Роль государства в развитии туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Государство  выполняет многочисленные функции  политического, военного, экономического и правового порядка. Все эти  функции взаимосвязаны и во многом зависят от развития экономики.

Деятельность государства  направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции  современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

Основные регулирующие функции государства состоят  в следующем:

  • стимулирование сбалансированного экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • регулирование уровня цен;
  • создание правовой основы;
  • распределение ресурсов;
  • обеспечение социальной защиты;
  • регулирование рынка труда;
  • сохранение и улучшение окружающей среды;
  • региональная политика;
  • реализация национальных интересов.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается [15, 158].

За государством всегда сохраняется организация денежного  обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, обеспечение устойчивости национальной валюты, и многие другие. Это так называемые классические функции государства.

К исключительной прерогативе  государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, общегосударственным транспортом, связью и др. [11].

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных  условий работы рыночного механизма,  что предполагает регулярную  демонополизацию экономики, ее  антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др.

2. Выполнение функций,  очерченных минимально необходимыми  и максимально допустимыми границами  вмешательства государства в  экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Государственное  регулирование: особенности и  методы.

 

Государственное регулирование экономики – это  экономическая категория, отражающая отношения в обществе, связанные  идеей поддержания устойчивых условий  функционирования и развития, основанных на использование потенциала государственной власти (административного ресурса государства). Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Методы регулирования  – это совокупность способов и  приемов воздействия субъекта управления посредством своей деятельности на управляемый объект для достижения поставленной цели [9, 81].

К первой группе методов регулирования относятся  экономические и административные методы. Современная рыночная экономика  регулируется с помощью, как и  экономических, так и административных методов. Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, они взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

 Влиять на  рынок как самонастраивающуюся  систему можно в основном экономическими  методами, так как они не сковывают  свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма [17].

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через  предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. К  экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика. 

 Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие  нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

  • операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
  • политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок.

С помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.

Финансовой  политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов). Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете.

Политика изменения  государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной, или фискальной политики. Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным  направлениям их расходования. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет [13, 458].

Налоги являются основным источником государственных  доходов, в результате которых образуется госбюджет. Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д. Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

Некоторые экономисты к  экономическим методам государственного регулирования относят также  систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Государство в современных условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование и планирование на макроэкономическом уровне. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. Государственное прогнозирование - предвидение будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Прогнозирование выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики: предвидение социально-экономического развития страны или региона; предвосхищение вариантов и возможных последствий, принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического развития; своевременное внесение коррективов или отмены решений. Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысила роль и значимость прогнозирования. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций [18].

Согласно федеральному закону от 20,07,95 г.№115-ФЗ, государственное  прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год). Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития [2].

Планирование осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Оно может применяться на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм Планирование государства в рыночной экономике – это государственное бюджетное планирование, социально экономические программы, государственные заказы, повсеместное использование бизнес-планов.

 Планы представляют  собой документы, в которых  в форме заданий и показателей  отражены основные цели намеченных  преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. Индикативное планирование носит преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Директивное - обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач [19].

Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчетов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны.

Наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К административным средствам относится: Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий; разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров; принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы [9, 84].

Административные методы включают: финансовую поддержку государства  отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса