Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практиче-ской. В первой части, раскрыт вопрос ценообразование в современном предприятии. Подробно рассмотрены такие вопросы как: цели принципы и методы ценообразования. Во второй части курсовой работы рассчитаны и выполнен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год.
Цель теоретической части курсовой работы изучить ценовую политику на предприятии, её формирование и направления ее совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить задачи ценовой политики на предприятии;
- разобрать формирование цены и проведение ценовой стратегии на предприятии;
- рассмотреть направления совершенствования ценообразования в современных условиях;
- сделать анализ методики ценообразования в ОАО «АвтоВАЗ»;

Содержание

Введение 2
1. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 6
1.1 Цели, принципы и методы ценообразования. 6
1.2 Совершенствование подходов к системе ценообразования 17
1.3 Особенности ценообразования на предприятии ОАО «АвтоВАЗ» 19
2. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.1 Исходные данные для расчетной части курсовой работы 30
2.2. Выполнение расчетов 37
2.2.1. Расчет трудоемкости годовой производственной программы 37
2.2.2 Расчет потребности в основных производственных средствах 39
2.2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах 44
2.2.4 Расчет потребности в материальных ресурсах 48
2.2.5 Расчет годовых затрат на производство продукции (по экономическим элементам) 49
2.2.6 Расчет затрат на единицу продукции (по статьям калькуляции) 51
2.2.7 Проверка правильности произведенных расчетов 55
2.2.8 Расчет отпускных цен 58
2.2.9 Сводные экономические показатели 59
2.2.10 Анализ безубыточности 62
Заключение 65
Список литературы 68

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать2.docx

— 217.86 Кб (Скачать файл)

Как видно из представленных подходов в ценообразовании на «АвтоВАЗе» можно сказать, что они в первую очередь зависят от внутренних затрат предприятия, а в зависимости от внешней среды от взаимодействия с дилерами. В последнее время далеко не последнюю роль в данном процессе играет и государство [12].

Сегодня у «АвтоВАЗа» просто нет средств для борьбы с технологической неэффективностью производства, однако сделать «ВАЗы» дешевле все-таки можно. Лишь за счет сокращения прямых расходов, цены на весь модельный ряд могли бы сократиться на 17%.

Проблема «АвтоВАЗа» – в том, что основную часть стоимости автомобилей составляют издержки от производства. Выпуск этих машин организован крайне неэффективно. Для сравнения, в Германии на заводе Mercedes на одном конвейере выпускается сразу восемь моделей. В каждый кузов вживлен микрочип, который позволяет компьютеру идентифицировать, какая именно модель должна быть сделана на выходе. А у нас для каждой модели – свой конвейер. Неэффективно используется и техника, и гигантская территория [13].

Существует определенная формула расчета стоимости автомобиля, с ее помощью можно высчитать, сколько стоит один автомобиль производителю. Возьмем данные по МСФО за 2009 г., сложим несколько основных показателей: операционные расходы (19,5 млрд руб.), капитальные расходы в части, относящейся к текущему году (средний срок амортизации пять лет – 15,7 млрд) и прямую себестоимость (174,7 млрд). Полученную цифру, 210 млрд руб., делим на количество проданных машин. Итог – 260 000 руб.

Неэффективность прямых расходов «АвтоВАЗа» – примерно 20%. От конечной стоимости необходимо отнять 17%, то есть автомобиль мог бы стоить 218 000 руб. Если уволить половину сотрудников завода (50 000 человек), автомобиль будет дешевле еще на 12 000 руб., на 4,6%. Другими словами, при тех же ценах на сырье и с тем же оборудованием «АвтоВАЗ» мог бы выпускать машины на 55 000 руб. дешевле. Например, если сократить половину занятых на предприятии рабочих или уменьшить их зарплаты, то завод сможет уступить покупателю еще 4,6% от текущей цены.

В абсолютных цифрах это означает, что даже при минимальных усилиях со стороны производителя вазовские «семерки» могли бы стоить не теперешние 171 600 руб, а 134 534 руб., а «Приоры» – 246 097 руб. вместо 313 900 руб. Причем, именно на такой уценке для выпускаемых «АвтоВАЗом» машин настаивают и собственные дилеры производителя. Если «Жигули» станут дешевле на 30 000 – 40 000 руб., текущие продажи вырастут в полтора – два раза. Чтобы цена на автомобиль снизилась еще больше, заводу необходимо отказаться от производства автомобилей по технологии замкнутого цикла. В Европе у того же RenaultLogan 50% от розничной цены машины составляет стоимость компонентов. Для «Жигулей» этот показатель чуть меньше, так как здесь сама организация производства менее эффективна, чем за рубежом. К примеру, возьмем цену на Priora – 300 000 руб. Из этой цифры 20% – рыночная накрутка. Далее вычитаем НДС. Для «АвтоВАЗа» он составляет 15,25%. То есть, себестоимость машины – 203 400 руб. Из этой суммы 40% – цена материалов, необходимых для сборки (краска, лаки, масла) и услуг (логистика, уборка, охрана). Остальные 60% – стоимость деталей. Для «АвтоВАЗа» затраты на компоненты выше, чем для иностранных марок, в среднем, на 30 – 40%. В чем тут дело: 40 лет назад завод был задуман как предприятие замкнутого цикла – все детали «АвтоВАЗ» выпускает для себя сам. На Западе, кстати, еще в 60-е годы начался обратный процесс: Toyota, Ford вовсю избавлялись от собственных компонентных производств. В себестоимости компонента, если речь идет о механическом элементе, 70% – это сырье. Цена на сырье для независимого производителя компонентов, который закупает материалы крупными партиями, в среднем ниже на 30 – 40%. То есть, лишь за счет сокращения издержек при передаче на аутсорсинг подготовки компонентной базы можно было бы сэкономить примерно треть от себестоимости машины. На «АвтоВАЗе» предпринималось несколько попыток отделить от себя компонентное производство. Однако до сих пор этого сделать так и не удалось. Полностью избавившись от производства комплектующих, «АвтоВАЗ» мог бы урезать розничные цены на автомобили еще чуть ли не на треть, при условии, что производить комплектующие будут один из крупных мировых концернов – такой, как Magna. И лишь тогда машины «АвтоВАЗа» будут стоить своих денег.

Если «АвтоВАЗ» сможет снизить цену на 40 – 50%, это почти сразу же приведет к существенному росту спроса на их продукцию. При среднем показателе 243 автомобиля на 1000 человек и среднем возрасте автопарка 12 лет, можно смело утверждать, что если автомобиль по $4000 появится на рынке, пусть он и не будет хорошим – все равно станет хитом продаж. На это же указывает спрос на вторичном автомобильном рынке – он с началом кризиса упал всего на 10%. Спрос на подержанные автомобили выше, чем на новые машины почти вдвое. Если посмотреть по базе данных ГИБДД, лишь за первые шесть месяцев 2009 г. россияне приобрели почти 2 млн автомобилей с пробегом. Почти 40% из них – вазовские. При этом большинство проданных машин не дороже $10 000. Если предположить, что эти люди предпочли бы «секонд-хэнду» новую более дешевую «Ладу», в дополнение к нынешним 28 000 проданных в месяц машин «АвтоВАЗ» мог бы реализовать еще столько же [13].

Вывод

Таким образом, ценовая политика фирмы заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи. В нашей стране в области ценовой политики  еще не хватает необходимого опыта и знаний. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. В  условиях постоянного усиления конкуренции фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении за ранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.

Что же касается «АвтоВАЗа», то данному предприятию необходимо сильно стремиться к снижению издержек производства, так-так они на сегодняшний день являются определяющей статьей в формировании цены на свою продукцию. Для этого в первую очередь необходимо совершенствовать технологический процесс производства, а именно отходить от собственного производства комплектующих деталей, для своих автомобилей. Это означает, что «АвтоВАЗу» нужно отказаться от модели предприятия замкнутого цикла. Очень большие затраты приходятся на приобретение сырья для компонентов, и все это учитывается в отпускной цене на свою продукцию [12, 14].

 

 

2. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

  2.1 Исходные данные для расчетной части курсовой работы

Таблица 1

Производственная программа на планируемый год (штук)

Вариант

Наименование изделия, производственная программа

А

Б

В

N=0

500

800

1000

N=26

Вариант «0» + 10 х N= Вариант «0» + 10 х 26

760

1060

1260


ППа, ППб, ППв – производственная программа выпуска изделий А, Б, В

ПП = Вариант «0» + 10*N

ППа = 500 + 10 х 26 = 760 (шт.)

ППб = 800 + 10 х 26 = 1060 (шт.)

ППв = 1000 + 10 х 26 = 1260 (шт.)

  Таблица 2

Трудоемкость единицы продукции (нормо-часы)

Вариант

Наименование изделия

А

Б

В

Трудоемкость по видам работ, н-ч

Трудоемкость по видам работ, н-ч

Трудоемкость по видам работ, н-ч

м

л

с

м

л

с

м

л

с

N=0

7

5

6

5

6

4

4

5

7

N=26

Вариант «0» + 0,5 х N= Вариант «0» + 0,5 х 26

20

18

19

18

19

17

17

18

20


Там, Тал, Тас – трудоемкость изделия А по механическим, литейным, сборочным работам.

Тбм, Тбл, Тбс – трудоемкость изделия Б по механическим, литейным, сборочным работам.

Твм, Твл, Твс – трудоемкость изделия В по механическим, литейным, сборочным работам.

Т = Вариант «0» + 0,5хN

Там = 7 + 0,5 х 26 = 20 (н/час)

Тал = 5 + 0,5 х 26 = 18 (н/час)

Тас = 6 + 0,5 х 26 = 19 (н/час)

Тбм = 5 + 0,5 х 26 = 18 (н/час)

Тбл = 6 + 0,5 х 26 = 19 (н/час)

Тбс = 4 + 0,5 х 26 = 17 (н/час)

Твм = 4 + 0,5 х 26 = 17 (н/час)

Твл = 5 + 0,5 х 26 = 18 (н/час)

Твс = 7 + 0,5 х 26 = 20 (н/час)

  Таблица 3

 Тарифная ставка работ (руб./час)

Вариант

Виды работ

Механические

(м)

Литье пластмасс

(л)

Сборочные

(с)

N=0

10

8

12

N=26

Вариант «0» + 0,1 х N= «0»+0,1х26

12,6

10,6

14,6


ТСм, ТСл, ТСс – часовые тарифные ставки соответственно по механическим, литейным, сборочным работам.

ТС = Вариант «0» + 0,1хN

ТСм = 10 + 0,1 х 26 = 12,6 (руб./час)

ТСл = 8 + 0,1 х 26 = 10,6 (руб./час)

ТСс = 12 + 0,1 х 26= 14,6 (руб./час)

Таблица 4

  Расход материалов на изготовление единицы продукции

 

Вариант

Наименование изделия

А

Б

В

Наименование материала

ст, кг

пл,кг

эп,м

ст, кг

пл,кг

эп,м

ст, кг

пл,кг

эп,м

N=0

3

2

4

2

3

3

4

1

2

N=26

Вариант «0» + 0,1 х N= «0» + 0,1х26

5,6

4,6

6,6

4,6

5,6

5,6

6,6

3,6

4,6

Условные обозначения: ст – сталь; пл – пластмасса; эп – электрический провод.

Цена 1 кг стали – 20 руб.

Цена 1 кг пластмассы – 80 руб.

Цена 1 погонного метра электрического провода – 4 руб.


НМас, НМапл, НМаэп – нормы расхода материалов (соответственно стали, пластмассы, электрического провода) на производство единицы изделия А.

НМбс, НМбпл, НМбэп – нормы расхода материалов (соответственно стали, пластмассы, электрического провода) на производство единицы изделия Б.

НМвс, НМвпл, НМвэп– нормы расхода материалов (соответственно стали, пластмассы, электрического провода) на производство единицы изделия В.

НМ = Вариант «0» + 0,1х26

НМас = 3 +0,1 х 26 = 5,6 (кг)

НМапл = 2 +0,1 х 26 = 4,6 (кг)

НМаэп = 4 + 0,1 х 26 = 6,6 (м)

НМбс = 2 +0,1 х 26 =4,6 (кг)

НМбпл = 3 +0,1 х 26 = 5,6 (кг)

НМбэп = 3 + 0,1 х 26 = 5,6 (м)

НМвс = 4 +0,1 х 26 = 6,6 (кг)

НМвпл = 1 +0,1х26 = 3,6 (кг)

НМвэп=2+0,1 х 26=4,6 (м)

 

 

Таблица 5

Расход покупных комплектующих изделий на изготовление единицы продукции (руб./ед.)

Вариант

Наименование изделия

А

Б

В

N=0

20

85

44

N=26

Вариант «0» + N= Вариант «0» + 26

46

111

70


НКа, Нкб, НКв – нормы расхода покупных комплектующих изделий на изготовление единицы продукции соответственно по изделиям А, Б, В.

НК = Вариант «0» + N

НКа = 20 +26 = 46 (руб./ед.)

НКб = 85 +26 = 111 (руб./ед.)

НКв = 44 +26 = 70 (руб./ед.)

Таблица 6

Объем незавершенного производства по видам работ на конец планируемого года (нормо-часы)

Вариант

Виды работ

Механические

(м)

Литье пластмасс

(л)

Сборочные

(с)

N=0

2000

4000

6000

N=26

Вариант «0» + 100 х N=  Вариант «0» + 100 х 26

4600

6600

8600

Информация о работе Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия