Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Государство выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и правового порядка. Все эти функции взаимосвязаны и во многом зависят от развития экономики.
Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается [15, 158].
За государством всегда
сохраняется организация
К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, общегосударственным транспортом, связью и др. [11].
Таким образом, основными
направлениями экономической
1. Обеспечение нормальных
условий работы рыночного
2. Выполнение функций,
очерченных минимально
3. Разработка, принятие
и организация выполнения
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы.
Государственное регулирование экономики – это экономическая категория, отражающая отношения в обществе, связанные идеей поддержания устойчивых условий функционирования и развития, основанных на использование потенциала государственной власти (административного ресурса государства). Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Методы регулирования – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей деятельности на управляемый объект для достижения поставленной цели [9, 81].
К первой группе
методов регулирования
Влиять на
рынок как самонастраивающуюся
систему можно в основном
Экономические методы предполагают
воздействие на характер рыночных связей
и расширение рыночного поля, через
предположение степень
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок.
С помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов). Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете.
Политика изменения
государственных доходов и расх
Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет. Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д. Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.
Некоторые экономисты к
экономическим методам
Согласно федеральному закону от 20,07,95 г.№115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год). Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития [2].
Планирование осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Оно может применяться на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм Планирование государства в рыночной экономике – это государственное бюджетное планирование, социально экономические программы, государственные заказы, повсеместное использование бизнес-планов.
Планы представляют
собой документы, в которых
в форме заданий и показателей
отражены основные цели
Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчетов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны.
Наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К административным средствам относится: Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий; разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров; принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы [9, 84].
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса