Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48
Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма. В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира [24].
В Германии нет теплых морских пляжей, и в ее садах не цветут лимонные деревья. Однако эта страна всегда привлекала и впечатляла туристов. Германия располагается в центре Европы. Она граничит с девятью государствами: на Севере это - Дания, на Западе - Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франции, на Юге - Швейцария и Австрия, а на Востоке - Чешская Республика и Польша.
Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Почти 3 миллиона рабочих мест связаны непосредственно с туризмом. Наряду с торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей. В сравнении с другими отраслями экономики отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога идут на зарплаты и прибыль в кассы коммун [23].
Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением. Согласно статистике ВТО, в последние годы Германия прочно вошла в десятку стран - лидеров по приему зарубежных туристов, а по валютным поступлениям в отрасли она занимает 6-е место в мире. Отмечается устойчиво положительная динамика туристских прибытий.
Можно выделить следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну:
1. Высокая концентрация исторических
и культурных
2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
3. Высокий уровень сервиса.
Сегодня в Германии все маленькие фирмы, концентрируются вокруг нескольких мощных объединений. Принцип всех немецких концернов, занимающихся туризмом, заключается в наличии собственной авиакомпании, собственной системы гостиниц и транспорта. Все это дает им возможность концентрировать свою деятельность и предоставлять клиентам полный пакет услуг.
В большей степени здесь развит транзитный и выездной туризм. Весь немецкий выездной туризм - это частная собственность. Но государство выделяет определенные суммы для поддержания въездного туризма. Другая важная особенность - это однодневные поездки, которые являются главным фактором путешествий в Германии.
В Германии существует Федеральный туристический союз, представители этого союза работают в парламенте, и есть Национальный совет по туризму, который входит в министерство экономики. Таким образом, существует достаточно рычагов, чтобы лоббировать интересы туризма на всех уровнях [24].
Туристский
рынок становится зеркалом
Характеризуя туристический потенциал Германии, следует напомнить о великолепных шоссейных дорогах, прекрасном гостиничном сервисе, развитой сети аэропортов, связывающих страну со всем миром, что привлекает туристов сегодня. Все это говорит о том, что государственная поддержка туризма в Германии находится на высоком уровне.
3. 2 Совершенствование государственной поддержки туризма в России.
За последние годы туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу. Туризм по сравнению с другими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно в туризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса. Российский туристический бизнес в период кризиса нуждается в серьезной поддержке государства. Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могут быстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. В условиях кризиса, необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особое значение здесь приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Перспектива развития внутренн
Сегодня остается открытым вопрос о защите прав туристов в случае, если туруслуги оказаны ненадлежащим образом. Также много законодательных проблем, препятствующих развитию детского отдыха внутри страны. Нормативно-правовая база устарела, многие акты противоречат друг другу, следовательно, нужно создать современную базу нормативно-правового регулирования. В прошлом году в законодательной базе туристской отрасли России произошли существенные изменения - в первую очередь в законе о местном самоуправлении. Теперь муниципальные органы власти имеют право заниматься развитием туризма в своем регионе и самостоятельно планировать бюджет на поддержку отрасли. В регионах сейчас работает 65 отраслевых региональных программ. В рамках этих программ предусматривается участие муниципальных бюджетов. Денежные средства пойдут, прежде всего, на создание условий для развития инфраструктуры и на продвижение турпродукта как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.
Развитие туристической отрасли приносит и положительные результаты. На основе статистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденция развития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008 году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги выросли на 32,8%, количество услуг, оказанных гостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов, въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиян возросло на 3 млн. Наглядным положительным примером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программы является ФЦП [8].
Необходимо привлечения инвестиций в туристическую отрасль. Чтобы привлечь инвестиции в сферу туризма, нужно создать инвесторам необходимые условия. Перспективным направлением в решении этих вопросов является дальнейшее развитие туристско-рекреационных особых экономических зон (Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республика Бурятия, Республика Алтай, а также Калининградская и Иркутская области). Для активизации работы в зонах необходимо принять практические инфраструктурные решения с учетом возможности обеспечения мощностей очистных сооружений, энергоснабжения, устранения излишних административных барьеров, а также формирования туристских продуктов, ориентированных на различные группы населения.
Важными факторами для привлечения инвестиций в туризм являются финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы.
Учитывая непростую экономическую ситуацию, на развитие туризма в 2009 году было выделено 229 млн. рублей, это на 15% меньше, чем в 2008 году. Часть этих средств направлена на участие в 15 международных выставках. Также нужно отметить важность создания туристических представительств России в других странах. Пропаганда российского туризма за рубежом в этом году осуществляется в основном за счет участия в международных туристических выставках единым стендом с российскими регионами.
Итак, важнейшими направлениями
государственной поддержки
Данные направления требуют развития и совершенствования. Прежде всего, необходимо сосредоточить внимание на создание новых программ развития туризма, а также на их финансовом обеспечении, как в экономике России, так и в ее регионах. Программы включают финансирование таких мероприятий как развитие туристской и транспортной инфраструктуры, информационное продвижение туризма, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка кадров для сферы туризма. Несмотря на то, что государственные программы часто не реализовываются полностью, они все-таки обеспечивают социально-экономическое развитие в желаемом направлении.
Кроме того, следует больше внимания уделять проблемам создания и эффективного функционирования инфраструктуры туризма, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и другое.
Для разработки инноваций турпродукта необходимо создание крупных, национальных центров, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей. А также предоставление субсидий и грагтов для осуществления научно-исследовательских работ в сфере туризма и обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развитие инвестиционных возможностей [8].
В условиях
Заключение
Место и роль государства в экономике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Государство выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и правового порядка. Основными направлениями экономической деятельности государства являются: обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы; осуществление социальной политики, куда также входит разработка социальных программ.
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Общепринято деление методов на две группы. К первой группе методов регулирования относятся экономические и административные методы. Однако влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами к ним, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика, некоторые экономисты относят сюда систему государственного программирования, прогнозирования и планирования. Ко второй группе относятся методы прямого регулирования экономики это, например государственная поддержка программ, заказов и контрактов; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции. Также ко второй группе методов относятся методы косвенного регулирования экономики: налогообложение, уровень обложения налогами и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровня и соотношений и другие. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, и социального туризма. В настоящее время сюда также можно отнести антикризисную поддержку туристического комплекса России.
Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса