Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

История развития казначейской системы России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета………………………………………………………7
История развития казначейской системы России…………….7
Основы казначейского исполнения бюджета…………………13
Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...16
Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….28
2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………28
2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….45
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета: аспекты расходования средств…………………………….53
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России…………………………………………………..53
3.2. Проблемы организации казначейской системы, пути решения…………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………..67
Список использованных источников и литературы……………. 69
Приложения……………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа(черновик).doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

После получения  уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.

Смета доходов и расходов – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований. Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.

3. Принятие денежных  обязательств получателями бюджетных средств.

Получатели  бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.

4. Подтверждение  и выверка исполнения денежных  обязательств.

Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных  средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем  бюджетных средств лимитам бюджетных  обязательств и поступившему на его  лицевой счет финансированию.

Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в следующих случаях:

-при несоответствии  принятых денежных обязательств  требованиям, предъявляемым к  платежным и иным документам, необходимым для совершения расходования средств;

- при несоответствии  принятых бюджетных обязательств  закону о бюджете доведенным  бюджетным ассигнованиям и лимитам  бюджетных обязательств;

- при несоответствии  принятых бюджетных обязательств  утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

- при блокировке  расходов.

Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года. Бюджетным  кодексом РФ установлен срок его завершения – 31 декабря, после чего формируется  отчет за год. Для всех участников бюджетного процесса порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ. Органы казначейства – непосредственные участники и исполнители операций по завершению финансового года.

Для завершения финансового года по счетам расходов органов казначейства устанавливаются следующие этапы исполнения:

1. лимиты бюджетных  обязательств на текущий год  прекращают свое действие 31 декабря  текущего года.

2. принятие бюджетополучателями  бюджетных обязательств после 25 декабря текущего года не допускается. После этой даты нельзя заключать договоры на выполнение работ, представление услуг, и т.д. в пределах лимитов текущего года.

3. подтверждение  денежных обязательств должно  быть завершено органом казначейства 28 декабря текущего года. После этой даты любые платежные документы от бюджетополучателей не принимаются.

4. орган казначейства  обязан до 31 декабря текущего  года включительно оплатить принятые  и подтвержденные денежные обязательства.

5. неиспользованные остатки средств федерального бюджета на лицевых счетах распорядителей и соответственно на лицевых счетах органов казначейства зачисляются на отдельный счет и перечисляются платежными поручениями органов казначейства на счет в Главное управление Федерального казначейства РФ.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Остатки бюджетных средств прошлого года учитываются в доходах бюджета наступившего финансового года как остаток средств.

Порядок использования этих средств устанавливается Правительством РФ. Иной порядок устанавливается для средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Неиспользованные остатки указанных средств в полном объеме зачисляются на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета, и они не подлежат изъятию в доход бюджета.

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета9.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях  Банка России.

Функционирование  системы органов казначейства в  условиях использования ЕКС включает следующие основные моменты:

- централизация доходов и средств федерального бюджета на 
ЕКС, открытом в ГУФК;

- централизация операций по учету доходов бюджетов разных 
уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их 
между разными уровнями бюджетов и проведение расходов 
федерального бюджета на уровне УФК; 

- ежедневное отражение в Главной книге казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Главная книга - синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

Процесс казначейского  исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме.

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подлежащие перечислению в федеральный  бюджет напрямую, так и регулирующие налоги, на счет по учету налогов  и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Регулирующие  налоги - все виды налоговых поступлений, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов.

Таким образом, в УФК объединяются четыре действующих  в настоящее время доходных лицевых счета и закрываются лицевые счета по учету доходов на уровне ОФК.

Ежедневно УФК  распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням  соответствующих бюджетов. После  этого перечисляет их по электронным  каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных     фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК  передают ОФК информацию о поступивших  налогах и сборах по электронным  каналам связи для последующей  передачи территориальным налоговым  и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов  и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета  перечисляются Главным управлением Федерального казначейства в пределах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, которые зачисляются на счет УФК в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России.

Операционный  день - часть рабочего дня финансово-кредитной организации, отведенная для работы и обслуживания клиентов.

Финансирование  бюджетных учреждений проводится распорядителями бюджетных средств через органы казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельные лицевые счета для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляет на ЕКС.

Для выдачи бюджетным  учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают  доходы федерального бюджета и остатки  неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге казначейства, которая является основным учетным регистром.

Переход на новую  информационную технологию в условиях единого казначейского счета  позволяет:

- исключить возможность открытия счетов казначейства по 
учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

- с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской, Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

- сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

- в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функции казначейства;

- при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операции по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации10.

Казначейское исполнение федерального бюджета в РФ было введено в  РФ с 1992 года в целях обеспечения  управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, должного обеспечивать упорядочение расходования средств федерального бюджета и оперативность предоставления информации о состоянии государственных финансов. Таким органом стало Федеральное казначейство.

Деятельность казначейских органов  направлена на достижение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности государственного финансирования, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам

           (на     примере Отделения по Целинному району

                                УФК  по Курганской области)

2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета

      по      расходам Отделения по Целинному району УФК по

                                          Курганской   области .

 

Отделение по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области создано в 1994 г. и является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждении банка, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Оно несет установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него задач и подчиняется своему вышестоящему органу – Управлению Федерального казначейства по Курганской области.

Информация о работе Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета