Роль государства в развитии туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Программа состоит  из двух блоков: общесистемные мероприятия  государственной политики и меры государственной поддержки в  сфере въездного и внутреннего  туризма в Пермском крае.

Первый —  это общесистемные мероприятия, носящие, прежде всего, маркетинговый характер и нацеленные на то, чтобы повернуть инфраструктуру гостеприимства «лицом» к жителям края и его гостям. Этот пункт является одним из важнейших, потому что сейчас Пермский край, как регион, интересный для туристов, практически не известен. Задача — создать информационное поле и донести его до туристов. Мероприятий для этого запланировано множество:

I. Регулирование:

     1. Мониторинг состояния отрасли  в соответствии с требованием  Ростуризма;

     2. Кадровое обеспечение развития  въездного и внутреннего туризма:  Организация научно- практических  конференций, круглых столов, форумов  с участием работников туристской  индустрии и представителей администраций  муниципальных образований по  вопросам развития въездного и внутреннего туризма с привлечением региональных, российских и зарубежных ученых и специалистов; Проведение курсов повышения квалификации для  специалистов по туризму администраций муниципальных образований и так далее.

     3. Проведение научно-исследовательских работ в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае (разработка маршрутов, проектов, исследований в муниципальных образованиях Пермского края и пр.).               

II. Информирование:

  1. Предоставление информационных услуг в сфере туризма;
  2. Содействие рекламе и продвижению туристских ресурсов Пермского края; Содействие организации и проведению ознакомительных рекламных туров для российских и зарубежных      туроператоров по туристским объектам и маршрутам Пермского края; Подготовка и       размещение материалов о туристском потенциале Пермского края в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации, в том числе организация пресс-туров по туристским объектам и маршрутам Пермского края (периодические издания, телевидение, Интернет, наружная реклама и другие СМИ) и др.;

     3. Создание  и включение в международную  сеть Интернет-портала    туристских  ресурсов Пермского края; Разработка  и обновление мультимедийной  презентации о туристском потенциале  Пермского края на нескольких языках;

    4. Участие  в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в сфере туризма [24].

К мерам государственной  поддержки в сфере въездного  и  внутреннего туризма в Пермском крае относится проведение следующих  мероприятий:   Разработка плана развития туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц,  автосервисов, туалетов, ограждений) и плана развития транспортной инфраструктуры к основным туристским объектам на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры (в части автомобильного и речного транспорта); Содействие созданию турпродуктов на основе событийных,  деловых и спортивных мероприятий, проводимых в Пермском крае; Содействие созданию новых туристских маршрутов в Пермском крае; Охрана окружающей  среды на основных  туристских маршрутах Пермского края.  

В рамках программы на развитие туризма выделено - 285,83 млн. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 129,54 млн. рублей, внебюджетные источники - 156,29 млн. рублей [24].

Для финансирования инфраструктуры, связанной с туристической отраслью, решается применить новый, во многом новаторский, механизм. С 2009 года муниципалитеты окончательно получат ряд серьезных полномочий, в том числе и по оценке приоритетов привлечения инвестиций в туризм. Кроме этого, сейчас в Пермском крае муниципалитетам передается ряд налогов — налог на доходы физических лиц, транспортный налог и налог на имущество организаций. Это — серьезные средства. И именно за счет них есть возможности для развития инфраструктуры и туробъектов в муниципальных образованиях. В то же время произойдет толчок к тому, чтобы муниципалитеты начали конкурировать друг с другом, в том числе за краевые средства, и таким образом создавать новые туристические объекты, маршруты, привлекать к себе больше внимания. Контроль за выполнением программы будет осуществлять координационный совет по развитию туризма, куда войдут представители исполнительной власти, бизнес - сообщества и общественных организаций [22].

Ожидаемые конечные результаты при реализации этой программы следующие:

- рост туристского  потока к 2012 году должен возрасти  до 600 тыс. человек в год; 
- привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма в объеме 156,29 млн.  рублей.

 
- увеличение коэффициента загрузки  коллективных средств размещения  должно  увеличиться  до  0,62; 
- планируется создание 1,8 тыс. новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся  организациях  туриндустрии; 
- планируется увеличение доли отрасли туризма в валовом региональном продукте края до 4,3% (с учетом мультипликативного эффекта).

Уже Запущен новый  туристический сайт visitperm.ru, в городах края работают 20 мультимедийных интерактивных терминалов. Специально для школьников разработана познавательная настольная игра, которая расскажет о достопримечательностях Прикамья.

В процессе создания комплексной  региональной программы по развитию туристической отрасли Пермский край далеко не пионер. Программы, направленные на развитие туризма, приняты и действуют во многих регионах России. Есть они и у наших соседей — в Свердловской, Нижегородской, Челябинской областях, Татарстане и Башкортостане. Там много усилий направлено на продвижение туристических объектов, которые уже узнаваемы в России. Поэтому сейчас мы сталкиваемся с проблемой того, что турпотоки из Пермского края потянулись в соседние области: пермяки поехали на горнолыжные центры в Свердловскую область, в аквапарки Казани. Мы идем с опозданием, поэтому сейчас нам нужно удержать показатели туристического потока, а затем уж его нарастить.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная  поддержка туристического бизнеса.

  1. 1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии).

 

Государство должно сосредоточить  свои усилия и имеющиеся свободные  ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.

 Целью оказания  государственной поддержки является  стимулирование предприятий туристической  отрасли к разработке новых  турпродуктов, развитию, повышению  качества предоставляемых услуг, что послужит, в конечном итоге, развитию туризма как одной из конкурентоспособных отраслей экономики региона. Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Государственная поддержка  туризма и туристской индустрии  в Российской Федерации согласно Федеральному закону  “О туризме и туристской индустрии в российской федерации” заключается в следующем:

         1. Органы государственной власти  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации в целях  создания благоприятных условий  для развития внутреннего и въездного туризма в пределах своей компетенции осуществляют поддержку развития туризма  посредством бюджетных инвестиций, установления налоговых, визовых, таможенных, инвестиционных льгот,  а также иных льгот, стимулирующих развитие туризма на территории Российской Федерации.

         2. Предоставление  услуг  иностранным  гражданам, совершающим туры  на территории Российской Федерации,  субъектами туристской индустрии  – российскими юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - гражданами Российской Федерации, является  международной торговлей услугами (экспортом услуг субъектов туристской индустрии).

         3. Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации, муниципальные  образования осуществляют государственную  поддержку развития внутреннего,  въездного  и социального туризма  на территориях туристских центров.  Расчет минимального бюджета  туристских центров осуществляется по повышенным социальным и финансовым нормативам, с учетом количества граждан, совершающих туры на территории туристского центра.

          4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования осуществляют содействие в продвижении внутреннего и въездного туризма на международном туристском рынке посредством социальной рекламы, участия в международных туристских выставках и ярмарках, выпуска и распространения печатной (теле/видео) продукции, информирующей о туристских ресурсах Российской Федерации.

5. Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации,  муниципальные образования могут  осуществлять выпуск и размещение  государственных и муниципальных  ценных бумаг для привлечения  средств на развитие внутреннего и въездного туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   6. При разработке  программ социально-экономического  развития Российской Федерации  Правительство Российской Федерации  определяет роль и значение  туризма и туристской индустрии в социально-экономической  политике Российской Федерации, а также приоритеты и перспективы их развития [7].

Государство напрямую участвует  в реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти.

 Во многих регионах России разрабатываются и реализуются региональные целевые программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма.

В России единой национальной организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными [22].

В России в 2007-2008 гг. было создано семь туристско-рекреационных зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом. На территории России широко представлены уникальные курортно - рекреационные объекты, но их развитие существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Развитие туристско-рекреационной  зоны связано с расширением сферы  услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания, а на это нужны средства.

Одна из наиболее ярких проблем – это гостиничный сектор России. Нормальные хорошие гостиницы по доступным ценам в России почти не появляются, а многочисленные малые гостиницы не зарегистрированы должным образом и не соответствуют всем требованиям средств размещения.

Следует   отметить   важность   комплексного    развития    туристской инфраструктуры, включающей в  себя  не  только  средства  размещения,  но  и  туристские   достопримечательности,   транспорт,   в  том   числе    прокат автомобилей,   дороги,   автостоянки,   аэропорты,   предприятия    питания, сувенирную  продукцию,  средства  связи и др.  Инвестирование  в развитие перечисленных объектов  туристской  индустрии   должно   осуществляться   с привлечением средств  как  федерального  и  регионального  бюджетов,  так  и внебюджетных  источников.  Строительство,  реконструкция  и содержание аэропортов, автомагистралей  федерального  значения,  реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты  туристского  показа и общие мероприятия по сохранению и  развитию  исторических  центров  должны финансироваться государством, региональные  и  местные  власти  отвечают  за развитие  местной  инфраструктуры  и  благоустройство  туристских    центров, расположенных на их территории [23].

Развитию туризма в  России нужна серьезная государственная  поддержка.

Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса