 






 

 

 

 

 



 

 

 

                               Рисунок 3 – Методы ценообразования

 

К затратным методам ценообразования относят метод полных издержек, метод стандартных издержек, метод прямых издержек [2].

Метод полных издержек – это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятием, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе

расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Этот метод в отличие от простого отражения затрат дает возможность проведения по факторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по из общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Метод прямых издержек – это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продаж. Практически все условно переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению рентабельности.

К параметрическим методам ценообразования относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

 Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товара. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров         начисление баллов по каждому параметру          суммирование баллов по базовому и искомому товарам       


расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов [3].

Цена на искомый (новый) товар  (Цн) балльным методом рассчитывается по формуле

Цн= Цб( нi:бi )

где      Цб – цена базисного товара;

Бнi– балльная оценка i-го параметра нового товара;

Ббi – балльная оценка i- го параметра базисного товара (эталона)

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары , параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

Ц = f(X1, X2, X3, …, Xn) ,

где    X1, X2, X3, …, Xn –основные параметры качества товара.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары [7].

Ценообразование, учитывающее условия конкуренции, применяют предприятия, работающие на рынке чистой или олигополистической конкуренции. Различают три метода определения цен: метод текущих цен, метод следования за лидером конкуренции и тендерный метод.

Метод установления текущих цен используют предприятия, которые исходят исключительно из условий конкуренции и устанавливают цену чуть выше или ниже, чем конкуренты, считается, что он отражает коллективную мудрость отрасли. Применяется этот метод на рынке, где продаются однородные товары в условиях чистой конкуренции. Цены на нем формируются в результате совместных действий хорошо информированных продавцов и покупателей, в этих условиях продать товар по более высокой цене не предоставляется возможным, в то же время не нужно устанавливать и более низкую цену, так как товары могут быть реализованы и по этой, приемлемой рынком, цене. Отличительной чертой предприятий, применяющий данный подход к ценообразованию, является то, что они не стремятся сохранять постоянную зависимость между ценами и издержками или уровнем спроса – предприятие изменит цену на товар только тогда, когда изменят свои цены конкуренты. Основной задачей в этих условиях является контроль собственных издержек. К данному ценообразованию могут прибегать предприятия, которые затрудняются определить собственные издержки на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся на рынке, базой для своих, так они избавляются от риска назначить цену, которую не примет рынок [9].

Метод следования за лидером конкуренции применяется  на олигополистическом рынке, где действует ограниченное число предприятий продавцов. Как правило, эти предприятия стремятся продать свои товары по одинаковой или близкой цене, т.к. каждое из них хорошо осведомлено о ценах своих конкурентов. Уровень цен на этом рынке определяется целями, которые ставят перед собой доминирующие на рынке компании, или негласным соглашением между участниками. В этих условиях более мелкие предприятия следуют за ценовым лидером, позволяя себе лишь небольшие скидки с цены. На таком рынке цены время от времени меняются вслед за изменением производственных затрат. В этом случае одно из предприятий берет на себя роль лидера, повышая или снижая цены на свои товары, а все остальные поступают также. Этот метод используется, если предпринимателю сложно прогнозировать собственные издержки, спрос или реакцию конкурентов – самым разумным в такой ситуации является следование за конкурентным лидером.

Тендерный метод, или метод закрытых торгов, является специфическим и используется в случае конкурентной борьбы нескольких предприятий за право получения контракта (на строительство, освоение месторождений природных ресурсов, поставку производственно-технической продукции и т.д.). Целью фирм является получение контракта и оттеснение конкурентов. Чтобы реализовать ее, необходимо учесть и определить конкурентов: чем выше цена, тем ниже вероятность получения заказа, и наоборот. Таким образом, предлагая цену, фирма исходит из цен, которые могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек и величины спроса [4].

1.2 Совершенствование подходов к системе ценообразования

 

Многие  ценовые решения предполагают пересмотр  цены уже существующего товара. Причиной тому могут служить неудовлетворительные объемы продаж, связанные с неожиданно жесткой конкуренцией, быстро развивающийся экономический спад или другие явления. Ценовые изменения также могут быть использованы для точной регуляции базисной цены.

Рыночная  корректировка цены является инструментом извлечения дополнительной прибыли и предполагает применение и разработку тактических приемов. К тактическим приемам следует отнести: долговременность цен, различие цен по сегментам, модификацию цен по географическому принципу, дифференциацию цен через систему скидок, модификацию цен для стимулирования продаж. При реализации тактических приемов важна и ценовая дифференциация, проявляющаяся в предложении одинаковых товаров и услуг по различным ценам. Отдельного внимания заслуживает премиальное и психологическое ценообразование [5].

Для разработки и успешной реализации ценовой  политики предприятия рекомендуется иметь постоянно действующее структурное подразделение, отвечающее за вопросы ценообразования на продукцию предприятия. Деятельность этого подразделения осуществляется при непосредственном контроле руководителя структурного подразделения предприятия, которое отвечает за маркетинг или сбыт продукции предприятия, и может входить в состав либо этого подразделения, либо планово – экономического подразделения.

Одним из основных факторов  совершенствования  ценообразования   на  любых предприятия является снижение себестоимости.

Можно выделить такие основные направления снижения  себестоимости  продукции, как повышение технического уровня производства. Это  внедрение новой,    прогрессивной    технологии,    механизация    и     автоматизация производственных  процессов,  которые  облегчат  условия  труда  и  поднимут производительность. Если процесс механизировать и  автоматизировать,  то  затраты на  производство  единицы  продукции  заметно  сократятся  за  счет   выплат заработной платы и начислений на  заработную  плату.

Информация о работе Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия