Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48
Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством [17].
В последнее
время дотации вытесняются
Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами [10, 281].
Применение административных методов необходимо, они применяются в различных областях. Во-первых, это жесткий государственный контроль монопольных рынков. Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь. В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п. В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики это вторая группа методов.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы
и контракты на поставки
- государственная поддержка
программ, заказов и контрактов;
нормативные требования к
- правовые и административные
ограничения и запреты по
- лицензирование операций
по экспорту и импорту товаров,
Прямые методы государственного
регулирования экономики не связаны
с созданием дополнительного
материального стимула или
Методы косвенного государственного
регулирования экономических
- налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
- регулирование цен, их уровня и соотношений;
- платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют [9, 83].
Сфера применения косвенного
регулирования по мере развития рыночной
экономики значительно
Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
Глава 2. Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2. 1 Государственное регулирование туризма РФ.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода [22].
Туризм – неотъемлемая часть жизни современного человека, связанная с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности. Образованный, здоровый, активный человек – основа конкурентоспособности страны - основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [1].
Туризм – часть социальной сферы Российской Федерации [3]. Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения. Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.
В России федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
государственное регулирование
в сфере туризма, реализацию
государственной политики в
Россия, несмотря на свой
колоссальный туристический
Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.
Объективные и субъективные, экономические
и политические обстоятельства в
последние несколько лет
Практически исчезает социальный туризм. Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды [4]. Такой вид туризма осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны [20].
Появление отмеченных негативных обстоятельств связано со слабым действием рыночных рычагов, которые нуждаются в активном государственном вмешательстве.
Предполагается государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям. Государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
• принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
• создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
• разработка программ развития государственного и частного секторов;
• обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
• обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества [9, 8].
За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов и т.д.).
«Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ. Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами: содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования; определяет и поддерживает приоритетные направления; формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов [6].
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1) обеспечение права
граждан на отдых, свободу
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. [6].
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. В настоящее время сюда также можно отнести антикризисную поддержку туристического комплекса России [9,8].
Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется путем:
• создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;
• содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
• защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
• стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;
• установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;
• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
• налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса