Роль государства в развитии туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

•    содействия кадровому  обеспечению туристической деятельности;

•    развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

• содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в  международных туристических программах.

Важнейшими способами государственного регулирования сферой туризма являются: лицензирование туристской деятельности, стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта, которые осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристической деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. [24].

Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристического продукта, отрицательный результат сертификации туристического продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристической деятельности. [6].

Туристская деятельность как отрасль  экономики страны требует надежного  правового регулирования, т. е. создания благоприятных условий для ее развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. Правоприменительные функции Ростуризма Федеральный закон от 5 февраля 2007 года №12 – ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ввел: систему финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму. Размер гарантии или страховки не может составлять менее 10 млн. руб. для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. – для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, 10 млн. руб. – для туроператоров, работающих в обеих сферах. Госдума согласилась уменьшить финансовое обеспечение для операторов международного туризма с 10 млн. до 5 млн. руб. на период с 01.06.2007г. до 01.06.2008г.

Кроме того, с 2007г. создан федеральный  реестр туроператоров, который  находится в открытом доступе сети Интернет и еженедельно актуализируется. Без внесения в него деятельность туроператоров считается незаконной[9, 15].

Надолго въезжающих в  Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это  является весьма низким показателем. К основным мерам государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма прежде всего относятся: создание условий для расширения туристической и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и других территорий РФ, а также формирование культурно-туристских зон, включающих памятники истории и культуры, объекты обслуживания; создание налогового инструмента поддержки социального туризма путем внедрения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при оплате расходов на путешествия в пределах РФ; существенное увеличение бюджетных ассигнований на продвижение внутреннего и въездного туризма в России и за рубежом, а также привлечение инвесторов [9, 17].

К основным барьерам для  развития внутреннего и въездного  туризма можно отнести: значительный физический и моральный износ  большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время; недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха; постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов; обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране; дефицит квалифицированных профессиональных кадров; избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов; недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма [9, 16].

2. 2 Государственные  программы развития туризма.

Государственные программы - инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое  программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования [9, 30].

Государственные программы  классифицируются по различным признакам: По объектам государственного программирования программы подразделяются на: общегосударственные программы, они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм; региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование; целевые программы, они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. По функциональной ориентации, программы бывают научно – технические, социально – экономические, производственно – технические, инновационные, организационно – хозяйственные, экологические. По срокам реализации программы бывают долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет), краткосрочные (до года). По источнику финансирования - централизованно финансируемые, финансируемые из средств местного бюджета, прочие источники финансирования, смешанное финансирование. По содержанию решаемых проблем и другим признакам [21].

Также программы  бывают обычные и чрезвычайны. Обычные  среднесрочные общеэкономические  программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

По каждой целевой  программе указываются:

    • краткая характеристика, включающая указание целей, при этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно;
    • указание основных этапов и сроков их выполнения;
    • результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
    • необходимые объемы финансирования не только в целом, но и по годам с указанием источников финансирования;
    • объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
    • государственные заказчики программы.

Субъекты экономического программирования – это государственные  учреждения, ответственные за составление  программ, их непосредственное осуществление  и контроль над ними. Объектами целевых программ обычно становятся отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований [24].

Программы разрабатываются  специальным государственным органом, а если его нет, то министерствам  экономики и финансов или специальным  межминистерским органом. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В условиях рыночной экономики  программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой  рекомендательно - стимулирующий характер.

В настоящее  время очень популярен вопрос о развитии туристической сферы, так как современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Президент России Дмитрий Медведев, проводя 1 августа 2008 года совещание в Угличе, посвященное вопросам развития туризма, назвал эту отрасль одной из важных для экономики страны, а также отметил, что ею необходимо заняться вплотную. Для этого создаются различные федеральные, региональные, местные программы  развития туризма в России.

Например, в 2008 году Правительством Российской Федерации была утверждена «Федеральная целевая программа  «Юг России (2008-2012 годы)», раздел «Развитие  туристско-рекреационного комплекса» [22].

Целью раздела является реализация мер государственной поддержки развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма, создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в туристическую индустрию регионов, обладающих высоким рекреационным потенциалом.

Это определило задачи раздела по созданию новых туристских комплексов, способных повысить инвестиционную привлекательность таких республик, как Карачаево-Черкесия («Архыз»), Кабардино-Балкария («Северный склон»), Северная Осетия – Алания («Мамисон»), Адыгея («Лаго-Наки»), Дагестан («Новый Каякент») и Калмыкия (оздоровительный комплекс с. Березовское), модернизация и реконструкция существующей инфраструктуры туристских центров в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Реализация мер по развитию туристско-рекреационных комплексов в регионах Юга России основывается на практическом использовании различных форм частно-государственного партнерства.

В проект программы включено строительство и реконструкция 26 объектов. Это в первую очередь  строительство за счет средств федерального и республиканского бюджета объектов коммунальной инфраструктуры всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» — дороги и газопровода, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также поисково-спасательной службы [9, 30].

За счет средств инвесторов предполагается строительство канатных дорог к местам катания, горнолыжных  трасс, гостиничных комплексов и  объектов сферы услуг, ледового и  лыжного стадиона, внутриквартальных сетей электроснабжения, газоснабжения, водопровода, канализации.

В связи со стремительным  развитием горнолыжных комплексов в России в разделе особое внимание уделено решению задач по стороительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры на перспективных горнолыжных  курортах, таких, как «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии – Алании, «Лаго-Наки» в Адыгее.

Общий объем финансирования из федерального бюджета по разделу  «Развитие туристско-рекреационного комплекса» составляет 18, 1 млрд рублей.

По экспертным оценкам, развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень безработицы на 25%, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.

В 2008 году уже было завершено строительство: двух объектов в Кабардино-Балкарской Республике, «Внешнее электроснабжение 2-й и 3-й очереди канатной дороги» на г. Эльбрус, 2-й очереди канатной дороги горнолыжного комплекса Приэльбрусья, двух объектов в Республике Дагестан, газопровода и линии электропередач к создаваемому санаторно-курортному комплексу «Новокаякент». По данным регионов, общее количество туристов, посетивших в 2008 году туристско-рекреационные территории и комплексы в пяти республиках Юга России, составило 1116, 6 тыс. человек [22].

Не остается без внимания  и наш Пермский край. Ведь в настоящее  время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный  потенциал для зимнего и летнего  отдыха, однако, несмотря на это, занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России. До сих пор в Пермском крае не занимались этой отраслью системно. Решить эту проблему, призвана краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае на 2008-2012 годы».

 В первом  чтении программа вызвала немало  нареканий у депутатов, они называли ее «сыроватой», так как в ней были плохо освещены вопросы инфраструктуры, участия органов местного самоуправления и вопросы финансирования, не определены приоритеты. Однако в первом чтении программа была принята, некоторые депутаты сочли принятие программы роскошью в условиях наступившего мирового финансового кризиса, ведь на реализацию программы требуются немалые средства. А ко второму чтению в программу был внесен ряд поправок.

Основной целью  Программы является создание благоприятных социально-экономических и организационных условий для устойчивого развития туризма как познавательного и оздоровительного вида деятельности и как эффективной отрасли экономики в Пермском крае [23].

 Достижение  поставленной цели предполагает  решение следующих первоочередных задач:

1. создание благоприятных  и стимулирующих условий для  развития туристской индустрии  и туристской инфраструктуры;

2. кадровое обеспечение  туристской индустрии Пермского  края;

3. научно-исследовательское  обеспечение туризма и туристской индустрии;

4. содействие  в привлечении инвестиций в  туристскую отрасль Пермского  края и развитии предпринимательства  в сфере туризма;

5. формирование  системы информационно-рекламного  обеспечения туристской отрасли;

6. создание эффективной  системы координации туристской сферы и управления туристской отраслью экономики.

Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса